Тема: «Говорим, рассказываем».
(Обучение грамоте)
Цель: формирование у обучающихся начальных сведений о понятиях «устная речь», «звук», «знак».
Задачи: — развивать внимание, речь, фонематический слух;
— познакомить обучающихся с букварём, его авторами;
— воспитывать
Оборудование:
Ход урока
Орг. момент.
— На уроке присутствуют гости: ручка, тетрадь и карандаш. Сегодня они помогут мне провести урок. Посмотрят, как вы ребята, готовы выполнить наши задания.
II. Речевая разминка.
Дыхательная гимнастика.
— Исходное положение – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.
— С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь.
— Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.
— Повторить 2-3 раза.
2. Работа над дикцией.
1) — Повторяйте за мной! Чистоговорка.
А-А-А — дома я сама.
У-У-У – молоко кому.
О-О-О – едим эскимо.
Ы-Ы-Ы – причитали книгу мы.
Е-Е-Е – дайте травки мне.
Поиграли и сели на свои места.
— Молодцы!
2)- Вы, наверное слышали выражение «у него каша во рту»?
— Как понимаете это выражение?
— Надо научиться говорить каждое слово чётко и правильно. Чтобы наша речь была красивой. Чтобы слова не застревали между зубами и губами, а легко и правильно произносились.
— Повторяйте за мной зарядку для язычка.
— Чики,чики, чики, чок.
Пусть попляшет язычок.
Повтори-ка: цо, цо, цо.
Вышла цапля на крыльцо.
Знакомство с учебной книгой.
— Перед вами книга. Рассмотрите её обложку. Что нарисовал на ней художник? Как вы думаете почему?
— Кто из вас может почитать название этой книги?
— А можно по-другому назвать эту книгу? (Азбука, учебник)
— Откроем нашу первую учебную книгу. Полистайте её. Рассмотрим вместе её первые страницы. (с. 2-3)
Физкультминутка.
Знакомство с понятием «Речь».
— Ребята, как вы думаете, что помогает людям понимать друг друга и узнавать новое?
(Возможно, что дети прямо не ответят на этот вопрос, тогда следует подсказать: «Хорошо понимать друг друга помогает наша речь».
— А что же такое речь? Можно ли без нее обойтись? Попробуем разобраться в этом.
Работа в парах по азбуке (с. 2-3). Учитель предлагает рассмотреть рисунки на странице и приготовиться поделиться впечатлениями об одном из них (по выбору учащихся). При этом разрешается использовать для выражения мыслей любые движения, условие только одно: не произносить ни слова, даже не говорить, о каком рисунке хочется рассказать. Выясняется, что сделать это без речи очень трудно. Трудно договориться, передать свои мысли другому. Для того чтобы было понятно, о чем идет речь, нужно обязательно сказать что-то друг другу словами.
Фронтальная работа.
— Ну а теперь попробуем объяснить словами, о чём или о ком вы хотите сообщить, но при этом сам предмет не называете.
— Давайте попробуем объяснить, для чего нам нужна речь? (речь нужна, чтобы договариваться, понимать друг друга, узнавать новое.)
Условное обозначение речи на схеме.
– А сейчас я попробую условно нарисовать речь. Когда один человек (учитель говорит и рисует) обращается к другому человеку или людям – возникает речь.
Рассматривание схемы .
Коллективная работа по схеме-модели, подведение детей к выводу о назначении речи и главных ее «секретах»: речь возникает, когда один говорит, а другие слушают. Говорить надо по очереди, иначе трудно понять друг друга. Речь помогает общаться, договориваться друг с другом, речь может нас развеселить или огорчить.
— За хорошую работу на уроке наша гостья — тетрадь дарит вам русские народные загадки:
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот знания приобретет.
(Школа.)
Если б не было ее,
Не сказал бы ничего.
(Речь.)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(Язык.)
Следующая наша гостья – Ручка записала высказывания маленького мальчика Пети и просит исправить вас его ошибки: «Надо зажгить лампу». «Один людь, два людя, три людя». «Нет ни дядев, ни тетев, ни ребятков». «Бабушка я посчитал ножки у осёла (осла): одна, два, три, четыре, пять, шесть. Четыре ногов у осёлика». «Это маечка спальная, а это гулятельная».
(Обсуждение ошибок, вывод: речь должна быть хорошо понятна и правильна. Такой речи надо учиться.)
Прослушивание сказки «Про голос»:
Встретились как-то три голоса и поспорили, кто из них лучше и важнее.
– Я громкий! Никто меня перекричать не может, поэтому я лучше всех.
– Нет я! Я говорю четко, ясно, все меня понимают, как начну говорить, как стук гороха в пустой банке. Каждая горошина слышна, ни с кем не перепутаешь.
– Ой, прекратите спор, лучше всех я – выразительный голос. Я говорю от души и выражаю настроение, меня все любят, и когда я кричу, и когда на ушко шепчу, все плачут, удивляются или смеются.
— В каких ситуация мы говорим громко? Когда пригодится выразительная речь?
4) Игра на смекалку, мышление.
— Помогите Карандашу найти нужную букву.
Доска: .кула, .стра, .рбуз, .ист, бараб.н, ст.рт
— Какую букву потеряли слова? Что вы можете сказать об этой букве?
— У кого в имене или фамилии есть буква А?
V. Итог урока.
— Есть ли у речи свои правила?
— Какой должна быть наша речь?