Коррекционно-развивающее занятие с 5 классом «Что такое 5-й класс?»


Коррекционно-развивающее занятие с 5 классом.


«Что такое 5-й класс?»

Дата:

Объект: учащиеся 5 класса

Цель: Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказывать поддержку себе и другим.

Оборудование: Лист ватмана с рисунком «Школьный путь», мягкая игрушка или мяч, газета.

Ход занятия:

Вводная часть.

  1. Давайте познакомимся.

После обычного приветствия ведущий предлагает познакомится с участниками, но познакомится по особенному.

Упр. «Имя и качество»

Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют своё имя и какое-либо качество, начинающееся с буквы инициала имени (можно фамилии).

Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет всё, что было сказано до него, и прибавляет своё имя и качество.

Упр. «Те, кто…»

Ведущий предлагает выполнить любое произвольное действие (поднять руку, сделать шаг вперёд, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т. д.), тем, кто имеет какие-либо общие признаки (например, любят играть в футбол, у кого есть кошка, кто любит сладкое, любит рисовать, имеет брата, сестру, имеет компьютер, кто любит своих родителей, кто учится в 5 классе).

  1. Приветствие.

Ведущий напоминает, что у всех есть свой ритуал приветствия (отдание воинской чести, рукопожатие, кивок головы, реверанс), при этом выясняет, зачем люди здороваются, в чём смысл приветственных жестов и слов, может у кого то из присутствующих также есть свой ритуал приветствия. Затем все встают в круг и принимают свой ритуал приветствия по предложениям, поступающим от участников.

Если участники долго не могут выбрать вариант приветствия, ведущий может предложить следующий: все становятся в круг, левая ладонь вверх, правая вниз. Руки соединяют и говорят «Здрав-ствуй-те». На последнем слоге разъединяют руки и хлопают в ладоши.

  1. Правила.

Ведущий обращает внимание на то, что для успешной совместной работы необходимо соблюдать определённые правила. Разрабатываем правила работы группы. Работа проводится в форме мозгового штурма. Ведущий подводит к тому, что все предложенные правила можно свести к трём, которые и записать на листе бумаги (доске):

  • Говорит только один, по поднятой руке (не перебивать)

  • Можно делать всё, что не мешает никому из присутствующих (не выкрикивать, не отвлекать своим поведением)

  • Уважать (не оскорблять)

  1. Игра «Коллективный счёт»

Участники стоят в кругу, опустив голову, и не глядя друг на друга. Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться 3 условия: участникам неизвестно, кто начинает счёт и кто называет следующее число; один участник не может называть 2 числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счёт начинается с начала, с единицы. Запрещается каким-либо способом договариваться между собой.

Основная часть.

  1. Игра «Школьный путь»

    • На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нём изображена гора: левый склон изображён в виде крутого подъёма. Это 1, 2, 4-й классы. Они изображены в виде труднодоступных уступов. Далее изображён более пологий участок пути: 5 – 6-й классы – небольшой подъём, 7-й класс – чуть заметная вершина, 8 – 9-й классы – начало пологого подъёма, 10 – 11-й класс – вершина горы. Расстояния между классами должны быть одинаковыми, их необходимо обозначить флажками или стрелками.

    • Участникам предлагается найти на этой линии своё нынешнее место. Ведущий просит детей представить, что они путешественники, за плечами которых трудный подъём. Они, преодолев самую трудную часть пути, почти достигли его середины и решили сделать привал.

    • О чём говорят путники на привале? (Вспоминают пройденный путь и обдумывают предстоящую дорогу.) Что запомнилось на пройденном участке пути? Какие встречались трудности? Что помогло их преодолеть? (Можно предложить участникам продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось…»)

    • Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? (Продолжить фразу: «В пятом классе мне хотелось бы…») В детских высказываниях нужно подчеркнуть оптимистические ожидания.

    • Ведущий предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс. Обобщает высказывания и предлагает ответить на вопрос: «Всё новое, что появилось в 5-м классе, — это скорее интересно или скорее трудно?» После высказываний учащиеся подводятся к мысли, что учёба в 5-м классе – дело и трудное, и интересное. При этом у каждого пятиклассника уже есть достаточный опыт для преодоления трудностей («Вы – опытные путешественники, преодолевшие почти половину дороги…»)

    • Ведущий обращает внимание участников на отрезок «Школьного пути» с 5-го по 9-ый класс и сообщает, что это самый важный участок, основной отрезок пути, который так и называется «Основное звено школы». Что значит «основное звено»? Высказываются желающие, передавая мяч друг другу или просто поднимая руку. Ведущий подчёркивает, что основное – это главное, то, от чего зависит всё остальное.

    • Ведущий обращает внимание детей на то, что они приступили к преодолению основной части своего школьного пути. Предлагает подумать, как поступают опытные путешественники, преодолевая какой-либо трудный путь. Высказываются все желающие(путешественники проверяют, всё ли они взяли с собой, надёжные ли рядом товарищи, чем они могут помочь товарищам).

    • По аналогии предлагается сказать, какой багаж нужно взять с собой пятиклассникам. Высказываются все желающие (знания, опыт школьной жизни и т. п.)

  2. Упр. «Комплименты»

Учащиеся думают над вопросом, в чём надёжность их одноклассников.

Участники, сидя в кругу, по очереди берут в руки мяч или игрушку, остальные называют наиболее привлекательные черты того участника, у которого в руках в данный момент находится мяч или игрушка.

Для осознания, чем каждый сам может помочь другим, можно продолжить фразу: «Лучше всего мне удаётся…».

Анализ: Подводя итог упражнения, ведущий подчёркивает наиболее удачные высказывания участников. Делается вывод, что каждый, обладая какими-либо преимуществами, может оказывать поддержку другим и, в свою очередь, полагаться на их помощь в трудной ситуации.

Заключительная часть.

  1. Игра «Путешествие на газете»

Участники делятся на небольшие группы (4 – 5 человек), задача которых разместиться на развёрнутой газете. Если это удалось, газета складывается пополам и т. д. Побеждает та команда, которая уместилась на самом маленьком куске газеты.

Анализ: После окончания этого упражнения проводится краткое обсуждение впечатлений от его выполнения. При этом ведущий подчёркивает, что чем теснее сплочённость группы, тем успешнее выполняется это упражнение.

  1. Домашнее задание.

Обсудить с родителями, какая помощь тебе может понадобиться в 5-м классе (не обязательно только в учёбе) и чем бы ты сам мог помочь другим (не только одноклассникам).

  1. Прощание.

Участники в кругу, сцепляют руки, можно накрест, и хором произносят: «До-сви-да-ни-МЫ», затем рассоединяют руки и хлопают.

Психолог ГУ ОСШ №16 Волкова И. П.

Свежие документы:  Урок ИЗО для 5 класса на тему «Необычные портреты»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: