Муниципальное общеобразовательное учреждение
Перхушковская основная общеобразовательная школа
Раньше – позже, сначала – потом.
УМК «Школа России»
подготовила
учитель начальных классов
Шарина Елена Евгеньевна
2011
Тема. «Раньше — позже, сначала — потом».
Цели: учить точно и правильно употреблять слова «раньше», «позже», «сначала, «потом» на материале времен года, счета, режима дня, повторить явления природы, закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10; формировать умение составлять рассказ по картинкам, приучать к правильному режиму дня.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация раннее изученного.
На наборном полотне в первом ряду 7 груш, во втором – 5 яблок.
— Сосчитайте и покажите, сколько здесь груш, яблок. (Груш 7, яблок 5).
— Каких фруктов больше? На сколько? (больше груш на 2 штуки).
— Что нужно сделать, чтобы фруктов стало поровну? (Добавить ещё 2 яблока).
— Положите перед собой треугольников столько, сколько на доске груш.
— Поднимите второй слева треугольник, уберите его.
— Поднимите третий справа треугольник, уберите его.
— Выложите 5 кругов.
— Чего больше: кругов или треугольников?
— Докажите, что их поровну. (Можно пересчитать, можно составить пары.)
Физминутка.
Повернитесь направо, ещё раз направо, налево и ещё раз налево. Посмотрите вверх, посмотрите вниз. Правой рукой покажите на правую стену, левой рукой покажите на окно. Опустите руки, садитесь.
Объяснение нового материала.
Постановка проблемы и открытие нового знания
— Я вам предложу загадки, а вы хором ответите на вопрос: «Когда это бывает?» Посмотрим, дружный ли у нас коллектив, умеете ли вы хором одновременно отгадывать загадки.
Ученик выставляет на доску картинки после ответов детей.
– Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома…
Зовут меня…
Зима.
— Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…
Весна.
— Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою –
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…
Лето.
— Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я…
Осень.
— По каким признакам вы определили зиму, весну, лето и осень?
Фронтальный опрос
— Кто в году четыре раза одевается? (Земля.)
— Когда земля одевается? (Зимой, весной, летом, осенью.)
— Какое время года наступает после зимы?
— Какое время года наступает после весны?
— В какое время года начинаются занятия в школе?
— Что бывает раньше: зима или весна?
— Какое время года наступает позже: осень или лето?
— Какое время года изображено на первой (второй, третьей, четвертой) картинке? Скажите, какое время года вам больше всего нравится, и объясните, почему.
— Все времена года хороши, в каждом сезоне есть своя прелесть.
Количественный счет в пределах 10
— Назовите числа по порядку от 1 до 5.
— Кто сможет посчитать до 10? Давайте, посчитаем хором от 1 до 10.
— Какое число вы назвали раньше: 2 или 3?
— Какое число вы назвали позже: 1 или 4?
— Какое число вы назвали раньше: 10 или 9? Какое число вы назвали позже: 5 или 8?
— Назовите по порядку числа от 2 до 7.
Физкультминутка
Выставляются человечки, которые показывают последовательность упражнений.
Ученики описывают последовательность упражнений, используя слова «сначала», «потом», затем по команде учителя начинают выполнять.
IV. Закрепление.
Работа по тетради №1.
С.4.
— Найдите задание над чертой. Что нужно сделать?
— Надо провести линии ручкой по пунктиру.
— Давайте в воздухе покажем, как мы рисуем горизонтальные линии – слева направо, вертикальные – сверху вниз.
Работа по учебнику с. 10.
— Посмотрите рисунки с зайчиком. Правильно ли их расположили?
— Что было сначала? Что произошло потом?
— Что зайка делал раньше: завтракал или шёл в школу?
— Что было позже: сон или зарядка?
— Давайте попробуем прочитать, что написано под чертой, и ответим на вопросы.
— Что нарисовано слева страницы?
— Что у этих картинок одинаково?
— Чем они отличаются?
Физминутка «Путаница».
Учитель произносит команду «Руки в стороны», а сам поднимает руки вверх. Задача учеников – выполнить словесную команду.
С. 11.
— Посмотрите на верхний рисунок. Придумайте вопросы, начинающиеся словами «сколько», «какой по счёту».
— Скажите, кто заёдёт в дом первым? Кто зайдёт потом?
— Кто стоит перед лисой? За волком? Между зайцем и лисой?
V. Итог урока
— Опишите сегодняшний урок с помощью слов «раньше», «позже», «сначала», «потом».
— Чему мы сегодня учились? (Составлять рассказы, с использованием слов «раньше», «позже», «сначала», «потом».)
VI. Домашнее задание: рассказать о своём распорядке дня.
VII. Рефлексия:
— Что понравилось на уроке? Кто доволен своей работой на уроке?
Используемые источники:
Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 1 класс. М.: ВАКО, 2009, 512 с. (В помощь школьному учителю).
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
https://images.yandex.ru – картинки.