ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ЗОЛОТОЙ…»


ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


СОСТАВИЛИ:

ДЕНИСОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА – учитель начальных классов,

ФАДЮШИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА – учитель начальных классов,

КОТИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА – учитель начальных классов.


(ГБОУ СОШ № 1370 с углубленным изучением английского языка)



ТЕМА: «ЗОЛОТОЙ…»


ЦЕЛИ: * ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ, КАК ОДНО СЛОВО МОЖЕТ

ОБЪЕДИНИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ

(ПРЕДМЕТЫ);

* ИСПОЛЬЗУЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД,

ПОКАЗАТЬ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА «ЗОЛОТОЙ»;

* РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР ДЕТЕЙ;

* ОБУЧАТЬ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ

ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ;

* ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ И

ПОЛУЧЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ;

* РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ И ПАРАХ;

* ВОСПИТЫВАТЬ ТАКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ,

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ,

ТОВАРИЩЕСТВО И УМЕНИЕ СОПЕРЕЖИВАТЬ,

ЛЮБОВЬ И УМЕНИЕ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ

ОКРУЖАЮЩИХ.


ОБОРУДОВАНИЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, МУЛЬТИМЕДИА,

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ, РАЗДАТОЧНЫЙ

МАТЕРИАЛ (КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ПО

МАТЕМАТИКЕ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ),

ВЫСТАВКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ДЕТЕЙ,

ВЫСТАВКА КНИГ, КОМПЬЮТЕРЫ ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ С ЗАДАНИЕМ ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ И ЧТЕНИЮ, ЗОЛОТЫЕ ПАЛОЧКИ ДЛЯ

ВСЕХ УЧАЩИХСЯ КЛАССА, ЗОЛОТОЙ ЛИСТ

КАРТОНА.



ДОПОЛНИТЕЛЬНО: ЛИСТЫ А4 НА ВСЕХ УЧАЩИХСЯ,

МУЛЬТФИЛЬМ «ЗОЛОТАЯ

АНТИЛОПА»







































  1. Предварительный этап (можно за неделю до урока)

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Ребята, у вас наверняка есть какие-то работы, поделки. Принесите их мне, но только отдайте так, чтобы никто не видел. Для чего они нужны – секрет, но вы обязательно об этом узнаете. Я их обязательно потом отдам. Договорились?







Подготовка поделок.

  1. Подготовительный этап (начало урока)

Оборудование: на доске золотой лист картона, под которым написано: «Тема:»

Выставка детских работ (до урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Ребята, у меня сегодня такое замечательное настроение!!! Знаете, почему? Помните, я вас просила принести работы? Многие из вас откликнулись на мою просьбу.

— Давайте рассмотрим ваши удивительные работы

(Рассматривание детских работ. Комментарии, оценка детьми)

— Молодцы!!! Все очень старались, с душой выполняли работы.

— А вам, ребята, понравились работы?






Рассматривание детских работ. Краткий анализ.




  1. Актуализация знаний

Оборудование:

презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Как можно назвать человека, который с душой, старательно выполняет свою работу?

(выслушиваются и обсуждаются разные ответы детей)


— А как называют руки мастера? Какие они?



Демонстрация портретов мастеров различных областей (Леонардо да Винчи, Исаак Левитан, Фредерик Шопен) (слайды 2-4)

Краткая беседа о каждом мастере и его творчестве.


(разные ответы и окончательный)

— Мастер.



— Золотые руки мастера. (слайд 1)


Ответы на вопросы учителя, беседа.

(о творчестве каждого мастера)

Универсальные учебные действия (УУД)

Примечание




РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

  1. Постановка учебной задачи

Оборудование:

презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Люди всегда уважали и ценили мастеров. Это нашло отражение в народном творчестве. Они придумывали о них различные сказки, рассказы, песни, пословицы и поговорки.


(слайд 5-7)

Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте (содержание) текст в левой и правой колонке.

Обсуждение

Соедините так части, чтобы получились поговорки.




— Объясните, как вы понимаете каждую поговорку. Когда так люди говорят? Приведите примеры.



(коллективная работа и обсуждение)

Первичное чтение по колонкам

Учащиеся собирают поговорки:

«Золотой молоток и железные ворота открывает».

«Каков мастер, такова и работа».


Объясняется смысл каждой поговорки, и приводятся примеры.

  1. Открытие нового знания:

Оборудование:

Презентация.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

На слайде №1 «золотые руки»

Учитель загораживает слово РУКИ

— О чем ещё можно сказать: золотые, золотая, золотое, золотой?

(слайд 8)


(обсуждается каждое подобранное словосочетание и прямое и переносное значение слова «золотой»)




(Если дети забыли о словосочетании «золотая осень», то внимание обращается на время года)

/на нашем уроке это совпало/

— Почему осень называют золотой?


Демонстрируется картина Исаака Левитана «Золотая осень» (слайд 9)


Задание на компьютерах

(составление предложения из отдельных слов)

-Прочитайте то, что видите на экранах.

-Можно ли это назвать предложением?

-Что необходимо сделать, чтобы это стало предложением?

-Составьте красивое предложение.

-Прочитайте получившийся вариант.



-Ребята, а вы обратили внимание, что когда вы составляли предложение, то звучала музыка?

-Мы сегодня с вами рассматривали портреты. А сможете догадаться, какому мастеру принадлежат эти волшебные звуки?

(возвращаемся к портрету Шопена)

-Всё верно, звучала музыка «Осенний вальс»



— А не кажутся ли вам эти строки знакомыми? Где мы их встречали?




Демонстрируется портрет Сергея Есенина и первое четверостишие из стихотворения.

(слайд 10)

— Прочитайте четверостишие выразительно.

(снова звучит музыка)




Учащиеся произносят свои варианты словосочетаний.


Вывод:

— Слово «золотой» может использоваться в прямом и переносном значении.




(Обсуждаются и анализируются ответы детей)




Учащиеся составляют предложение о золотой осени на компьютерах под музыку Ф.Шопена «Осенний вальс».


Выразительное чтение различных вариантов







— Фредерику Шопену



— Стихотворение Сергея Есенина «Закружилась листва золотая…»







Выразительное чтение единственно варианта под музыку

МАТЕМАТИКА

  1. Постановка учебной задачи

Оборудование:

Презентация, слайд 11, карточки с названием единиц измерения длины, веса, стоимости, времени


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Ребята, какое красивое стихотворение вы прочитали. Каждое слово, подобранное С. Есениным, помогает нам ярко и выразительно представить картину, описанную в стихотворении.

— Скажите, а про какие слова говорят, что «они на вес золота»?





— Как вы понимаете слово « ВЕС?» Что оно означает?

— Вам сейчас раздадут карточки, прочтите, что на них написано и постарайтесь никому не говорить свои слова. ( детям раздаются карточки с названием единиц измерения длины, веса, стоимости, времени)

— Я буду называть величину, а те, кто считает, что у него на карточке написаны единицы измерения этой величины, выходит к доске.



  1. Вес- это величина. В чем она измеряется?

  2. Длина. Каковы её единицы измерения?

  3. В чем измеряется стоимость?

  4. В чем измеряется объем?

  5. Единицы измерения времени. Выходите те ребята, у которых на листочках написаны эти измерения. Назовите их по порядку, начиная с самого маленького измерения.

— Какая из единиц измерения времени самая большая?

— Ребята, а вы знаете, что в истории некоторые века имели свои имена? Хотите узнать какие?



Ответы детей


— про важные слова, имеющие большое значение для человека. Их сравнивают с золотом, т.к. они очень дороги человеку.


— ответы детей; (вес – это величина)


( смотрите карточки в приложении)


Дети определяют, какую величину измеряют в тех единицах измерения, кот. написаны у них на карточке


Выходят единицы измерения веса.

Аналогично остальные величины.


Секунда, минута ………………….век



век


(если знают, слушаем ответы)


  1. Открытие нового знания

Оборудование:

Ребята работают в группах, конверты с примерами и ключ к разгадке слова

(см. в приложениях), (слайд 12,13, 14,15)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


— Предлагаю вам решить примеры, которые вы найдете в конвертах и разгадать слово, зашифрованное в таблице.

-1 группа, назовите получившееся слово.

(Учитель показывает слайд)

— кто знает, почему так назван век?

Этот век назван так потому, что люди научились делать орудия труда из камня.


— 2 группа, Ваше слово?

— Посмотрите на картинку слайда. Объясните, почему назван так этот век?

Своё название он получил от названия металла, который научились выплавлять в то время – бронзу и делать из неё орудия труда, оружие, предметы быта.


3 группа, а ваше слово?

Почему так назван век?

Научились выплавлять железо и из него стали делать оружие, орудия труда…


4 группа, какое слово получилось у вас?

— Какое отношение к истории имеет это слово? Об этом вы узнаете чуть позже.


— А сейчас, посмотрите внимательно на ряд чисел, который получился у вас в таблице, найдите «лишнее» число.


Числа учитель записывает числа в ряд: 1 4 9 6



Ребята решают примеры и разгадывают слова (по группам)


— «каменный»


— выслушиваются ответы детей



— « бронзовый»


— выслушиваются ответы детей





— « железный»

— потому что….




— «золотой»




Находят «лишнее число» и объясняют, почему оно «лишнее»

1гр. – 1

2 гр. – 4

3 гр. – 9

4 гр. – 6


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


  1. Постановка учебной задачи

Оборудование:

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, представьте, что эти цифры были бы написаны близко друг к другу. Какое бы число получилось?

— Кто сможет правильно прочитать это число?

— Как правильно сказать, если это год?

— Кто может сказать, какой это век?

— Скоро на уроках мы с вами научимся определять век, а сейчас вы узнаете о том, как этот год (1496) связан со словом «золотой».

— Но, для начала обратимся к нашим портретам.

Вспомните первый портрет. Вы сказали, что это был Леонардо да Винчи. Назвали его мастером. А в чём его мастерство? В какой области?

— Всё верно. Посмотрите ещё на один портрет. Это художник так сам себя изобразил (это автопортрет). Леонардо да Винчи был очень талантливым художником, графиком, рисовальщиком.

(краткая беседа по работам автора–художника

— Мона Лиза, пять комических лиц;

автора-механика, физика

— строение крыла, летательный аппарат, волновые завихрения, устройство оружия…;

автора-биолога


— строение человека, скелет…)

— Вот и наступил тот момент, когда вы узнаете о том, как связано слово «золотой» с именем великого мастера и с 1496 годом… События, о которых я сейчас вам расскажу, произошли прямо под Новый год. И так уж в жизни бывает, что радостное и весёлое находится рядом с грустным и печальным. Поэтому, история, о которой вы сейчас узнаете, это трагическая история. Она долгие годы не давала людям покоя и заставляла их много думать.

Миланский герцог Лодовико Моро готовился в своем дворце к встрече нового, 1497 года. Многочисленные слуги сбились с ног. Честолюбивый властелин хотел поразить гостей роскошью празднеств, удивить чем-то необыкновенным.
Наконец все было готово. В парадном зале замка стояли длинные столы, покрытые расшитыми золотом скатертями и уставленные удивительными яствами и заморскими напитками.
Пир начался. Развлекая гостей, поэты читали стихи, выступали танцовщики, певцы. Кувыркались акробаты. Смеялись шуты. Фокусники демонстрировали чудеса своего искусства, превращая жареного цыпленка в живого голубя, стальной меч — в трепещущую рыбу. Звучала музыка.
Гости жадно ели и пили. Впереди их ожидал сюрприз. Его придумал придворный живописец герцога Леонардо да Винчи. Пятнадцать лет назад Леонардо покинул родную Флоренцию и поступил на службу к Лодовико Моро. Художник и скульптор, он одновременно исполнял при дворе обязанности архитектора и военного инженера.
Часы пробили полночь.
Все поднялись с бокалами в руках, чтобы приветствовать наступающий Новый год. И тогда по знаку герцога под торжественные звуки труб широко распахнулись двери зала, и на пороге появилась огромная белая колесница. Казалось, она катится сама по себе, так мастерски были спрятаны слуги, приводившие ее в движение.
На колеснице в тяжелом стальном рыцарском облачении возлежал рыцарь. Он изображал прошедший год, исполненный кровопролитных битв.
Когда колесница остановилась подле стола, из рыцарских доспехов вышел обнаженный, сверкающий золотом мальчик — Новый год. В руках он держал лавровую ветвь — символ мира. Мальчик был действительно «золотым» — все его тело густо покрывал слой толстой золотой пасты, секрет которой принадлежал Леонардо да Винчи. (слайд)
В зале прозвучали возгласы восторга и удивления. Довольный герцог жестом отрекомендовал гостям автора интермедии — знаменитого Леонардо.
И в этот момент послышались тревожные голоса: «Герцогине плохо! Герцогиня упала в обморок!»
Началась суета. Забегали слуги. Немедленно послали за придворным медиком. Праздник был испорчен. Гости начали разъезжаться. Обитатели замка разошлись по своим покоям…
Смутная тревога заставила Леонардо спустя несколько часов вернуться в зал.
Там стояла тьма. Свечи и камин давно погасли. На колеснице лежал без сознания, забытый всеми, золотой мальчик.
Леонардо отнес его к себе, уложил в теплую постель, напоил горячим молоком. Но все было напрасно: малыш вскоре умер.
Эта история стала широко известна. Народ увидел в смерти мальчика символ страдания и горя, которые приносит Золото.

-1496



— (правильно произнести название числа)

— 15





— он художник

— он изобретатель

.






Рассматривание работ + ответы на вопросы учителя по творчеству мастера











Слушают учителя и отвечают на вопросы по ходу рассказа

  1. Открытие нового знания

Оборудование:

Конверты с карточками со словами для обсуждения в группах (приложение) и с «золотыми палочками», листы А4, поделённые на 4 части


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Вот теперь, ребята, мы постараемся подумать над тем, какова же причина смерти золотого мальчика? Почему он умер?

— Возьмите конверт на каждом столе (с золотой наклейкой). Откройте его. Достаньте карточки с различными словами. Разложите их перед ребятами своей группы. Прочитайте их внимательно. Подумайте и обсудите в своей группе, какие бы слова подошли вам для объяснения причины смерти маленького мальчика.

— Кто готов, поднимите руки.

(выслушиваются все ответы)

— Молодцы, ребята. По сути дела, вы только что были в роли настоящих учёных, которые выдвигали свои гипотезы, строили доказательства.

В недалёком будущем, в 3 и 4 классах, когда мы будем подробно изучать на уроках окружающего мира строение человека, его органы и в частности кожу, мы вновь вернёмся к этой истории. Я подробно вам расскажу, какие опыты проделывали учёные, чтобы узнать истинную причину гибели мальчика. Но сегодня отмечу, что вы были во многом правы. Краска действительно так раздражала кожу, что поры постоянно расширялись. Тело постепенно теряло всё больше и больше тепла. А так как в помещении было очень холодно, то наступило переохлаждение, и у мальчика, скорее всего, началось воспаление лёгких. А медицина в те времена была не так развита, как в наше время. Поэтому золотого мальчика не удалось спасти.

— Какой же вывод мы можем сделать из этой очень давней истории сегодня для себя?








Идёт работа в группах.

-чтение

-обсуждение

-выбор

-объяснение







-ответы по группам с доказательствами




















— Следить за своим здоровьем.

— Одеваться по погоде.

— Не переохлаждаться.

— Не пользоваться красками неизвестного происхождения

— соблюдать гигиену, режим….

……

Подведение итога


Оборудование: книги из библиотеки


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Ребята, мы за урок столько раз повторили слово «золотой» рядом с другими словами. А теперь давайте рассмотрим книги, которые для этого урока я вам принесла из библиотеки. Может быть, вам удастся отыскать это слово и в названиях различных произведений








— Ребята, а вот ещё знакомая вам сказка «Золушка»

— Как вы думаете, подойдёт ли она к нашему уроку сегодня?

— Почему?


— А можно ли девочку из этой сказки назвать «золотой»? Почему?

— Молодцы.


— Ну, а поскольку история о золотом мальчике была очень печальной, то я хотела бы вам предложить другую историю. Она тоже называется «Золотой мальчик». Это сказка Г.Х.Андерсена. И если у вас появится желание прочитать её, то я с удовольствием дам вам эту книгу.

Рассматриваем книги и находим:

— «Сказка о золотом петушке»

— «золотая рыбка» в «Сказке о рыбаке и рыбке»

— «Приключения Буратино или золотой ключик»

— «Золотая коллекция сказок»

..

-нет



«Золушка» от слова «зола»


(выслушиваются объяснения детей)

РЕФЛЕКСИЯ


Оборудование: «золотые палочки»


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Ребята, достаньте, пожалуйста, из конвертов «золотые палочки»

(демонстрация на доске: палочки и магниты с изображением трёх лиц с разной мимикой) :-

— Если сегодня на уроке вам было всё понятно, но скучно и неинтересно, то выбираем личико с нейтральной мимикой и рисуем его посередине золотой палочки.

— Если было непонятно, скучно и неинтересно, то опускаемся к знаку «минус» и рисуем

-Если было всё понятно и очень интересно и познавательно, то продвигаемся к «плюсу» и рисуем

— Спасибо, убираем палочки в конвертик.


— Ой!!! Ребята! Как же так? А что это за лист у нас с вами весь урок прикреплён на доске?

— Давайте посмотрим!

— А какая же тема была сегодня на уроке? Ведь ничего не написано.

Достают палочки и «рисуют своё место на уроке»













Выслушиваются предположения

— Тема!

ОБОБЩЕНИЕ детьми

Домашнее задание (по желанию)


— Вот теперь, возьмите листочки на ваших столах.

Если вам для объяснения слова «золотой» хватит одного рисунка, то дома выполните его на чистой стороне листа. Если у вас несколько идей, то рисунков может тоже быть несколько. Тогда переверните листок и нарисуйте картинки в каждом окошке.

Забирают домой листочки.


*** Дарим классу м/ф «Золотая антилопа»

(смотрим в ГПД или на оставшейся части урока)


















ПРИЛОЖЕНИЕ (математика)

Разрезать на карточки и разложить в конверты для каждой группы детей


СМ ДМ М ВЕК

РУБ. КОП.

САНТИМЕТР

ДЕЦИМЕТР

КОПЕЙКА

РУБЛЬ МЕТР

СУТКИ ГОД

НЕДЕЛЯ ЧАС

МИНУТА КИЛОГРАММ

СЕКУНДА КГ

МЕСЯЦ ЛИТР

ГРАММ ТОННА





































каменный



900

500

800

1

400

600

700

300











железный


30

60

38

68

40

4

50

17










бронзовый



44

10

40

9

50

60

37

62

53











золотой

700

100

600

500

300

400

6














Р

8+2=

З

34+16=

О

45-5=

В

17+20=

Н

39-30=

Б

68-24=

О

51+9=

Й

50+3=

Ы

64-2=



Л

900-300=

О

50+50=

О

700-200=

З

400+300=

Т

800-500=

О

500-100=

Й

66-60=



Н

600-200=

К

800+100=

Й

200+100=

А

700-200=

Е

87-86=

М

500+300=

Ы

900-200=

Н

400+200=



Е

90-30=

Н

54-50=

Л

68-30=

Ж

24+6=

Ы

70-20=

Е

52+16=

З

35+5=

Й

8+9=







ПРИЛОЖЕНИЕ (окружающий мир)

Разрезать на карточки и положить в конверты для обсуждения в группах

* подобрать разную тематику для каждого конверта.


ХОЛОД


ОДИНОЧЕСТВО


ИНФЕКЦИЯ


ПРОСТУДА


ЗАБОЛЕВАНИЕ


СТРАХ


ГОЛОД ЯД


ПЛОХАЯ КРАСКА


ОБИДА ТОСКА


ОГОРЧЕНИЕ


СЕРДЦЕ


ДЫХАНИЕ


ОТЧАЯНИЕ


БЕСПОКОЙСТВО


ГОРЕ БОЛЬ


ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ


ПОТЕРЯ ТЕПЛА






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: