Конспект занятия в старшей группе «Не велик кусок пирога – а стоит труда»


Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 211 ОАО «РЖД»













Конспект занятия в старшей группе

«Не велик кусок пирога – а стоит труда»













Автор:

Воспитатель: Шепелевич Н.П.













г. Усть-Кут

2014 г.



Программные задачи:


1.Дать представление о том, что хлеб – ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди, на получение которого затрачивается много труда.

2. Познакомить с орудиями труда хлеборобов, с современными техническими средствами хлеборобов.

3. Закрепить знания детей о последовательности производства хлеба.

4. Обогатить словарный запас детей словами: хлебороб, зерно, колос, мукомольный завод и др.

5. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.





Ход занятия



Звучит песня «Русское поле». На экране колосится поле с пшеницей.

Входят дети, становятся полукругом.


Я показываю детям коробочку с землёй, дети рассматривают.

Я говорю:

— У меня на ладони дышит тёплый, влажный комок земли. Земля – это истинное чудо.

А вы когда – нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому что поле даёт нам хлеб. Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие зимние лапти: «Чтобы не давить землю – она живая, тяжесть чувствует, а в лаптях то мягче ей, легче». И поле платило своему пахарю труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Ребята, посмотрите: какое на экране поле? (жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое)


Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, хлеб вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь хлеб.


(показ слайдов)


Я говорю:

Ребята, посмотрите, какое маленькое зёрнышко пшеницы. Что с ним произошло? (появился росточек)


Чтение стихотворения «Зёрнышко» детьми


«Я – зёрнышко пшеничное, из колоска созревшего

На землю упаду, весною прорасту.

Пусть дождик поливает, пусть солнце согревает.

Росточками зелёными я к небу потянусь,

И в поле золотистом в пшеничку превращусь»


Физминутка «Зёрнышки»


«Посадили мы зерно. Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает, солнце нежно пригревает.

Подрастает зёрнышко – потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет, ветерок его качает

Потянулся наш росток, превратился в колосок!»


Инсценировка по сказке «Колосок»


Игра имитация по сказке «Колосок» (как петушок учил мышат замешивать тесто)


Я говорю:

А теперь мы посмотрим, как хлеб на стол к нам приходит

(показ слайдов – как выпекают хлеб)


Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. По умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен , подняв его, поцеловать.

Свежие документы:  Конспект урока развития речи в детском саду "Домашние животные"


А какие пословицы или поговорки о хлебе вы знаете?

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Худой обед, коли хлеба нет»

«Хлеб да вода – молодецкая еда»

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

«Потопаешь, потом полопаешь»

«Не велик кусок пирога, а стоит большого труда»


Игра «Угадай на вкус» (дети с закрытыми глазами пробуют хлеб, булку, пряник..)

А какие хлебобулочные изделия вы знаете? (перечисляют)


Пироги – символ гостеприимства, радушия и доброжелательности. Пирог – это праздничный хлеб. А ко всякому торжественному случаю выпекался свой пирог.


Чистоговорки

«Жок- жок – жок – это пирожок

Шки – шки – шки – это птпрожки»


Загадка о муке:

«У лепёшки, каравая, сушки, плошки, пирожка

От рождения седая мать по имени (мука)»



А что нужно для приготовления теста на хлеб? (мука, молоко, соль, сахар, яйцо, дрожжи)


Инсценировка «Хлебные изделия»


«Булочка»

У меня подружки – сдобные ватрушки. У меня от мака на лице веснушки.


«Ватрушки»

Мы весёлые подружки – со сладким творогом ватрушки. Обойди хоть целый свет, а вкусней нас к чаю нет»

«Бублики» и «калачи»

А мы только из печи – бублики и калачи.


«Пирожное»

Я – сладкое пирожное, кушанье очень нежное. Любят меня девочки, малыши и мальчики»

Все вместе: А теперь повторим так, чтобы не забыли:

Слава хлебу и рукам, что его растили!


А мы сейчас поиграем в игру «Напечём блины» (дети раскладывают блины по порядку от одного до десяти»


Я говорю:

Ребята, а вы хлеб бережёте? Давайте посмотрим на этих детей, как они поступают.

Инсценировка «С хлебом не смешно шалить!» (мальчик сидит, крошит хлеб)

— Ребёнок: хватит, нужно хлеб любить!

— Другой ребёнок: хлебом не смешно шалить!

— Мне забавно одному!

— Все: это (показывают на булочку) голова всему!

Я говорю: А куда мы уберём эти хлебные крошки? Может мы их выбросим?

Дети: Нет Хлеб нельзя выбрасывать! Его нужно беречь, а остатки и крошки мы скормим птичкам на прогулке.


Ребёнок читает стихи

«Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет –

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб»


Я говорю:


«Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Свежие документы:  Классный час на тему: «НА ЧТО ИМЕЕМ ПРАВО»

Земле, на которой родился и рос»





Задачи:

Учить рисовать пейзаж поля различными техниками, способами; закрепить линии горизонта, умение подбирать нужные цвета, оттенки смешиванием кусочков пластилина в спирали, развивать мелкую моторику руки.


Оборудование: ватман, карандаш, гуашь, кисти, цветной пластилин, стеки, мягкая тряпочка, репродукция картины И.И. Шишкова «Рожь», любые репродукции русского сельского пейзажа.


Методические приёмы:


Звучит песня «Русское поле»


Рассматривание репродукций русского сельского пейзажа.

Беседа: назвать основные особенности

Чтение стихотворения «Вижу чудное приволье»


«Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Вижу русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы – исполины,

Вижу реки и моря

Это русские картины,

Это родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Это родина моя!»

Ф.Савинов


Создание сельского пейзажа на ватмане

(при помощи гуаши и пастели делают фон, затем используя различные стеки и цветной пластилин. Изображают поле, прорисовывая колоски и насекомых, парящим над полем)


Слушание голосов природы(шелест колосьев, шум ветра)

Цель:

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, о традициях и обычаях русского народа. Развивать любознательность, логическое мышление ; желание выполнять различные трудовые операции, развивать мелкую мускулатуру рук.





Ход занятия


В группе открылся магазин «Колосок»


Я говорю:

Ребята, сегодня мы отправимся в хлебный магазин «Колосок». Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их (хлеб, батон, булка, печенье…).

Ребята, какое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжёлым, не таким вкусным, как сейчас. Затем люди стали печь хлеб из заквашенного теста. Хлеб всегда и везде пользовался почётом и уважением.

А сколько пословиц о хлебе!


«Хлеб на столе, так и стол — престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска»

Раньше хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили:

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»


Ребята, сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.


А кто же занимается выращивание зерна на полях? (хлеборобы)

На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, для всей страны.

Ребята, а давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над выращиванием хлеба: (агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, грузчик, мукомол, пекарь…)


Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что — нибудь? А вы помогали им? (Рассказы детей)

Свежие документы:  Сценарий праздника «1апреля – День смеха и юмора»


Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку Круть и Верть из сказки «Колосок»


Инсценировка

Вбегают Круть и Верть, хохочут, веселятся, прыгают. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:

— Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы бездельники?

— Мы здесь.

— Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашёл. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отнести, муки намолоть, тесто замесить, пирогов испечь. Кто это будет делать?

— Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие.

— Ну, это не беда! Пальчики ваши мы сейчас потренируем.

(петушок показывает картинки, мышата смотрят на них и выполняют движения руками –насыпают муку, льют молоко, замешивают тесто…)

Петушок:

— Ну что, хорошо мы сегодня потрудились?

Круть: «Золотые руки не знают скуки»

Верть: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

Круть: «Худ обед, коли хлеба нет»

Верть: «Сделал дело, гуляй смело»


Я говорю:

А вы хотите потрудиться, испечь из муки жаворонка? Посмотрите, какие продукты понадобятся нам для теста (рассматривают, называют: мука, сахар, растительное масло, вода, дрожжи)

Дети замешивают тесто. Я предлагаю два варианта лепки жаворонка:

1.

— Делим тесто на кусочки

— Кусочки раскатываем в жгут и завязываем узлом, тот кончик теста, что оказался наверху – это голова птички, формируем на нём клюв. Тот кончик теста, что оказался внизу – это хвост, расплющиваем его. Хвост разрезаем на три части. Из изюма или гвоздики делаем глаза.

— Жаворонков выкладываем на противень и выпекаем.

2.

— Раскатать тесто, из него вырезать треугольники

— На вершине треугольника воткнуть два зёрнышка глазка, а основание треугольника разрезать на несколько полосок

— Крайние полоски завернуть наверх, это крылья, посередине – хвост.



Дети едят выпеченные жаворонки и вспоминают русские народные обычаи.


«Дети носили испечённых жаворонков в поле, их вешали на колья и изгороди, оставляли на крышах, проталинках – чтобы всегда в доме было полно хлеба.

А ещё в этот день гадали, но гадание было необычным: гадали мужчины. Так выбирали в семье засевальщика, того, кто будет первым разбрасывать зёрна на пашне. Это делалось так: в жаворонка что – то запекали, например, монетку. Все мужчины этой семьи, в том числе и самые маленькие, ели печёных птичек. Тот, кому попалась в жаворонке монетка, и был засевальщиком»







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: