Конспект урока на тему «Впереди у нас пятый класс!»


План-конспект игры «оболочки»: «Впереди у нас пятый класс!»

Составила педагог-психолог

МБ ОУ Починковской СОШ

С.В. Адмиралова.

Возможности игры:

Игра разработана для учащихся 4-х классов, проводится в конце учебного года с целью выявления уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено. Детям надо пройти через игры-испытания.

Задачи игры:

  • Диагностика социальной зрелости; умения выстраивать отношения со сверстниками.

  • Диагностика мотивационной сферы; отношения к школе как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений; умения занять ответственную позицию школьника.

  • Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки.

  • Прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу.

Содержание игры и игровая цель:

Эта игра позволяет детям впервые серьезно задуматься и обсудить вопрос о том, что ждет их в средней школе. Ребята собираются в дорогу в пятый класс и решают, какой багаж умений и навыков, приобретенных в начальной школе, им необходимо взять с собой в среднее звено. Проходя через испытания, дети присваивают себе лично и всему классу качества, которые пригодятся им в следующем году.

Материалы и требования к организации игры:

  • Заготовка карты класса в виде листа ватмана, на котором написано название игры, нарисована открытая книга с чистыми страницами и дорога с испытаниями (см. приложение 1);

  • Чистый лист формата А4;

  • Два платка или повязки для глаз;

  • Карточки с напечатанными фразами;

  • Карточки с загадками;

  • Листы формата А4 (по количеству участников);

  • Цветные карандаши и фломастеры;

  • Музыкальное сопровождение.

Описание игры

Игра проходит в привычном для ребят классе. Дети рассаживаются на стулья, стоящие большим полукругом. Перед ними на доске прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «Впереди у нас – пятый класс!», нарисована открытая книга с чистыми страницами и дорога с испытаниями.

Психолог. Сегодня нам с вами предстоит собраться в дорогу. Как вы думаете, куда?

Дети отвечают, что им предстоит собраться в пятый класс.

Психолог. Что обычно люди берут с собой в дорогу? Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На нее мы поместим ваши ожидания и качества вашего класса, которые понадобятся вам в средней школе. Давайте начнем собирать чемодан вашего класса и решим, что мы возьмем с собой. Какие мы должны быть в пятом классе, чтобы нам жилось интересно и весело?

Дети включаются в выполнение поставленной перед ними задачи. Они могут называть различные качества, а психолог должен фиксировать их на бумаге. Как правило, ребята ожидают от пятого класса: добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива.

Психолог. Вы назвали очень много различных качеств, которых вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные, и сейчас нам предстоит выяснить, какие. Вам предстоит пройти через испытания, справиться с ними и суметь понять, благодаря каким качествам вы преодолели препятствия. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звезду, а в книге будем записывать качество, которое вам в этом помогло.

Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания.


Первое испытание: игра «Машинки»

Психолог. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой из будущего. Эта машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина четко говорить, что нужно делать, бережно относиться к машинке, стараться, что бы с ней ничего не случилось. В свою очередь, машинка должна очень внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды.

Прошу выйти две пары и встать друг напротив друга так, чтобы вас отделяла друг от друга площадка со стульями.

Дети выходят и встают друг напротив друга. Психолог завязывает платком глаза ребятам, которые играют роль машинок. Все дети, которые не участвуют в этот момент в игре, сидят на стульях и тихо обсуждают происходящее. В ходе выполнения задания отмечаются те дети, которые испытывают трудности в восприятии устных инструкций, их выполнении, путаются в пространственных понятиях, не умеют слушать других детей, с трудом контролируют свое поведение.

Психолог. Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машинки? Почему?

Дети высказывают свое мнение. В ходе обсуждения называется ребенок, который, по мнению многих, лучше всех сумел провести свою машину по дороге.

Психолог. Какое же качество всем помогло справиться с этим испытанием?

Дети могут назвать такие качества, как умение слушать и выполнять задание, ориентироваться в пространстве, взаимопонимание.

Психолог. Вы сумели назвать одно из важных качеств – взаимопонимание, и поэтому ваш класс получает первую звезду. Решите, пожалуйста, кто из вас станет ее хранителем.

Дети должны быстро посовещаться и решить, кто будет хранителем звезды. В этот момент важно отметить, кому из детей оказано доверие.


Второе испытание: игра «Покажи фразу» (см. Приложение 2)

Психолог. Для следующей игры вам надо выбрать троих ребят – самых сообразительных и артистичных – на роль ведущих. На обсуждение дается одна минута.

Класс начинает обсуждать, кого выбрать на роль ведущих. Важно обратить внимание на поведение детей, на то, какие кандидатуры они предлагают.

Психолог. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны фразы.

Задача ведущих – изобразить при помощи различных жестов или звуков прочитанную ими фразу так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит изобразить по три фразы.

Если вдруг ребенку не удается выполнить задание, он имеет право просить помощи у психолога.

На данном этапе важно обратить внимание на то, насколько удачно ведущие справляются с заданием, кто из детей быстро и правильно понимает показанное.

Психолог. Как вы думаете, какое качество нам помогло пройти это испытание?

Участники могут ответить, что им помогли сообразительность и смекалка.

Психолог. Вы правильно назвали еще одно важное качество – смекалку, и поэтому получаете вторую звезду. Решите, кто ее будет беречь до конца нашей игры.

Класс выбирает хранителя второй звезды.


Третье испытание: игра «Переправа»

Психолог. В нашей следующей игре вам нужно различными способами перебраться с одной половины класса на другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что у всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга, то все участники игры должны вернуться на исходное место и игра начнется заново. Сигналом к началу игры послужит веселая музыка.

Дети обсуждают способы переправы.

Психолог. Ваше время истекло. Прошу всех выстроиться в одну шеренгу. Ваша задача – по сигналу начать передвигаться к противоположной стороне класса.

Психолог включает веселую музыку, дети начинают передвигаться из одной части класса в другую.

Способы переправы у ребят могут быть достаточно разнообразными, порой и необычными. В случае, если кто-то из детей копирует другого, игру следует повторить, начиная с этапа обсуждения.

Психолог. Как вы думаете, какое качество вам помогало в этой игре?

Большинство ребят может ответить, что им помогали дружба, взаимопонимание, находчивость и воображение. Психолог подводит итог.

Психолог. Совершенно верно, справиться с этим заданием вам помогли дружба и воображение, поэтому вы получаете третью звезду. Выберите, пожалуйста, ее хранителя.


Четвертое испытание: игра «Вопрос – ответ» (см. Приложение 3)

Психолог. Вам предлагается в течение 5 минут ответить на шесть вопросов. Отвечать надо быстро и правильно. Если не знаете ответа, говорите: «Дальше». За каждые правильный ответ начисляется по одному баллу. Ваша главная задача – набрать наибольшее количество баллов. Сейчас вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставить букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Давайте разберем одну такую загадку.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(липа — пила)

Психолог должен постараться понять, все ли дети уяснили. Как и что нужно делать.

В ходе игры психолог должен четко зачитывать загадки, а дети быстро отвечать.

Психолог. Скажите, пожалуйста, сколько баллов сумел набрать ваш класс в этой игре?

Ответ детей.

Это очень хороший результат. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам помогли?

Дети могут высказать следующие предположения: умение думать, мыслить логически, находчивость.

Психолог. Совершенно верно справиться с этим испытанием вам помогла находчивость. Получите еще одну звезду и выберите ее хранителя.

Класс выбирает очередного хранителя звезды.

Психолог. Но у нас остались еще две пустых строчки в нашей открытой книге. Сейчас вам необходимо обсудить и решить, какие еще есть важные качества, о которых мы сегодня не говорили, но которые вам понадобятся в пятом классе. На обсуждение дается ровно три минуты.

Ученики, получив очередное задание, начинают его обсуждать. Необходимо наблюдать за ходом дискуссии: умеют ли дети слушать друг друга, кто из детей является лидером.

Психолог. Прошу сообщить свое решение.

Ребята называют качества, которые считают важными, но о которых еще не говорилось. Если дети сумели правильно назвать такие качества, как старательность и любознательность, то классу не нужно проходить следующие испытания, если же нет, то игра продолжается.


Пятое испытание: игра «Расшифруй».

Психолог. Для того, чтобы вы могли понять о каком важном качестве идет речь, предлагаю пройти через еще одно испытание. На доске записаны буквы. Ваша задача – в течение 2 минут составить из этих букв слово, которое обозначает какое-то качество.

На доске записаны следующие буквы:

«б», «т», «ь», «л», «о», «з», «а», «с», «о», «ю», «н», «л», «е», «ь», «н», «т».

В результате класс должен составить слово «любознательность» и получить еще одну звезду.


Шестое испытание: игра «Мяч».

Психолог. Следующее испытание поможет вам вспомнить, какое важное качество вы не назвали. Сейчас вам нужно встать в круг и по команде «Начали!» без помощи рук передавать по кругу мяч. Если мяч во время передачи падает на пол, то он возвращается к первому игроку и игра начинается заново, и продолжается до тех пор, пока мяч не пройдет по всему кругу.

В ходе выполнения этого задания дети должны выйти на понятие «старательность».

Психолог. В ходе нашей игры вы сумели пройти все испытания, набрать достаточно много звезд и заполнить пустые строки книги качествами, которые понадобятся вам в пятом классе.

Сегодня мы сумели прочитать несколько страниц из этой книги о вашем классе. Ваш класс дружный, находчивый, сообразительный, старательный, с хорошо развитым воображением. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга вашего класса постепенно будет пополняться записями о новых важных качествах, которые вы приобретете за время школьной жизни.

А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, примите удобное положение и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить.

Психолог под музыку медленно и спокойно произносит следующий текст:

«Представьте, что вы пришли первого сентября в школу, в пятый класс. Попытайтесь увидеть себя: как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь представьте, что вы сидите на уроках: что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки, о чем вас спрашивают, чего требуют. Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы будем возвращаться обратно в настоящее, в четвертый класс. Я буду считать до пяти. На счет «пять» вы медленно откроете глаза и окажетесь в вашем классе».

А сейчас предлагаю рассказать, что вам удалось представить.

Ребята (по желанию) рассказывают классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене.

Затем раздаем детям по листу бумаги и цветные карандаши.

Психолог. Все вы получили чистые листы, которые надо разделить карандашом на две равные части. На первой части листа надо написать: «Я в настоящем», а на второй – «Я в будущем». Вам предстоит нарисовать себя сначала в настоящем, а потом в будущем. Затем необходимо подумать и написать около рисунка «Я в будущем» те изменения, которые с вами произойдут.

В ходе выполнения этого задания необходимо обратить внимание детей на то, что они должны описывать не только внешние изменения, но и внутренние, т.е. какими качествами они будут обладать в среднем звене.

Затем все садятся в круг рассматривают рисунки и задают вопросы, делятся своими впечатлениями, по очереди рассказывают о том, что им больше всего понравилось, какие моменты запомнились, что нового они узнали о себе и классе.

4


Свежие документы:  ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: