Конспект урока для 3 класса на тему «Защита Времён года»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №402

111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел.375-71-31, тел/факс 375-59-11

E-mail:[email protected] http:www.s402.edusite.ru















3 класс

«Защита Времён года».




подготовила

учитель начальных классов

Васильева Наталья Геннадиевна







г. Москва

2012

Урок – соревнование на тему «Защита времён года» в 3 – м классе.

Проходит после проекта «Времена года», который длился весь 2 класс

Цели урока:

  • Расширять знания учащихся о временах года.

  • Показать своеобразие, неповторимость, красоту каждого времени года.

  • Развивать навыки групповой и коллективной работы.

  • Учить дискутировать.

  • Развивать внимание, речь, мышление, творческие навыки.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Оборудование:

  • Альбомы учащихся «Времена года». ( Альбомы пополнялись весь 2 класс по темам: «Зима, весна, лето, осень», в них пословицы, поговорки, пословицы, загадки, стихи, свои рассказы по временам года).

  • Костюмы по временам года.

  • Эмблемы для каждого времени года (готовят сами дети).

  • Стенгазеты команд по временам года (готовят дети и родители).

  • Листы А4 с названиями конкурсов (готовит учитель).

  • Для конкурсов: листы цветной бумаги, ножницы, кисти (по количеству учеников), краски, баночки для воды, листы ватмана или А3 (по 4 экземпляра).

  • Видеоклипы по временам года (взять на сайте вики…).

  • Листы с написанными и разрезанными пословицами, поговорками о временах года.

  • Музыкальные ролики с танцами, песнями.


Оформление:

  • На стенах кабинета стенгазеты ребят, листы из их папок по временам года, репродукции художников, рисунки детей.

  • Доска разделена на четыре части. Вверху надпись цветными буквами «Защита времён года». Каждая часть доски – время года с репродукциями художников по временам года. По ходу урока она будет заполняться. Внизу размещены листы с названиями конкурсов (названия невидны).

Подготовка:

  • Необходимо разделить класс на 4 группы (зима, весна, лето, осень).

В 3–х группах по семь человек и одна – 8 (в классе 29 человек).

  • Подготовить цветные квадраты, пять из них должны быть одного цвета (красного), остальные любые. При входе на праздник, каждый родитель берёт квадрат, у кого — красный, тот в жюри. Возможны другие варианты

  • Расставить парты: четыре, вокруг которых парты для каждой команды и одна для жюри.

Выступление учеников от каждой команды (по 1 человеку).


  1. Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглись

Пред закатом небеса.


  1. Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебель колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.


  1. Летний вечер тих и ясен,

Посмотри, как дремлют ивы.

Запад неба бледно — красен,

И реки блестят извивы.


  1. Веют осенние ветры

В мрачной дубраве.

С шумом на землю валятся

Жёлтые листья.


Учитель.

  • О чём эти строки? (О зиме, весне, лете, осени).

  • А как одним словом, назвать все эти четыре периода жизни природы? (Времена года). Сегодня мы проводим защиту проектов по временам года. Весь наш класс во время подготовки к мероприятию разделился на 4 команды. Каждая команда приготовила визитку своего времени года, эмблему, загадки, приметы, танцы и другие интересные материалы.

  • Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да заспорили, кто из них лучше? И начали художники друг за другом разрисовывать Землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. В судьи себе выбрали Красное Солнышко, а его помощники сегодня в нашем жюри – это наши родители.


Выступление учеников от каждой команды (по 1 человеку).

  1. Только появились на деревьях почки.

Новенькое платье сшила мать для дочки.


2.

С яркими цветами и голубизною,

Маленькую дочку назвала Весною.


  1. Дочь свою вторую называла Летом,

Мать дала ей много солнечного света.


  1. Спелыми плодами любовалась мать,

Осень – третью дочку стала называть.


  1. Снегом, украшая горы и дома.

Имя старшей дочке мать дала – Зима.


Учитель.

  • Итак, начинаем защиту времён года. Помните команды, что цель нашей встречи – доказать, что ваше время года – самое лучшее, красивое, интересное.


1 конкурс «Визитная карточка». Оцениваются костюмы, чтение стихов и прозаических отрывков наизусть, стенгазеты, эмблемы. 1 или 2 балла за каждую позицию.

Команда «Зима».


  1. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Земля покрылась пушистым снегом, побелели поля и пригорки.

  2. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

  3. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина!

  4. Поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит околдованный чародейкою Зимою лес.

  5. Все мы рады «проказам матушки-зимы». Лепим снежную бабу, мчимся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаемся с гор на лыжах и санках.

  6. Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и писателями о красавице-зиме.

  7. Русский народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами.

  8. Идёт зима дорогами,

Крадётся, как лиса,

Покрыто всё сугробами,

Заснежены леса.

  1. В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха,

Берёзки очень рады –

«Спасибо за наряды».

3.

  1. Пушистые и белые

Зима наряды сделала.

И для лесов и для полей –

Пускай им будет, потеплей!

  1. Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубки их одела,

Сама повеселела.

  1. А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

  1. Звенят сосульки в тишине –

Осколки хрусталя.

Уснули реки подо льдом.

Под снегом спят поля.

  1. Зима пришла. За окнами,

Где чёрных ёлок ряд,

Пушистые и лёгкие

Снежиночки летят.


Команда «Весна».


  1. Одно из самых любимых времён года – весна. Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора.

  2. Совсем недавно казалось, что природа навсегда погрузилась в сон, в задумчивость, но стоило пригреть солнышку, и мы почувствовали первое дыхание весны.

  3. С давних пор повелось на русской земле славить приход весны песнями, прибаутками, играми, хороводами…

  4. Зазывать птиц, приглашать солнышко выглянуть и пригреть землю. Складывали в народе пословицы и загадки.

  5. Пришла Весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес – и сразу он повеселел.

6. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в ле-

су и на полях! Вслушайтесь в песню весны.

  1. Много написано стихов, песен, создано картин об этом чудесном времени года. И каждое произведение раскрывает перед человеком мир чувств поэта, писателя, композитора, художника.

  2. Плакала Снегурочка,

Зиму провожая,

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

4.

  1. Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слёзы.

  1. Иду в страну лучистую

По имени Весна –

Туда, где Март бесчинствует,

Воспрянув ото сна.

  1. Туда, где шубу снежную

Он сбрасывает с плеч,

Чтоб к солнцу грудью вешнею,

Земною грудью лечь.

  1. Пришла весна, пришла красна,

Цветы пестреют в поле,

И неба ширь светла, ясна,

И всё живёт на воле.

  1. Ручей бежит, бежит, шумит,

И шепчет лес листвою;

От птичьих песен лес звенит…

Как хорошо весною!

  1. Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.


Команда «Лето».


  1. Приступило к работе жаркое лето. «Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим».

  2. Весь лес расписало лето сочной зеленью. Лето принесло нам картинки с изображением луговых цветов.

  3. Деревья во фруктовом саду развесили яблоки и груши, на кустиках ягоды разбросало. Заглянуло солнце на луга и затеяло там весёлый сенокос.

  4. Прошумит летний дождь, наступит прохлада и появятся в лесу те, что не любят жаркого солнца и прячутся от него в прохладной тени — грибы.

  5. Лето – пора самых продолжительных школьных каникул, время

чудесных встреч и поездок.

  1. Время загородных лагерей, дач, южного тёплого моря. Время купания в речке, шумных игр.

  2. Лето – время тёплых дождей и жарких полдней. Время удивительных по красоте встреч с природой, с лесом, лугом, рекой.


5.

  1. Вот и лето подоспело –

Земляника покраснела:

Повернётся к солнцу боком –

Вся нальётся алым соком.

  1. В поле красная гвоздика,

Красный клевер…

Погляди-ка:

  1. И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом…

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

  1. Всё от солнца ясного расцвело, —

Это лето к нам красное пришло,

По росистой травушке, по траве,

По зелёной шёлковой мураве.

  1. Лето в школу к нам идёт,

Землянику и малину

И смородину несёт.

Лето к нам идёт лугами,

Осыпает их цветами.

  1. Кто, какое время года

Больше любит у природы?

Здесь другого нет ответа:

Лучше всех, конечно, лето!

  1. Можно плавать, загорать,

Для венка цветов нарвать.

В лес по ягоды ходить,

Рыбку в речке половить.


Учитель. Мы прослушали выступления команд «Зима», «Весна», «Ле-

то». Слово предоставляется последней команде – «Осень».


Команда «Осень».


  1. Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес.

  2. В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша осень: буйство красок; леса, одетые в багрянец и золото.

  3. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.

  4. А могучий столетний дуб-богатырь будто одет в медную кованую бро-

ню. Рядом аппетитные кисти рябины.

  1. Сегодня мы приглашаем вас войти в этот «мир торжества и печали» — в

мир красоты осенней природы.

6.

6. В осеннем ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, вьёт,

крутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.

7.Осенью всё с огородов убирают. Это – время заготовок. Помидоры сни-

мают, капусту рубят. Огурцы солят на зиму.

  1. Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

  1. Соберём из листьев веер.

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

  1. И послушно ветру вслед

Листья улетают

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

  1. Снова осень к нам явилась в сентябре,

Часто дождь играть мешает во дворе.

Но зато, какие краски, посмотри,

На кустах, на всех деревьях у листвы.

  1. Всё раскрасит осень во множество цветов,

Много ягод нам подарит и грибов.

Утешает осень – не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

  1. Торопится осень закончить дела:

Старательно землю дождём полила,

Про птиц не забыла – на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

  1. Дарила нам разные фрукты сначала,

Потом нас грибами она угощала,

Арбузами, дынями и виноградом.

Нам нравится осень, мы осени рады!


2 конкурс «Художники — волшебники». На экране видеоклипы о природе «Зима». У каждой команды на столе лежат: краски, листы А3, кисти. За время звучания видеоклипа учащиеся должны нарисовать рисунки о своём времени года. Все рисуют на одном листе, но должна получиться одна, целая картина.

  • Ребята читают неизвестные им стихи (по1 человеку от команды, выбирают сами). 1 или 2 балла.

  • Отгадывают задание. 0 баллов – не отгадали, 1 балл — угадали неточно,

2 балла — точно определили задание.

  • Выполнение работы. До 5 баллов.

7.

Учитель.

  • Представление команд прошло. Каждая команда постаралась доказать,

что их время года – лучшее! Посмотрим, как оценило наше жюри

выступление команд. (Выставляются баллы).

  • А что предстоит выполнять дальше, участники команд должны догадаться сами, после прочтения стихов на листах, которые у каждой команды лежат на столах. В этом конкурсе, вы получаете три оценки:

1 – за хорошее чтение с листа стихотворения (1 человек, которого выбирает команда), 2 – за то, как команда отгадает само задание, 3 – за выполнение самого задания.

Раздаются цветные листы со словами стихов.

  1. Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

  1. У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

  1. На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака.

  1. А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

Выполнение задания.

8.

3 конкурс «Чтецы стихов». Выходят по 1 человеку от команды и читают наизусть или с листа по 1 одному стихотворению из своей папки «Времена года». Чтеца команда выбирает заранее. Оценивается от 1 до 5 баллов.

4 конкурс «Конкурс мастеров». Участвуют все участники команд. На каждом столе цветная бумага (набор, в котором преобладают цвета необходимого времени года), ножницы, простой карандаш, ластик. Как только начинает звучать видеоклип «Весна», участники должны нанести контур фигуры на цветную бумагу (от руки или по шаблону), вырезать его, прикрепить на магнитную доску вокруг своей стенгазеты. Оцениваются: количество фигур, качество вырезания, расположение на доске (дизайн) от 1 до 5 баллов. Если фигуры рисуют сами ребята, можно заранее предложить детям подумать, какие фигуры могут быть.

Возможные фигуры:

  • «Зима»: снежинки, сугробы.

  • «Весна»: листочки, первоцветы, сосульки.

  • «Лето»: цветы, грибы, ягоды, солнце.

  • «Осень»: листья, овощи, фрукты.


5 конкурс «Лучшие отгадчики». Выходят по 1 человеку от команды и читают наизусть по 1 одной загадки из своей папки «Времена года». Участника команда выбирает заранее. Каждая команда даёт свой вариант ответа. За правильный ответ – 2 балла.


6 конкурс «Народное наследие». На разрезанных листах А4 напечатаны пословицы, поговорки, приметы о временах года. Необходимо правильно соединить начало и конец за время видеоклипа «Лето». Весь материал взят из папок учащихся. За правильный ответ – 2 балла.


7 конкурс «Разминочка». Каждая команда готовила разминку для других команд.

Учитель. Весна и осень, лето и зима –

Между собою в спор вступили снова:

В чьих играх больше шустрого ума –

Скажи своё решающее слово.

  • «Зима». Участвуют другие команды.

Выходит 1 ученик от команды и предлагает повторять за ним движения по ходу чтения стихотворения. Затем проводит конкурс «Меткого стрелка»: перед командами 3 корзины, у каждого участника – по «снежку», по сигналу все кидают в корзины. У кого больше – 2 балла, остальные – по 1 баллу.

Если руки ваши мёрзнут,

То в ладоши хлопайте.

Если ноги ваши мёрзнут,

9.

То ногами топайте.

Дружно топайте ногами!

Громче хлопайте руками!

А не то вам Дед Мороз

Отморозить может нос!


  • «Весна». Участвуют другие команды.

Участники команды читают наизусть строчки стихов. Остальные должны договорить: да или нет. У какой команды были только правильные ответы – 2 балла, остальные – 1 балл.

1 ученик. Весна – окончание учебного года и необходимо подвести

итоги, слушайте внимательно и отвечайте «да» или «нет».

Остальные члены команды.

Друга выручим всегда? Да!

Врать не будем никогда? Да!

В классе списывать ответ? Нет!

Кинуть кошке камень вслед? Нет!

Брать в автобусе билет? Нет!

Ай-ай-ай! Как это нет?

Надо брать билет всегда! Да!

Не робеть, когда беда? Да!

Не жалеть для дел труда? Да!

Рук не мыть, когда обед? Нет!

Как же это не мыть? Мыть обязательно!

Грязь смывать без следа? Да!

Солнце, воздух и вода? Да!

Мы лентяем шлём привет? Нет!

А тем, кто трудится всегда? Да!


  • «Лето». Участвуют другие команды.

Заскучали вы, ребята.

Не хотите ль поплясать?

Мы с ведущими покажем,

Вам лишь только повторять.

Один ученик из команды показывает под музыку комплекс по ритмической гимнастике – продолжительность 1 минута. Остальные должны точно повторить.

  • «Осень». Участвуют другие команды.

1 вариант. “Сбор листьев”

Необходимо собрать настоящие кленовые, дубовые, березовые и другие листья – много (150–200). У какой команды листьев больше.

А зачем собирают листья на даче? (Укрыть, например, клубнику или цветы на зиму. Сжечь, зола – полезное удобрение.)

10.

2 вариант. «Осенний букет».

Из предложенных настоящих листьев составить на плоскости букет.


Учитель. Придумала мать дочерям имена:

Вот — Лето и Осень. Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса.

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.


Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.


— Давайте, ребята, подведём итог. Как вы думаете, какое время года лучшее?

— Да, ребята, вы правы – каждое время года прекрасно по-своему! Природа хороша во все времена года! Все времена года любимы нами, поэтами, композиторами, художниками. Но, чтобы природа радовала нас, давайте будем её беречь и любить.


Заключительные слова учеников. По 1 человеку от каждой команды.


Есть одна планета — сад.

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.


Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.


Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!


Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!


11.

Учитель. Закончим наш праздник последним 8-м конкурсом: «Музы-

кальным» и подведём итоги выступлений наших команд. Все ис-

полняют песню: «У природы нет плохой погоды» из кинофильма

«Служебный роман». При наличии времени, каждая команда мо-

жет исполнить свою песню.


Учитель. — Каждая команда доказала нам, что нет самого лучшего времени

года. «Летом да осенью земля работает, трудиться – плоды даёт

людям. Зима – передышка. Зимой отдыхает земля, спит. А весной

всё заново рождается…Весна – жизни начало». (Ю. Щербаков, от-

рывок из рассказа «Главное время года»).

— А вот подвести итоги выступлений команд, мы можем.

— Подсчёт баллов. Подведение итогов.

Дополнительный материал для праздника, если нет папок «Времена года». Пословицы, поговорки, приметы, загадки, стихи.


Осень.

Осень – перемен восемь.

Холоден сентябрь, да сыт.

В сентябре синица просит осень в гости.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Плачет октябрь холодными слезами.

Ноябрь – ворота зимы.

В октябре на одном часу и дождь, и снег.


Если с дерева лист не чисто спадёт – будет холодная зима.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

В октябре гром – зима бесснежная.

Дмитриев день (8 ноября) – зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна тёплая.

Много желудей на дубу в сентябре – к лютой зиме.

Пока лист с вишни чисто не спадёт, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

Покров (14 октября) – первое зазимье. На Покров до обеда осень, после обеда зима.

Кузьминки (14 ноября) – осени поминки, встреча зимы.


У моей бабули Вали

В огороде стало пусто,

Урожай мы весь собрали

Но стоит ещё …… капуста.

12.

Он с весны висел на ветке,

Был зелёный – пожелтел,

Только дунул слабый ветер,

Он уже и полетел…….лист.

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт…..иней.


Когда бывает это

Коротенькое лето? –

Его мы ожидаем,

И бабьим называем!………..сентябрь


Самый хмурый месяц – года,

Хочется домой, —

Скоро сонная природа

Встретится с зимой……..ноябрь.


Что за жёлтый снегопад? Это просто…….листопад.


Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья…….осень


Дары осени.

Золотятся между сосен,

Клёны жёлтые стоят…

Что за чудный им наряд

Подарила осень!

Как украсила рябины,

Бросив щедрою рукою

Меж узорчатой листвы

Яркие рубины!..

И качаются берёзы

В разноцветных кружевах…

Лишь у ёлки на ветвях

Блещут только слёзы… (Г.Галина).


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле… (Ф.Тютчев)

13.

Осень.

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали,

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А. Фет)


Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани. (С. Есенин).


Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберём из листьев веер

Яркий и красивый,

Пробежит по листьям ветер

Лёгкий и игривый,

И послушно ветру вслед

Листья улетают

Значит, лета больше нет.

Осень наступает. (А. Плещеев).


Зима.


Два друга – мороз и вьюга.

Каков снежок, таков и хлебушек.

Снегу надует – хлеба прибудет.

Для медведя зима – одна ночь.

14.

Декабрь зиму начинает, год кончает.

У февраля два друга – метель да вьюга..


Зима снежная – лето дождливое.

Сильно блестят зимою звёзды – к морозу.

Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Деревья в лесу трещат – морозы будут стоять долго.

Иней на деревьях – к морозу.

Снег прилегает к деревьям – тепло будет.

Птицы хохлятся к непогоде.

Воробьи дружно чирикают – к теплу.

Зимой вьюги – летом ненастье.

Ночью иней выпадет – днём снега не будет.


Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей……..снеговик.

Все мы знаем, у него

Двадцать восемь дней всего!

Високосный год придёт

И добавку принесёт! …….февраль.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год, я главная…….новогодняя ёлка.

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то …….зима.

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник…….Новый год.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче.

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год…….декабрь.

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады………..мороз.

15.

Ветхая избушка.

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка – старушка

Из окна глядит.

Внукам – шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрый санок бег…

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом…….. (А. Блок).


К зиме.

Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нём листы.

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

Опушит нам окна наши

В детской и везде.

Загорятся звёзды краше,

На коньках начнём кататься

Мы на звонком льду.

Будет смех наш раздаваться

В парке на пруду……….(К. Бальмонт).


+++

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели.

А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стёклам льются.

Жалобу кому-то

Ветер шлёт на что-то

И бушует люто:

Не услышал кто-то.

А снежинок стая

Всё в окно стучится

И слезами, тая,

По стеклу струится. …………(С. Есенин).

16.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крыши снег.

В небе звёзды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается –

Входит Новый год. (Е. Трутнева).


Иней.

По деревьям серебристая

Перекинулась фата –

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота!

И себя берёзка грустная

Не могла узнать сама –

Так украсила искусная

Ветки деревца зима…… (Г. Галина).


Снегири.

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветились снегири.

Чистят пёрышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека……….(Л. Татьяничева).


Весна.


Иногда и март морозами хвалится.

И в марте мороз на нос садится.

Март не весна, а предвесенье.

Апрельский цветок ломает снежок.

Апрель с водою – май с травою.

Майская трава и голодного кормит.

Пришла весна — тут уж не до сна.



17.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Как только осины уронят серёжки, не провороньте сморчки у дорожки.

Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Дубрава шумит к непогоде.

Зацвела берёза – начинай сажать картофель.

Когда распускается дуб, надо сеять горох.

Усиливаются слышимость звуков, запах – к плохой погоде.

К хорошей погоде божья коровка, взятая в руки, быстро слетает.

К хорошей погоде все одуванчики раскрыты.


Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…………..весна.

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришёл……….апрель.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц ………март.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поёт сонет,

В зелень наш оделся край –

Нас теплом встречает ……….май.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы ……………..скворечник.

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле…….дождь.

Из-под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг……..подснежник

Летом бежит,

Зимой спит.

Весна настала –

Опять побежала…………река.


18.

«Весенний вечер».

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

Запад подёрнулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще берёзовой

Песню любви затянул соловей……… ( С. Есенин)


«Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. ……….( Ф. Тютчев)


«Салют весне».

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ черёмухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч

И веселее греть!……………………………(З. Александрова)


«На лугу».

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звонче

Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,

Да где ж она сама?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна………………(А. Блок)


19.

Лето.

Лето со снопами – осень с пирогами.

Каково лето – таково и сено.

Летний день за зимнюю неделю.

Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь.

Пришёл июнь – разноцвет – от работы отбоя нет.

Хлопотно летом – зато сытно зимой.

Август на зимний стол готовит разносол.

В августе ночь длинна, вода холодна и яблоками пахнет.


Воробьи купаются в пыли – к дождю.

При заходе солнца заря жёлтая или золотистая – день будет солнечный.

Утром появляются облака, а к вечеру исчезают – к тёплой погоде.

Если первого и второго июня льёт дождь – весь месяц сухой.

Зацвела рябина – высевают в открытый грунт огурцы и томаты.

Если рябина расцветает поздно — к поздней осени.

Сильная роса на Ивана Купалу (7 июля) – к урожаю огурцов.

Если 10 июля дождь – сено загниёт.


Жаркий, знойный, душный день,

Все непременно ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета.

Что, скажи за месяц это?………….(июль).

Стоит Егорка, красная головка,

Кто найдёт,

Всяк поклон отдаёт…………….(ягода).

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная………(пруд).

Над лугами зной стоит,

Пчёлка над цветком жужжит.

Речка, лес, фруктовый сад

Нас тогда к себе манят.

Скажут все, что это

Наступило………….(лето).

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми!…………….(сыроежки).

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи,

Что за месяц подскажи?……………(август).

20.

«Дождик».

Дождик, дождик, посильней

Рассыпайся жемчугами,

Чтобы в комнате моей

Сладко пахло тополями!

Дождик, дождик, шибче лей,

Лей потоки золотые –

На траву, на голубей,

На берёзки молодые!……………(Г. Галина)


«С добрым утром».

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы………………(С. Есенин).


«Речка».

По полю, полю чистому,

По бархатным лужкам

Течёт, струится реченька

К безвестным бережкам.

Не рощи, не дубравушки

По бережкам растут:

Кусты цветов лазоревых,

Любуясь в ней, цветут.

А речка извивается,

По травушке скользит –

То в ямке потеряется,

То снова заблестит…………………..(Н. Цыганов).


«Детство».

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк…

Прильну к сосне корявой –

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый……….(И. Бунин).

21.

Оценка выступлений. 1 вариант Зима (для жюри). Месяца меняются.

Название

конкурса.

Что

оценивается.

Кол

балл

Зима

Весн

Лето

Осень

1 конкурс «Визитная карточка».


Костюм. Эмблема. Одна оценка всем.

1 – 5






Стенгазета. Одна оценка всем.

1 – 5






Чтение наизусть прозы. Одна оценка всем.

1 – 5






Чтение наизусть стихов. Одна оценка всем.

1 – 5





2 конкурс «Художники — волшебники».

Чтение незнакомого текста.

1 – 5






Угадывание задания.

1 – 2





Выполнение работы.

1 – 5





3 конкурс «Чтецы стихов».

Чтение стихов

из своей папки.

1 – 5





4 конкурс «Конкурс мастеров».


Качество выполнения деталей.

1 – 5





Композиция на доске. Одна оценка всем.

1 – 5





5 конкурс «Лучшие отгадчики».

Чтение загадок.

Отгадывание 3-уй загадки командой.

1 – 5

1 — 2





6 конкурс «Народное наследие».

За правильно собранную пословицу, примету – 1 балл.

1 – 5





7 конкурс «Разминочка».

Качество выполнения заданий.

Разное.





8 конкурс

«Музыкаль- ный»

Одна оценка всем.

1 – 2






Общее количество баллов команде –

Оценка выступлений. 2 вариант Весна (для жюри). Месяца меняются.

Название

конкурса.

Что

оценивается.

Кол

бал

Количество

баллов (каждому ученику).

Общее

кол

баллов.

1 конкурс «Визитная карточка».


Костюм. Одна оценка всем.

1 – 2




Эмблема. Одна оценка всем.

1 – 2




Чтение наизусть прозы. Оценка каждому.

1 – 5




Чтение наизусть стихов. Оценка каждому.

1 – 5



2 конкурс «Художники — волшебники».

Чтение незнакомого текста.

1 – 5




Угадывание задания.

1 – 2



Выполнение работы.

1 – 5



3 конкурс «Чтецы стихов».

Чтение стихов

из своей папки.

1 – 5



4 конкурс «Конкурс мастеров».


Качество выполнения деталей.

1 – 5



Композиция на доске. Одна оценка всем.

1 – 5



5 конкурс «Лучшие отгадчики».

Оцениваются ответы

«противников».

1 – 2



6 конкурс «Народное наследие».

За правильно собранную пословицу, примету – 1 балл.

1 – 5



7 конкурс «Разминочка».

Оцениваются ответы

«противников».

1 – 2



8 конкурс

«Музыкаль- ный»

Одна оценка всем.

1 – 2




Общее количество баллов команде —


Тексты для жюри для проверки.



Осень.

Ноябрь – ворота зимы.

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Плачет октябрь холодными слезами.

Холоден сентябрь, да сыт.



Зима.

Два друга – мороз и вьюга.

Каков снежок, таков и хлебушек.

Декабрь зиму начинает, год кончает.

Снег прилегает к деревьям – тепло будет.

Птицы хохлятся к непогоде.



Весна.

Иногда и март морозами хвалится.

И в марте мороз на нос садится.

Апрель с водою – май с травою.

Майская трава и голодного кормит.

Длинные сосульки – к долгой весне.



Лето.

Лето со снопами – осень с пирогами.

Каково лето – таково и сено.

Хлопотно летом – зато сытно зимой.

Август на зимний стол готовит разносол.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.













Далее (внизу) пословицы для разрезания (для команд).

Ноябрь –






ворота зимы.


В октябре на одном часу





и дождь, и снег.

Гром в сентябре





предвещает тёплую осень.

Плачет октябрь





холодными слезами.

Холоден сентябрь,






да сыт.











Два друга –






мороз и вьюга.

Каков снежок, таков





и

хлебушек.

Декабрь зиму начинает,






год кончает.

Снег прилегает к

деревьям –





тепло будет.

Птицы хохлятся к






непогоде.









Иногда и март





морозами хвалится.

И в марте мороз





на нос садится.

Апрель с водою –






май с травою.

Майская трава и





голодного кормит.

Длинные сосульки





к долгой весне.









Лето со снопами –




осень с пирогами.


Каково лето – таково и






сено.

Хлопотно летом –





зато сытно зимой.

Август на зимний стол





готовит разносол.

Воробьи купаются в





пыли – к дождю.





  1. Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.


  1. У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

  1. На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака.


  1. А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!



План проведения праздника.


Выступление учеников от каждой команды (по 1 человеку).

Учитель.

  • О чём эти строки? (О зиме, весне, лете, осени).

  • А как одним словом, назвать все эти четыре периода жизни природы? (Времена года). Сегодня мы проводим защиту проектов по временам года. Весь наш класс во время подготовки к мероприятию разделился на 4 команды. Каждая команда приготовила визитку своего времени года, эмблему, загадки, приметы, танцы и другие интересные материалы.

  • Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да заспорили, кто из них лучше? И начали художники друг за другом разрисовывать Землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. В судьи себе выбрали Красное Солнышко, а его помощники сегодня в нашем жюри – это наши родители.


  • Выступление учеников от каждой команды (по 1 человеку).


Учитель.

  • Итак, начинаем защиту времён года. Помните команды, что цель нашей встречи – доказать, что ваше время года – самое лучшее, красивое, интересное.


1 конкурс «Визитная карточка». Оцениваются костюмы, чтение стихов и прозаических отрывков наизусть, стенгазеты, эмблемы. 1 или 2 балла за каждую позицию.

Учитель.

  • Представление команд прошло. Каждая команда постаралась доказать,

что их время года – лучшее! Посмотрим, как оценило наше жюри

выступление команд. (Выставляются баллы).


2 конкурс «Художники — волшебники».

  • А что предстоит выполнять дальше, участники команд должны догадаться сами, после прочтения стихов на листах, которые у каждой команды лежат на столах. В этом конкурсе, вы получаете три оценки:

1 – за хорошее чтение с листа стихотворения (1 человек, которого выбирает команда), 2 – за то, как команда отгадает само задание, 3 – за выполнение самого задания.


3 конкурс «Чтецы стихов». Выходят по 1 человеку от команды и читают наизусть или с листа по 1 одному стихотворению из своей папки «Времена года». Чтеца команда выбирает заранее. Оценивается от 1 до 5 баллов.

4 конкурс «Конкурс мастеров». Участвуют все участники команд под

видеоклип «Весна».


5 конкурс «Лучшие отгадчики».



6 конкурс «Народное наследие».



7 конкурс «Разминочка».


Учитель. Весна и осень, лето и зима –

Между собою в спор вступили снова:

В чьих играх больше шустрого ума –

Скажи своё решающее слово.

  • «Зима».

  • «Весна».

  • «Лето».

  • «Осень».


Придумала мать дочерям имена:

Вот — Лето и Осень. Зима и Весна.


— Давайте, ребята, подведём итог. Как вы думаете, какое время года лучшее?

— Да, ребята, вы правы – каждое время года прекрасно по-своему! Природа хороша во все времена года! Все времена года любимы нами, поэтами, композиторами, художниками. Но, чтобы природа радовала нас, давайте будем её беречь и любить.


Заключительные слова учеников. По 1 человеку от каждой команды.


Учитель. Закончим наш праздник последним 8-м конкурсом: «Музыкальным» и подведём итоги выступлений наших команд.


Учитель. — Каждая команда доказала нам, что нет самого лучшего времени

года. «Летом да осенью земля работает, трудиться – плоды даёт

людям. Зима – передышка. Зимой отдыхает земля, спит. А весной

всё заново рождается…Весна – жизни начало». (Ю. Щербаков, от-

рывок из рассказа «Главное время года»).






Слова для жюри (для проверки правильности чтения).


Команда «Зима».

  1. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Земля покрылась пушистым снегом, побелели поля и пригорки.

  2. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

  3. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина!

  4. Поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит околдованный чародейкою Зимою лес.

  5. Все мы рады «проказам матушки-зимы». Лепим снежную бабу, мчимся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаемся с гор на лыжах и санках.

  6. Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и писателями о красавице-зиме.

  7. Русский народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами.

  8. Идёт зима дорогами,

Крадётся, как лиса,

Покрыто всё сугробами,

Заснежены леса.

  1. В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха,

Берёзки очень рады –

«Спасибо за наряды».

  1. Пушистые и белые

Зима наряды сделала.

И для лесов и для полей –

Пускай им будет, потеплей!

  1. Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубки их одела,

Сама повеселела.

  1. А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

  1. Звенят сосульки в тишине –

Осколки хрусталя.

Уснули реки подо льдом.

Под снегом спят поля.

  1. Зима пришла. За окнами,

Где чёрных ёлок ряд,

Пушистые и лёгкие

Снежиночки летят.

Команда «Весна».

  1. Одно из самых любимых времён года – весна. Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора.

  2. Совсем недавно казалось, что природа навсегда погрузилась в сон, в задумчивость, но стоило пригреть солнышку, и мы почувствовали первое дыхание весны.

  3. С давних пор повелось на русской земле славить приход весны песнями, прибаутками, играми, хороводами…

  4. Зазывать птиц, приглашать солнышко выглянуть и пригреть землю. Складывали в народе пословицы и загадки.

  5. Пришла Весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес – и сразу он повеселел.

  6. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! Вслушайтесь в песню весны.

  7. Много написано стихов, песен, создано картин об этом чудесном времени года. И каждое произведение раскрывает перед человеком мир чувств поэта, писателя, композитора, художника.

  8. Плакала Снегурочка,

Зиму провожая,

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

  1. Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слёзы.

  1. Иду в страну лучистую

По имени Весна –

Туда, где Март бесчинствует,

Воспрянув ото сна.

  1. Туда, где шубу снежную

Он сбрасывает с плеч,

Чтоб к солнцу грудью вешнею,

Земною грудью лечь.

  1. Пришла весна, пришла красна,

Цветы пестреют в поле,

И неба ширь светла, ясна,

И всё живёт на воле.

  1. Ручей бежит, бежит, шумит,

И шепчет лес листвою;

От птичьих песен лес звенит…

Как хорошо весною!

  1. Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.

Команда «Лето».

  1. Приступило к работе жаркое лето. «Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим».

  2. Весь лес расписало лето сочной зеленью. Лето принесло нам картинки с изображением луговых цветов.

  3. Деревья во фруктовом саду развесили яблоки и груши, на кустиках ягоды разбросало. Заглянуло солнце на луга и затеяло там весёлый сенокос.

  4. Прошумит летний дождь, наступит прохлада и появятся в лесу те, что не любят жаркого солнца и прячутся от него в прохладной тени — грибы.

  5. Лето – пора самых продолжительных школьных каникул, время

чудесных встреч и поездок.

  1. Время загородных лагерей, дач, южного тёплого моря. Время купания в речке, шумных игр.

  2. Лето – время тёплых дождей и жарких полдней. Время удивительных по красоте встреч с природой, с лесом, лугом, рекой.

  3. Вот и лето подоспело –

Земляника покраснела:

Повернётся к солнцу боком –

Вся нальётся алым соком.

  1. В поле красная гвоздика,

Красный клевер…

Погляди-ка:

  1. И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом…

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

  1. Всё от солнца ясного расцвело, —

Это лето к нам красное пришло,

По росистой травушке, по траве,

По зелёной шёлковой мураве.

  1. Лето в школу к нам идёт,

Землянику и малину

И смородину несёт.

Лето к нам идёт лугами,

Осыпает их цветами.

  1. Кто, какое время года

Больше любит у природы?

Здесь другого нет ответа:

Лучше всех, конечно, лето!

  1. Можно плавать, загорать,

Для венка цветов нарвать.

В лес по ягоды ходить,

Рыбку в речке половить.

Команда «Осень».


  1. Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес.

  2. В любом времени года есть свои прелести, но особенно хороша осень: буйство красок; леса, одетые в багрянец и золото.

  3. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.

  4. А могучий столетний дуб-богатырь будто одет в медную кованую броню. Рядом аппетитные кисти рябины.

  5. Сегодня мы приглашаем вас войти в этот «мир торжества и печали» — в мир красоты осенней природы.

  6. В осеннем ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, крутит, вьёт,

крутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.

  1. Осенью всё с огородов убирают. Это – время заготовок. Помидоры снимают, капусту рубят. Огурцы солят на зиму.

  2. Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

  1. Соберём из листьев веер.

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

  1. И послушно ветру вслед

Листья улетают

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

  1. Снова осень к нам явилась в сентябре,

Часто дождь играть мешает во дворе.

Но зато, какие краски, посмотри,

На кустах, на всех деревьях у листвы.

  1. Всё раскрасит осень во множество цветов,

Много ягод нам подарит и грибов.

Утешает осень – не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

  1. Торопится осень закончить дела:

Старательно землю дождём полила,

Про птиц не забыла – на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

  1. Дарила нам разные фрукты сначала,

Потом нас грибами она угощала,

Арбузами, дынями и виноградом.

Нам нравится осень, мы осени рады!



Список литературы.

  1. «Времена года» стихи русских поэтов. Серия «Школьная библиотека».

Издательство «Самовар». 2007 год.

  1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Быстрое обучение чтению. Времена года. Рассказы, стихи, приметы». АСТ Астрель. Москва 2009 год.

  2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Праздники в начальной школе. Осень — зима». АСТ Астрель. Москва 2004 год.

  3. Л. В. Боброва «Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники». «Феникс». Ростов-на-Дону 2006 год.

  4. «Внеклассные мероприятия во 2 классе». Москва «Вако» 2007 год.

  5. Интернет-ресурсы.

  6. Т.А. Гамзюкова «Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов». Ростов-на-Дону. «Феникс» 2006 год.

  7. Н.Ф. Дик «Занимательные математика, русский язык и окружающий мир в начальной школе». Ростов-на-Дону. «Феникс» 2008 год.







Свежие документы:  Классный час на тему «Спешите делать добро»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: