Конспект урока на тему «Развитие творческих способностей»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2» ГОРОДА БРАТСКА ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


по предмету

«Развитие творческих способностей»

для обучающихся раннего-эстетического отделения

(срок обучения — 3 года)








Составитель: хормейстер

Карпенко Наталья Григорьевна,

преподаватель первой категории

МОУ ДОД «ДШИ №2 г. Братска»


г. Братск 2013г.

Пояснительная записка


Программа «Развитие творческих способностей» рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте четырех-шести лет.

Развитие творческих способностей дошкольников – явление достаточно новое. Существующие подготовительные группы или отделения раннего эстетического развития детей детских школ искусств состоят в основном из детей четырех-шести лет. В настоящее время все более распространяется тенденция начинать обучение детей как можно раньше.

Детская школа искусств может только приветствовать желание родителей обучать своих детей с раннего дошкольного возраста и должна создавать необходимые условия для этой работы. Занятия маленьких детей музыкой приносят несомненную пользу в их развитии. Психологи отмечают, что раннее музыкально-эстетическое воспитание при методически правильном педагогическом воздействии, дает более эффективные и устойчивые результаты в развитии способностей маленьких детей, чем в старшем возрасте, активизирует полезную деятельность ребенка, развитие интеллекта и усвоение разнообразных предметных навыков, умений, знаний.

Организация раннего эстетического отделения в МО УДОД «ДШИ №2 г. Братска» также помогает решать ряд организационных и методических задач художественно-эстетического образования. Это и решение проблемы набора детей в ДШИ, и проблемы выравнивания контингента учеников по уровню способностей путем их выявления, развития и естественного отбора учащихся. Раннее эстетическое воспитание детей помогает корректировать их развитие, обогащает духовный мир ребенка, дает возможность выявить музыкально одаренных детей на ранней стадии развития.

Данная программа направлена на решение задач развивающего характера: общее музыкальное, творческое, координационно-двигательное развитие, формирование навыков коллективного музицирования и навыков учебной деятельности.

Музыкальное воспитание должно быть всегда воспитанием человека.

Цели и задачи:

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности.

Учебные задачи систематезированны с учетом постепенного и последовательного усложнения в соответствии с психофизическим и физическими возможностями детей.

Воспитательные задачи – развивать в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность.

Как правило, в подготовительные группы принимаются все желающие, без отбора по способностям. Задачу их выявления целесообразней решать в ходе учебного процесса.

Принимать детей на раннее-эстетическое отделения можно в любое время учебного года, учитывая возможный отсев учеников. Настоящая программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Новизна программы — в систематизации форм, средств и методов эффективной деятельности преподавателя.





Сроки реализации:

Предусматривается – трехгодичный курс обучения.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6


Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

105


Форма и режим занятий

Занятия проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек . Организация учебно-воспитательного процесса решается с учетом учебных планов «ДШИ№2 города Братска». Занятия проходят 1 раз в неделю (первый и второй год обучения) 2 раза в неделю (третий год обучения), продолжительность уроков 30 минут в оптимальное вечернее или дневное время.

На каждом уроке используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа.

Программа «Развитие творческих способностей» рассчитана на прохождение курса каждого года соответственно детьми четырех-шести лет. Возрастные границы условны. Программа на три года обучения преследует следующую цель – предложить учебный минимум, доступный ребенку дошкольного возраста, в определенной последовательности и в достаточном для обучения объеме. Учебные задачи и репертуар построены по дидактическому принципу постепенного последовательного усложнения.

Данная программа предлагает комплексно и системно решать задачи всестороннего музыкального развития детей.

  • Приобщение ребенка к миру музыки;

  • Воспитание интереса к занятиям;

  • Выявление и развитие музыкальных способностей;

  • Развитие координационно-двигательных способностей;

  • Формирование образно-художественного и творческого мышления;

  • Освоение навыков элементарного коллективного мышления;

  • Формирование навыков учебной деятельности и подготовка детей к обучению в ДШИ

Начальный этап обучения принято считать весьма сложным, как для учеников любого возраста, так и для преподавателя, и является по-своему уникальным процессом. Задача педагога сделать доступным и увлекательным процесс обучения, найти наиболее короткие пути музыкального развития и верный стиль общения, не забыв главную цель занятий – учить детей переживанию музыки и радости музицирования, развивать их творческие способности.

С первых уроков надо увлечь детей музыкой, наполнить уроки звучанием музыкальных ритмов, мелодий, переживанием музыки, движением под музыку, пением песенок, прослушиванием музыки и рассказами о ней.

Методическая записка

В работе с дошкольниками эффективность педагогических методов напрямую зависит от умения учитывать возрастные особенности и интересы детей, их желание заниматься музыкой. Многие дети еще не приучены к учебной деятельности, к организованности на уроке, не способны к продолжительному вниманию. Им свойственна непосредственность реагирования, импульсивность, потребность в игре и радостном энергичном действии. У них еще недостаточно развита ловкость и координация мелких движений. Многие не умеют управлять голосовым аппаратом. Понятия высоких, низких, коротких звуков для них отвлеченны и непривычны.

С другой стороны им свойственна активная любознательность и яркое образное восприятие. Главной заботой преподавателя является ученика, раскрытие его способностей и возможностей, гуманистическое и общеэстетическое воспитание.

В любом случае следует помнить главную цель обучения — сохранить интерес ребенка к занятиям музыкой.

Принцип заинтересованности в занятиях. Он связан с применением игровых форм занятий, развивающих волю ребенка и поисковый характер мышления, делающих процесс обучения увлекательным и интересным. Обеспечивает интерес в работе на уроке и частая смена заданий, а также закрепление аналогичных навыков на различном материале. Применение игровых сюжетов с персонажами из сказок и стихов, а также ролевых функций пальцев. Вызывает большой интерес детей игра в «музыкальные загадки», когда учитель дает задание отгадывать знакомые мелодии.

Принцип наглядности применяется в разнообразных видах. Это умение преподавателя подобрать интересно иллюстрированный материал, связанный с близким ему миром игры, природы, сказки, фантазии со всем, что активизирует его образное мышление.

Это не только иллюстрация к пьесам, но и дидактический материал, отражающий наглядно суть музыкально-теоретических понятий, помогающий через детские ассоциации лучше понять их запомнить, сделать учебу живой, динамичной и привлекательной. К такому материалу следует отнести образные рисунки и карточки с длительностями нот, рисунки к штрихам и др. Наглядность в музыкальных занятиях – это и художественный показ учителя, игра и пение одноклассников на уроке и на концерте, просмотр видеозаписей, а также применение сюжетных и ролевых функций в учебных заданиях.

Принцип доступности реализуется в умении преподавателя учитывать индивидуальные возможности ученика, гибко подбирать учебный материал, управлять сложностью заданий и временем их усвоения.

Принцип последовательности предполагает построение материала от простого к более сложному. А также — умение группировать и последовательно осваивать материал, организовывать учебные задания в определенную систему, помогающую их лучше усвоить, учитывая способности учеников. Принцип последовательности обеспечивает работу принципа прочного усвоения знаний, навыков. Для этого теоретический и практический материал надо давать по силам обучающихся и в небольшом объеме, хорошо его закреплять доступными и интересными способами.

Воспитание самостоятельности приучать ребенка к самоконтролю и самокритике. Воспитание самостоятельности, а также внимания и воли в занятиях постепенно приучит маленького ученика к ответственности. Это важное звено в формировании учебных навыков.

В решении этих задач помогает метод поощрения, реализуемый в игровой форме в виде символических оценок.

Расширение кругозора детей, наблюдательность и внимательность формируются постепенно при помощи:

  • Вопросов учителя;

  • Сравнений с правильным образцом («эталоном»);

  • Решением детьми посильных задач в поисковых ситуациях;

Механическое заучивание правил, терминов – исключается. Метод опирается на свойство детской психики – постигать мир через активное действие. Все виды работ сроятся на действии: «пой песню», «вышагивай ритм», «покажи мелодию по «лесенке», «выкладывай ритм карточками, кубиками», «сравни звук» и т. д. В планировании урока следует учитывать быструю утомляемость детей при однообразии заданий и затянувшемся ритме работы. Если интерес пропал, то надо переключаться на другие виды работы: пение, движение под музыку, отгадывание музыкальных загадок и т. д. Необходимо умело чередовать задания, требующие умственного напряжения, и боле легкие виды работы, новый материал – с повторением пройденного. Кроме того, дети любят не только узнавать новый и разнообразный материал, но и повторять знакомый, особенно приносивший им радость.

Роль учителя особенно важна в работе с детьми. Он должен понимать и любить их особый мир, быть изобретательным, обладать чувством юмора, владеть своей речью, уметь вселить уверенность в успехе занятий, найти контакт с каждым обучающимся. Важнейшим фактором успешных занятий является эмоциональная атмосфера урока. Доброжелательная, но и требовательная манера общения учителя, создает рабочее настроение у маленького ученика.

В организации более эффективных занятий с детьми важна роль родителей. Они могут рассказать преподавателю о характере, привычках, интересах детей, настроить детей на внимательное поведение на уроке, поощрить их успехи. Присутствовать на уроке родители могут с согласия преподавателя.

Основным направлением в работе с детьми 4-6 лет – формирование музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, а ведущим видом деятельности – слушание – восприятие.

Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового фонда. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание, как специфическую выразительную речь. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения детей. Само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе обратимся к хорошо известному образцу Д. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начитается со слов педагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели клоунов…». Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, их внешности, веселых шутках, и восприятие ребенка уже определено, он все знает, и музыку ему ничего не добавит.

Нужно идти от музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем пьесу Д. Б. Кабалевского «Клоуны». (Преподаватель исполняет пьесу на фортепиано). После исполнения снова обращается к детям: «А теперь расскажите, какую музыку вы услышали?» (дети отвечают).

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, постепенное «раскручивание» мелодии, темповые характеристики).

Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее специфику и на интонационно-слуховой опыт детей. Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие приемы: сопоставление музыкальных произведений: контрастных произведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями; контрастных произведений передающих разные чувства и настроения; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например собственное исполнение и аудиозапись); сравнение двух вариантов исполнения сольного и оркестрового. Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьироваться.

Следовательно, развитие музыкальное восприятия должно осуществляться посредством разных видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец. Ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю. На протяжении всего обучения круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения. Формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения. Все эти виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой.

Музыкальные произведения, с которыми будут знакомиться дети в первую очередь – марши, танцы, песни. Во-первых – это наиболее массовые, наиболее демократические виды музыки, хорошо знакомые с малых лет каждому человеку из повседневной практики жизни. Во-вторых, эти жанры играли и продолжают играть исключительно большую роль в историческом развитии музыки. В более или менее измененном стилизованном виде марш. Песня и танец вошли во все крупные сценические, симфонические, камерные жанры музыки. Знакомство с ними в начале пути, а впоследствии – ощущение песенности, танцевальности, маршевости в крупных и сложных произведениях даст детям ключ к «открытию» всего царства музыки.

Музыкальное исполнительство

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Без развитого восприятии исполнительская деятельность детей сводиться к подражанию и не выполняет развивающей функции. Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей. Но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений, интонационные погрешности в пении преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Песенное творчество. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того обучающиеся получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные способности детей, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию и в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям. Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из которых выразительная интонация, ритмический рисунок, лад. Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов – интонаций очень важна. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественную. Можно предложить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное приветствие», «уложи куклу спать и спой ей колыбельную песенку», «пропой с удивлением (с сожалением, сердито)». Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени здесь уместными будут задания следующего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ладоши». Одновременно можно проверить у детей умение определять собственные эмоциональные впечатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный плавный и т.д.). не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Одно из основных условий песенного творчества – умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владение ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организующим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребенок заканчивает): самостоятельное нахождение ребенком устойчивого звука (тоники, ориентировка в различении мажорного и минорного ладов.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяжность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры

Музыкально образовательная деятельность не существует изолировано от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Обучаясь пению ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т. д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз).

Музыкально-ритмическая деятельность также является важной составляющей эстетического воспитания детей. Музыкальные игры, упражнения способствуют пониманию средств музыкальной выразительности, характера музыки, дети учатся менять движения в соответствии со сменой частей и музыкальных фраз в произведениях, а также динамики, регистра, темпа музыки. Важнейшая задача – совершенствование координации движений, достижение свободы и естественности при выполнении музыкально-ритмических упражнений.

Именно в этих видах деятельности, при условии освоения ребенком позиции субъекта, происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание способностей к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в ДШИ.

Данная программа представляет исключительные возможности, право выбора для детей и родителей, создает условия для их эмоционально – комфортного состояния, задает максимальную интенсивность двигательных, физических — и психических нагрузок.

Контроль и учет успеваемости:

Концертное выступление осуществляется один раз в конце учебного года. Дети должны исполнить 2-3 песенки в любой форме: с использованием шумовых инструментов, ритмических движений и т.д.

Выступления детей на концертах перед родителями, в школе и в детских садах служат хорошим стимулом в учебе.

Текущий контроль и поощрения в учебе отмечаются в дневнике в виде оценок.

Требования к проверке знаний:

  • Пение несложных песен

  • Работа над осмысленной, выразительной артикуляцией с привлечением движений рук и зрительного контроля

  • Работа над выработкой правильного дыхания: вздох-задержка – равномерный выдох

  • Определение ритмических долей в произведениях различных жанров. Отмечать сильную и слабые доли. Длинные и короткие звуки.

  • Определять высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз, а так же на одном месте.

  • Уметь угадать песню, исполненную без слов (на определенный слог, например: на слог «ля»)

  • Определять жанры: песня, танец, марш

  • Теоретические сведения: регистры, темп, мелодия, пауза, доли, длительности звуков, мажор, минор, скрипичный ключ, звукоряд

  • Музыкально-ритмические движения: умение реагировать на начало и конец музыки, на смену динамики и характера музыки. Освоить различные типы движения под музыку: ходьба, прыжки, подскоки, легкий бег.

Формы подведения итогов:

— Индивидуальное прослушивание с последующей словесной оценкой

— Открытый урок на который приглашаются родители

— Концертные выступления

Данная программа представляет исключительные возможности, право выбора для детей и родителей, создает условия для их эмоционально-комфортного состояния, задает максимальную интенсивность двигательных, физических и психических нагрузок.

В процессе обучения на раннем-эстетическом отделении одной из главных задач является эстетическое и нравственное становление личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли – благородная и ответственная задача. Обучение в эстетической группе построено с учетом комплексного подхода к применению музыки, как средства общего музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.


Музыкальный материал

Пение:

Песенки-попевки:

«Андрей-воробей»

«Веселый дождик»

«Ворон»

«Дождик»

«Как под горкой»

«Ключик в сердце»

«Кукушечка»

«Курочка»

«Ой, звоны звонят»

«Пойте тише малыши»

«Петушок»

«Скок-поскок

«У кота воркота»


Песни:

Русская народная песня «Котя, котенька, коток»

Русская народная песня «Уж как шла лиса»

Русская народная песня «Уж я колышки тешу»

Русская народная песня «На зеленом лугу»

Польская народная песня «Два кота»


Украинская народная песня «О, летел жук2

Абрамов «Колыбельная для мамы»

Абрамов «Воздушные шары»

Бордюг «про маленького Федю и лохматого медведя»

Ботяров «Колыбельная куклам»

Иванников «Два петушка»

Красильников «Грузовик»

Красев «Белые гуси»

Островский «Дождик»

Минков «Из чего наш мир состоит»

Парцхаладзе «Ты расти, расти лоза!»

«»ослик»

Пахмутова «Кто пасется на лугу?»

Пряхина «Цветик – семицветик»

«Танец с зонтиками»

«Зима-волшебница»

«Пчелка»

«Волшебный цветок»

Поплянова «Жук»

«Эхо»

«Веселые медветаки»

«Песенка про двух утят»

«Кастрюля-хитруля»

«Паучок»

«Утята»

Тиличеева «Живой шарик»

«Музыка»

«Зайцы»

Левина «Слоненок»

Лещинская «По грибы»

«Две лошадки»

Филиппенко «Веселый музыкант»

Эрнесакс «Паровоз»

Слушание музыки


Александров «Медведь танцует под флейту»

Глинка «Полька»

Майкапар «Медведь танцует под флейту»

Кабалевский «Клоуны»

Моцарт «Менуэт»

«Прятки»

Свиридов «Грустная песня»

Рахманинов «итальянская полька»

Прокофьев «Марш»

«Шествие кузнечиков»

Чайковский «Старинная французская песня»

«Камаринская»

Шостакович «Колыбельная»

«Вальс цветов»

Фрид «Флейта и контрабас»


Музыкально-ритмическое движение

Беттольф «Прогулка»

Бетховен «Контраданс», «Вальс»

Витлин «На лошадке»

Гендель «Пассакалия»

Гречанинов «Моя лошадка»

Красев «Марш», «Галоп»

Ломова «Игра»

Филиппенко «Скакалка»


Задания для развития творчества

Бодренкова «Хитрая лиса и волк»

Витлин «Козочки и волки»

Русская народная песня «Млада»

Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку»

Кабалевский «Три кита»

Слонов «Зоркие глаза»

Тиличеева «Хоровод дружбы»

Ломовой «Мельница»

Чайковский «Сладкая греза»

Шитте «Этюд»


Рекомендуемая методическая литература

  1. Баринова М.Н. «О развитии творческих способностей» — Л: 1961

  2. Бекина С.И. «Музыка и движение» — М: Просвещение 1984

  3. Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике» — М.1991

  4. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» — М: Просвещение 1981

  5. Вейс «Ступеньки в музыке» — М.1980

  6. Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие» — М. 1978

  7. Джержинская И. Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» -М: Просвещение 1985

  8. Кабалевский Д.Б. «Как рассказать детям о музыке?» — М.1977

  9. Метлов Н.А. «Музыка детям» М: Просвещение 1985

  10. Тарасов Г.С. «Педагогика в системе музыкального образования» — М. 1998

  11. Упрунтаева Г.А. «Дошкольная психология» — М.1996.

  12. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания» -М. 1989

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Решение расчетных задач с валеологическим содержанием»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: