Конспект урока «Как взрослые могут поддержать первоклассника»


Андросова Светлана Владимировна МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»












МАСТЕР-КЛАСС НА ПЕДСОВЕТЕ ШКОЛЫ




















Учитель: АНДРОСОВА С. В.





Белгород — 2010г.



Семья и школа… Семья – родители, дедушки и бабушки; школа- учитель, психолог, администрация. Как же каждое такое звено может оказать действенную поддержку первокласснику?

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. Бытует такое мнение, что у хороших детей – счастливые родители.

Растут дети – идут в школу. Семья и школа – это 2 социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Школа помогает родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья – мощное средство в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».

Очень важно для родителей первоклассников знать, понимать: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником, т.к. адаптация – сложный длительный процесс.

Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идет в 1 класс, горя желанием стать школьником. Важно поддерживать это желание. Родители должны интересоваться школьной жизнью, расспрашивать о школе, делиться своим опытом – это укрепляет учебную мотивацию.

Очень осторожно нужно относиться к школьным успехам и неудачам, как хвалить или ругать?

Свежие документы:  Контрольная работа по английскому языку как второму иностранному (первый год изучения)

Обучение в школе – новая деятельность для ребенка. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах важно ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности.(Привожу пример).

Вот почему на первых порах для ребенка особенно важно поощрение. Об этом я неоднократно повторяла родителям. Но…хвалить первоклассника – это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть тонкости. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим ребенка не самого по себе, а какую – то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы! (или хвостик у буквы, или просто . .Если говорим «Умница! Отлично», то не очень понятно за что его хвалят, и ребенку трудно сориентироваться, какое поведение является одобряемым. Нужно помочь ребенку поверить в свои силы.

Начало обучения в школе для ребенка – это прежде всего большие нагрузки. Необходимо создать для ребенка щадящий режим.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны, как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Но я нацеливаю детей на то, чтобы главным для них были знания, а не оценка, об этом говорю родителям. Т.к. они часто задают вопрос: «Как дела в школе? Что получил?» — этим самым показывая, что нас интересуют, прежде всего, оценки. «Что нового сегодня узнал? С кем из ребят сегодня играл? Какие уроки были самыми интересными? – дают ребенку понять, что главное в школе учение и общение.

Для многих детей оценка – это оценка не его работы, а его самого. Если я получаю хорошие оценки, значит я хороший – вот почему в 1 кл. безотметочное обучение. Такая позиция опасна, т.к. в будущем может привести к формальной зависимости от мнений окружающих.

Задача родителей, учителя, взрослых – попробовать поставить себя на место собственного ребенка и ответить на вопрос так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию своими глазами.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо вести себя, даем полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Во саду ли, в огороде»


Провожу мастер – класс с родителями – учителями.

Приведу пример вопросов мини — анкеты для родителей. Поставьте нужную цифру, которая будет соответствовать вашему ответу.

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

  2. С каким лицом ваш ребенок общается с вами?

  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?


Тест для родителей «Говорите ли вы ребенку следующие фразы»?



    1. Сколько раз тебе повторять?

    2. Посоветуй мне пожалуйста.

    3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

    4. И в кого ты такой уродился?

    5. Какие у тебя замечательные друзья!

    6. Ну на кого ты похож?

    7. Вот я в твое время…

    8. Ты моя опора и помощник!

    9. Ну что за друзья у тебя?

    10. О чем ты только думаешь?

    11. Какой ты умница!

    12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

    13. У всех дети, как дети, а ты…

    14. Какой ты у меня сообразительный!




Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 – «нет»; 2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 – «да»

Результаты теста:


  1. Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

  2. Если вы допустили 3- 5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас,хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

  3. Если вы допустили 6 – 10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

  4. Если вы допустили 11 – 14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.



Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

Эксперимент для родителей:

Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите такую фразу: «Мой ребенок – первоклассник».

-Не правда ли, просто? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на две эти строки. Как ровно и красиво мы пишем правой рукой и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем ручку в другую руку.

Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение. Если же у вас возникнут какие то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне.





Библиография:


  1. И.Дереклеева «Родительские собрания в начальной школе», М-2005г.

  2. Н.В.Пилипко «Здравствуй, школа!», М – 2002г.

  3. Педсовет, №8-2005г.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: