— Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать и объяснить, о какой форме речи вам напоминают эти загадки? 1 Прилетели галки в поле и уселись на снегу… Стану я учиться в школе — разобраться в них смогу!(Бумага. Буквы) Поверчу волшебный круг — И меня услышит друг.(Телефон) Стальной конёк по белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет.(Ручка) Живёт без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит.(Эхо) Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках, На листочках, Где станции на точках.(Книга) Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей.(Газета) Если б не было его, Не сказал бы ничего.(Язык) Стоит красивый сундучок, Его не тронешь — он молчок. А стоит ручки повертеть, Он будет говорить и петь.(Радиоприёмник) — Назовите различные предметы, связанные с устной речью (микрофон, магнитофон, усилитель и т. д.) и с письменной речью (карандаш, компьютер, почтовый ящик, почтовый конверт и т. д.). — Посмотрите на доску, прочитайте, что написано на доске? (Пословицы) — О каких особенностях устной и письменной речи говорится в этих пословицах: 1 1 «Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь». «Сказанное слово — было да нет, а написанное — живёт век». Картинка с изображением пятачка. — Ребята, кто знает кто это? (Пятачок) — Послушайте, что однажды случилось с Пятачком? В один из дней пошёл сильный дождь, и Пятачок оказался окружённым со всех сторон водой. Ему было очень страшно и одиноко. Он совсем отчаялся: «…вот я сижу тут, весь окруженный водой, и совсем-совсем ничего не могу сделать!» — Но всё-таки Пятачку удалось кое-что придумать. Он нашёл кусочек бумаги, карандаш, бутылку и пробку. А вы догадались, для чего ему понадобились эти предметы? — Пятачок написал на кусочке бумаги: «ПОМОГИТЕ! ПЯТАЧКУ (ЭТО Я), а на обороте: ЭТО Я, ПЯТАЧОК, СПАСИТЕ, ПОМОГИТЕ!» (А.Милн). — Потом он положил бумагу в бутылку, закупорил её и бросил в воду. — Кто-нибудь обязательно увидит бутылку, плывущую по волнам, выловит, прочтёт призыв о помощи и спасёт бедного Пятачка. — Владение какой формой речи помогло Пятачку найти выход из очень опасной ситуации? Самостоятельная работа 1 2 — Какой формой речи можно воспользоваться, если вы неожиданно хотите уйти из дому и хотите спросить об этом маму (которая в это время на работе)? — Возьмите листочки бумаги, которые я для вас приготовила, напишите или нарисуйте, о чём вы бы попросили маму. |