ОКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г. Курска
Конспект открытого логопедического занятия
в 3-м класса по теме «Предлог»
Разработан:
Учителем-логопедом
Заплаткиной А.А.
2014 год
Актуальность:
Дисграфия – нарушение письменной речи, обусловленное несформированностью высших психических функций, нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
У воспитанников 3-го класса наблюдается смешанный вид дисграфии, составным элементом которого является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которая проявляется в искажении структуры слова и предложения.
В письменных работах детей чаще других встречаются такие виды ошибок как:
• Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»)
• Пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»)
• Перестановка букв (тропа — «прота»)
• Добавление букв (таскали — «тасакали»)
• Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота»)
• Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь — «идёдошь»)
• Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) — наступила — на ступила»
• Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.
В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется
Развитию навыка звукослогового анализа и синтеза;
выделению слова как единицы языка;
активизации знаний воспитанников по теме «Части речи»;
уточнению правил написания слов со служебными частями речи.
Цель: активизация знаний по теме «Предлог»
Задачи:
Образовательные:
упражнение детей в понимании семантической роли предлогов;
совершенствование умения детей устанавливать соответствие между предлогом и его схемой, составлять предложения с предлогами на наглядной основе, на основе схемы;
совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза;
закрепление навыков раздельного написания предлогов со словами;
расширение круга употребления предлогов, развитие умения строить предложения;
преодоление аграмматизма, как в импрессивной так и в экспрессивной речи учащихся;
Коррекционно развивающие:
развитие умения выделять предлог из предложения на слух;
развитие и уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие высших психических функций;
совершенствование навыков самоконтроля;
Воспитательные:
формирование положительного отношения к занятиям и уверенности в своих силах;
воспитание самостоятельности, умения работать в парах.
Оборудование: картинка мальчика, памятки для детей, схемы предлогов, карточка с написанными предложениями, игровое лото «Предлоги», раздаточный материал: таблица «Схема предлога – название предлога», карточки с деформированными предложениями.
Ход занятия:
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | Примечания | |
| — Здравствуйте. Посмотрите вокруг, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга. Присаживайтесь, пожалуйста | Дети приветствуют присутствующих гостей, учителя-логопеда и друг друга |
|
— А начнем мы наше занятие с традиционной разминки. Будьте внимательны. — назвать первый звук в названии времени года, которое сейчас за окном; — назвать последний звук в названии времени года, которое будет после весны; — назвать количество слогов в названии месяца, который сейчас за окном; — назвать количество слогов в названии дня недели, который будет завтра. — Молодцы, справились с заданием | Дети внимательно слушают вопросы учителя-логопеда, отвечают на них |
| |
| — Сегодня к нам на занятие пришел еще один гость. А чтобы узнать, как его зовут нам необходимо выполнить задание. — Имя нашего гостя зашифровано. Я вам предлагаю поиграть в игру «Шифровальщик» и разгадать имя. Напомню, каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы алфавита. — Как же зовут нашего гостя? — Совершенно верно. Это «Предлог». И тема нашего сегодняшнего занятия – Предлог | Дети, соотнося цифру с местом буквы алфавита, порядковым номером которой является число, расшифровывают имя гостя. — Нашего гостя зову «Предлог» | На доске висит табличка с зашифрованным именем гостя. |
— Откройте ваши тетради. Но прежде чем записать дату и тему нашего занятия, давайте разогреем наши пальчики. Упражнение «Пальчики заснули – проснулись» — Молодцы, а теперь запишите дату и тему занятия. | Дети выполняют упражнение, записывают дату и тему занятия |
| |
| — А кто мне подскажет, что такое предлог? — А для чего нам нужны предлоги? — Как пишутся предлоги со словами? — Хорошо, молодцы. Давайте послушаем, что нам гость расскажет о себе и узнаем, правильно ли мы ответили на вопросы. Учитель-логопед читает текст: «Я предлог! Я служебная часть речи. Найдете вы меня в словосочетаниях и предложениях. Я связываю слова между собой. Помогаю понять, где находятся предметы. Служба у меня такая. Да только запомните, пишусь я со словами раздельно». — Правильно мы с вами рассказали о предлоге? | — Предлог – это часть речи. — Предлог служит для связи слов в предложении. — Предлоги со словами пишутся раздельно. Дети слушают рассказ учителя-логопеда. — Да, правильно | После прочтения учитель-логопед раздаёт каждому ребенку памятку о предлоге |
— Ребята, но предлог пришел к нам не просто так. Ему интересно, хорошо ли вы знаете, кто он такой. Он решил это проверить и приготовил нам задания. — Для этого он позвал на помощь своих братьев. Только они спрятались от нас. Давайте угадаем их имена. — Молодцы, всех узнали. А сейчас посмотрим, как вы их запомнили. — Выходите, пожалуйста, к доске. Я вам предлагаю, поиграть в игру «Где я?». Вы по очереди достаете карточку. Читаете предложение, которое на ней написано. И размещаете карточку рядом с предлогом, который спрятался в предложении. — Молодцы. Присаживайтесь на свои места. Посмотрите, у вас в тетрадях оказались наши братья-предлоги. Запишите, пожалуйста, их имена. | Дети внимательно смотрят на схему предлога, называют предлог, который за ней спрятался — Выполняют задание. Соотносят предлоги с их схематичным изображением Заполняют в тетрадях таблицу «Схема предлога – название предлога» | Учитель-логопед показывает детям схемы предлогов и вешает их на доску. | |
— Доволен Предлог. Но хочет еще вас проверить. Предлагает нам поиграть в игру «Сигнал». Он приготовил нам предложения, в которых спрятал своих братьев и предлагает нам их найти. Если в предложении есть кто-то из его братьев, вы показываете зеленый сигнал, если нет – красный. Слушайте внимательно: — Наступила весна. — На календаре февраль уступил место марту. — Солнце светит ярче. — По улицам побежали ручьи. — Проснулись деревья, расправили ветви. — Скоро на родину вернутся перелётные птицы. — На пригорках появится молодая зеленая трава. — Совсем скоро деревья оденутся в зеленую листву. — Всё радуется приходу весны. — Молодцы, а какие предлоги вы запомнили? — Хорошо, а теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. | Дети внимательно слушают рассказ, показывая нужный сигнал. Предлоги «на», «по», «в» |
| |
| Руки вниз, в кулачок, Разжимаем – на бочок Руки вверх, в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся На меня все посмотрели, И на место тихо сели |
|
|
| — Предлог приготовил нам еще одно задание. Перед вами лежат карты, на них изображены братья-предлоги. У каждого из вас есть карточку с картинками. Вам необходимо каждую картинку поместить к своему предлогу. — Выполнили задание? Поменяйтесь, пожалуйста, игровыми полями. Проверьте друг друга, если карточка лежит неправильно, переверните её. | Собирают игровое поле «Лото» — Выполняют проверку работы друг друга. | На картинках нет подписи. Дети сами должны определить, какой предлог необходим |
— Хорошо. Решили братья-предлоги поблагодарить вас за занятие, да так спешили, что все перемешались. Давайте поможем им. У вас в тетрадях записаны предложения, но предлоги перепутались. Ваша задача найти и исправить ошибки. По очереди читаем предложения и исправляем – вставляем нужный предлог. | Внимательно читают предложения и исправляют ошибки. Читают предложения. |
| |
Итог
| — Молодцы. Хорошо потрудились. Закройте тетради. Поставьте ручки в стакан. Тетрадь положите под стакан с ручками. Наш гость благодарит вас за занятие и хочет придти к вам вновь. Пригласите его? — Молодцы. — Так кто же был у нас в гостях? — Что такое предлог? — Для чего он нужен? — Со словами в предложении пишется слитно или раздельно? | Дети выполняют инструкцию учителя-логопеда. — У нас в гостях был Предлог. — Предлог – это часть речи. — Предлог служит для связи слов в предложении. — Предлог со словами пишется раздельно. |
|
— Молодцы, спасибо всем за занятие. |
|
|
Приложения
Название предлога | |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|