Риторика.
Тема: Извинение.
Цель:
– научить детей уместно использовать различные формы выражения извинения;
– научить детей пользоваться разнообразными средствами выражения извинения (в том числе интонационными).
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знания | – О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? 1 2 3 4 1 – О чём можно узнать из заголовка? – С какими вежливыми словами вы уже ознакомились? – Какие слова вы скажете, чтобы извиниться? (Есть ещё слова – извини, извините, прости, простите.) – Когда мы говорим эти слова? (Когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его, поняли, что поступили неправильно, и т.д.) – Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? 2 – О чём вы хотите узнать на этом уроке? Учитель записывает вопросный план. | Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы. |
ΙΙ. Открытие нового знания | 1. Работа по учебнику. 1 3 1 1) – Откройте учебники на с. 15. – Прочитаем слова-извинения и ответы на эти слова. Для произнесения этих слов надо выбрать подходящий тон. – Когда мы говорим извини, а когда – извините? – Как можно попросить извинения со словом пожалуйста? (Извини, пожалуйста). – Как можно ответить на извинение? ( Пожалуйста.) 2) – Кто изображён на с. 16? – Перед кем будет извиняться Вини-Пух? – За что? – Прочитайте, как может извиниться Вини-Пух. – Какое извинение вам кажется самым вежливым? (Например, «Извини, пожалуйста, Кролик».) 3) – Рассмотрим рисунки на с. 17. – Почему в этих случаях надо извиняться? (Потому что Риторик опоздал. Если Риторик опоздал на урок, он отвлёк учителя от дела, причинил беспокойство, помешал.) – Какие слова вы выберете для извинения? Почему? Как вы произнесёте их? Дети объясняют свой выбор, мотивируют его. И совсем не следует настаивать на каком-либо варианте, ведь многое зависит от того, каким тоном произносятся «извинительные» слова. 4) – Прочитаем пословицу на с. 18. – Как вы её понимаете? – Можно ли пословицу назвать текстом? 5) – Рассмотрим рисунок на этой странице. Узнали знакомых героев? – Представим теперь, что Волк пробирается к выходу в переполненном вагоне метро. Что он скажет всем, кто оказался на его пути, если он невежлив? («Брысь с дороги!», «Убери свои лапы!», «Такой рог надо возить в чехле!» и т.д.) – Что они ему ответят? И ответят ли? – А если Волк перевоспитался и стал вежливым, что он скажет? – Что каждый из пассажиров ему ответит? 6) – Теперь рассмотрим правую часть рисунка. Что здесь изображено?
– Как будет вести себя Заяц? – Что он скажет пассажирам, чтобы пробраться к выходу? – Как ему ответят? 7) – Разыграйте разговоры Волка и Зайца с пассажирами. Вам помогут вежливые слова в рамочке. Прочитаем их. 2. Работа в парах. 3 Дети разыгрывают диалог Зайца и Волка. 1) – Рассмотрим рисунок на с. 19. – Вы вспомнили, как Машенька заблудилась и попала в дом к медведям в сказке «Три медведя»? А когда медведи возвратились, Машенька убежала. Представим, что Машенька не убегает, а встречает медведей, как это изображено на рисунке. – В какой позе стоит Машенька? – Что она могла бы сказать медведям? – Прочитаем подходящим тоном. – Теперь подумайте и выберите те слова Машеньки, которые вам понравились больше всего. – Объясните, чем именно они понравились вам. (Во втором высказывании вообще нет извинения, а есть просьба, которая выражена невежливо. В первом и третьем высказываниях Машенька говорит, за что извиняется, а в последнем – объясняет, как всё произошло, и выражает желание загладить свою вину.) – Пусть Машенька извинится перед каждым медведем. Как она обратится к каждому из них и что ответят ей Медведь, Медведица и Мишутка? 2) – А теперь посмотрим на с. 20. Что написано на ней? – Слушаем стихотворение. В нём описана знакомая ситуация. Помните стихотворение «Поссорились»? – Выигрывает или проигрывает тот, кто первым извиняется? Можно ли и без слов извиниться? (В стихотворении: «Ну а если улыбнётся, улыбнусь и я в ответ».)
3. Беседа 1
А вот что случилось в одном дворе: Попал я в дедушку мячом И закричал: – А я при чём?! Но, сосчитав до тридцати, Сказал: – Ну, дедушка, прости. (А. Барто.)
– Вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки? – Как бы извинились вы? – Что нового вы сейчас для себя открыли? – Где вам это может пригодиться? 1 4
|
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности. |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Разыгрывание ситуаций. 3 3 2 – Вот какая история произошла в школе.
На перемене На перемене мальчишки носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила: – Что нужно сказать? – Здрасьте! – ответил Игорь. И все засмеялись.
– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? – Разыграем эту ситуацию. Для этого нам нужны Игорь и учительница. – Что скажет вежливый Игорь и что ответит ему учительница?
2. Работа по учебнику 1 3 1 – Прочитаем стихотворение на с. 21. – Какой разговор состоится между Риториком и инспектором ГАИ? – Наверное, Риторик начнёт со слов извинения. Примерный вариант разговора.
– Извините, господин инспектор, что я заехал за шкаф. Я не хотел нарушать правила, я ещё неопытный водитель. – Всё равно штраф платить придётся. – У меня ничего нет, только леденец. – Давайте леденец. Получите квитанцию. Можете ехать. Больше правила не нарушайте.
3. Разыгрывание ситуаций. 3 3 2 – Если мы поступили плохо, понимаем это и по-настоящему хотим, чтобы нас простили, мы говорим не просто «извините», а «извините за то, что я вас побеспокоил». – Я прочитаю вам стихотворение о поссорившихся подругах, а вы подумайте, как они могут помириться. 1) Учитель читает 1-ю часть стихотворения.
Поссорились Мы поссорились с подругой и уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я её не обижала, только мишку подержала, только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам». (А. Кузнецова.)
– Как же могут помириться девочки? Автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
2) – Разыграйте сцену примирения. Какие слова вы скажете?
|
|
ΙV. Итог урока | – Вы, конечно, все вежливые, воспитанные дети, и, наверное, никому из вас не нужен совет Агнии Барто и Рины Зелёной.
Товарищи! Твердите С утра по словарю: – Спасибо! Извините. Позвольте. Разрешите. Я вас благодарю.
– И всё-таки какие «извинительные» слова вам напомнило это стихотворение? – Какие из них вы употребляете чаще? – Итак, если вы даже случайно причинили неприятность человеку, что надо обязательно сделать? 4
– Какое задание вам понравилось сегодня больше всего? – Какое было самым лёгким? – Самым трудным? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?
|
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.