Цель: Познакомить детей с классификацией посуды — кухонная, столовая, чайная. Закрепить знания об обобщающем понятии посуда. Продолжать учить детей выделять существенные признаки посуды, различия и по различиям осуществлять классификацию посуды по назначению. Формирование познавательного интереса к окружающим вещам. Продолжать учить украшать посуду (чашку), знакомыми элементами декоративного рисования. Вызвать интерес к занятию, умение чётко и правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Наглядный материал: наборы кухонной, столовой и чайной посуды. Два стола накрытые красивыми скатертями.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям сесть полукругом на стульчики. Перед детьми стоит два стола, накрытых скатертью. На одном из них расставлены предметы разной посуды — кастрюля, сковородка, чайник, тарелки глубокая и мелкая и т.д.
— Какие предметы вы видите на столе? (дети перечисляют все предметы, каждый называет только один предмет)
— Для чего нужны все эти предметы? (Чтобы есть, готовить еду)
— Как можно одним словом назвать предметы, которые нужны для приготовления пищи и для еды? (Посуда)
— Итак, ребятки, мы с вами вспомнили, что такое посуда.
— А как называется место, где готовят еду? (Кухня)
— Здесь у нас будет кухня.
— А теперь представьте, себе, что вам нужно сварить суп и кашу,
— Отгадайте загадку и подумайте, какую посуду мы сначала возьмём, для приготовления этой еды?
Варю я пищу вашу
К обеду — суп и кашу. (Кастрюля).
— Иди, Денис, возьми кастрюлю и поставь её на нашу кухню.
«Ш-ш-ш, — шипит картошка, —
Подлейте маслица немножко».
Вот это жар, вот это да!
Раскалена (сковорода).
— Иди, Кирилл, поставь сковородку, туда, где стоит кастрюля.
(Так дети называют и по очереди отставляют предметы посуды на отдельный столик).
— Еду готовят на кухне, и посуда, которая нужна для приготовления еды, называется КУХОННАЯ.
— Дети вместе называют это слово, проговаривают.
— Суп и кашу мы сварили, котлеты пожарили. А теперь нужно положить эту еду в другую посуду.
Бывает глубокой, бывает и мелкой,
А называется… (тарелкой).
-Как вы думаете, всю посуду мы назвали? Про что-то мы забыли. Посмотрите внимательно и назовите то, без чего никогда не садятся за стол (без ложки).
— Ложки, вилки и ножи за столом всегда нужны. Это — столовые приборы.
— Одним словом — эта посуда называется СТОЛОВАЯ.
— А сейчас, я вам загадаю еще одну загадку, а вы попробуйте найти отгадку у меня на столе:
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
(чайник).
— Как вы догадались, что это чайник?
Игра «Собираем чайник».
— Теперь можно и чайку попить. Но что — то с чайником случилось? Он разбился.
(Дети собирают части разрезной картинки «Чайник»)
На столе она стоит
Чай горячий в ней налит.
Что это? (Чашка)
— Послушайте следующую загадку:
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то посмотри
Угощение внутри (Сахарница, конфетница)
— А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Игра «День — ночь».
Это игра на развитие памяти и внимания. Детям предлагается запомнить ряд из 3- 6 картинок с изображениями посуды, а затем по команде «Ночь!» закрыть глаза. По команде «День!» дети открывают глаза и находят изменения в расположении картинок, которые произвел воспитатель. Игра проводится с разными наборами посуды несколько раз.
— Итак, еду мы приготовили. Сейчас нам надо накрыть стол для обеда.
— Какая посуда нам понадобится для обеда?
(Дети называют посуду и ставят её на другой стол).
Когда все предметы столовой посуды будут стоять на столе, воспитатель говорит:
— Для чего нужна эта посуда? (Для обеда)
— Посуда, которая понадобится для обеда, называется СТОЛОВАЯ.
Воспитатель предлагает повторить хором и несколько детей индивидуально.
— Занятие продолжается, воспитатель обращает внимание детей на посуду, которая осталась на столе.
— Ребята, как вы думаете, а эта посуда для чего нам пригодится?
(Чашка, блюдце, сахарница, чайник)
— Чтобы пить чай.
— Посуда, которая нам нужна, когда мы пьём чай, называется ЧАЙНАЯ.
Дети повторяют слово хором.
— Мы сегодня узнали, что посуда бывает разная, потому что она по-разному используется. Она бывает кухонная, столовая, чайная.
Физкультминутка «Моим посуду».
Кран с водою мы открыли
(4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран)
И посуду перемыли
(положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как будто мыть тарелку).
Терли, терли, мыли, мыли
(те же движения, но левой рукой по правой)
Терли, терли, мыли, мыли
Все кругом в воде и мыле.
(Развести руки в стороны).
II часть
— Давайте попьем чаю. Но скучно пить чай из белых чашек.
Воспитатель показывает детям бумажные чашки.
— А чтобы чашечки стали красивыми, давайте их украсим.
— У меня есть кисточка (показывает), она волшебная, с помощью её мы превратимся в мастеров. Воспитатель предлагает закрыть глаза.
— Мы очутились в мастерской, и я вам предлагаю пройти за рабочие столы.
(На столах приготовлена акварельная краска, баночки с водой, кисточки, подставки, тряпочки).
Дежурные раздают краски, кисточки, тряпочки. Дети украшают чашечки разными знакомыми элементами (круги, мазки, точки, палочки, колечки и т. п.)
Оценка работ.
После рисования дети самостоятельно убирают рабочее место (моют кисточки, стаканчики)