Риторика 1 класс «Извинение»


Риторика.

Тема: Извинение.

Цель:

научить детей уместно использовать различные формы выражения извинения;

научить детей пользоваться разнообразными средствами выражения извинения (в том числе интонационными).


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знания

О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? 1 2 3 4 1

О чём можно узнать из заголовка?

С какими вежливыми словами вы уже ознакомились?

Какие слова вы скажете, чтобы извиниться? (Есть ещё слова – извини, извините, прости, простите.)

Когда мы говорим эти слова? (Когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его, поняли, что поступили неправильно, и т.д.)

Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? 2

О чём вы хотите узнать на этом уроке?

Учитель записывает вопросный план.

Познавательные УУД:

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.


ΙΙ. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику. 1 3 1

1) – Откройте учебники на с. 15.

Прочитаем слова-извинения и ответы на эти слова. Для произнесения этих слов надо выбрать подходящий тон.

Когда мы говорим извини, а когда – извините?

Как можно попросить извинения со словом пожалуйста? (Извини, пожалуйста).

Как можно ответить на извинение? ( Пожалуйста.)

2) – Кто изображён на с. 16?

Перед кем будет извиняться Вини-Пух?

За что?

Прочитайте, как может извиниться Вини-Пух.

Какое извинение вам кажется самым вежливым? (Например, «Извини, пожалуйста, Кролик».)

3) – Рассмотрим рисунки на с. 17.

Почему в этих случаях надо извиняться? (Потому что Риторик опоздал. Если Риторик опоздал на урок, он отвлёк учителя от дела, причинил беспокойство, помешал.)

Какие слова вы выберете для извинения? Почему? Как вы произнесёте их?

Дети объясняют свой выбор, мотивируют его. И совсем не следует настаивать на каком-либо варианте, ведь многое зависит от того, каким тоном произносятся «извинительные» слова.

4) – Прочитаем пословицу на с. 18.

Как вы её понимаете?

Можно ли пословицу назвать текстом?

5) – Рассмотрим рисунок на этой странице. Узнали знакомых героев?

Представим теперь, что Волк пробирается к выходу в переполненном вагоне метро. Что он скажет всем, кто оказался на его пути, если он невежлив? («Брысь с дороги!», «Убери свои лапы!», «Такой рог надо возить в чехле!» и т.д.)

Что они ему ответят? И ответят ли?

А если Волк перевоспитался и стал вежливым, что он скажет?

Что каждый из пассажиров ему ответит?

6) – Теперь рассмотрим правую часть рисунка. Что здесь изображено?


Как будет вести себя Заяц?

Что он скажет пассажирам, чтобы пробраться к выходу?

Как ему ответят?

7) – Разыграйте разговоры Волка и Зайца с пассажирами. Вам помогут вежливые слова в рамочке. Прочитаем их.

2. Работа в парах. 3

Дети разыгрывают диалог Зайца и Волка.

1) – Рассмотрим рисунок на с. 19.

Вы вспомнили, как Машенька заблудилась и попала в дом к медведям в сказке «Три медведя»? А когда медведи возвратились, Машенька убежала. Представим, что Машенька не убегает, а встречает медведей, как это изображено на рисунке.

В какой позе стоит Машенька?

Что она могла бы сказать медведям?

Прочитаем подходящим тоном.

Теперь подумайте и выберите те слова Машеньки, которые вам понравились больше всего.

Объясните, чем именно они понравились вам. (Во втором высказывании вообще нет извинения, а есть просьба, которая выражена невежливо. В первом и третьем высказываниях Машенька говорит, за что извиняется, а в последнем – объясняет, как всё произошло, и выражает желание загладить свою вину.)

Пусть Машенька извинится перед каждым медведем. Как она обратится к каждому из них и что ответят ей Медведь, Медведица и Мишутка?

2) – А теперь посмотрим на с. 20. Что написано на ней?

Слушаем стихотворение. В нём описана знакомая ситуация. Помните стихотворение «Поссорились»?

Выигрывает или проигрывает тот, кто первым извиняется? Можно ли и без слов извиниться? (В стихотворении: «Ну а если улыбнётся, улыбнусь и я в ответ».)


3. Беседа 1


А вот что случилось в одном дворе:

Попал я в дедушку мячом

И закричал: – А я при чём?!

Но, сосчитав до тридцати,

Сказал: – Ну, дедушка, прости.

(А. Барто.)


Вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?

Как бы извинились вы?

Что нового вы сейчас для себя открыли?

Где вам это может пригодиться? 1 4












Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.


ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Разыгрывание ситуаций. 3 3 2

Вот какая история произошла в школе.


На перемене

На перемене мальчишки носились как угорелые. А Игорь, конечно,

быстрее всех. И конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила:

Что нужно сказать?

Здрасьте! – ответил Игорь. И все засмеялись.



Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

Разыграем эту ситуацию. Для этого нам нужны Игорь и учительница.

Что скажет вежливый Игорь и что ответит ему учительница?


2. Работа по учебнику 1 3 1

Прочитаем стихотворение на с. 21.

Какой разговор состоится между Риториком и инспектором ГАИ?

Наверное, Риторик начнёт со слов извинения.

Примерный вариант разговора.


Извините, господин инспектор, что я заехал за шкаф. Я не хотел нарушать правила, я ещё неопытный водитель.

Всё равно штраф платить придётся.

У меня ничего нет, только леденец.

Давайте леденец. Получите квитанцию. Можете ехать. Больше правила не нарушайте.


3. Разыгрывание ситуаций. 3 3 2

Если мы поступили плохо, понимаем это и по-настоящему хотим, чтобы нас простили, мы говорим не просто «извините», а «извините за то, что я вас побеспокоил».

Я прочитаю вам стихотворение о поссорившихся подругах, а вы подумайте, как они могут помириться.

1) Учитель читает 1-ю часть стихотворения.



Поссорились

Мы поссорились с подругой

и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

только мишку подержала,

только с мишкой убежала

и сказала: «Не отдам».

(А. Кузнецова.)


Как же могут помириться девочки? Автор так закончил эту историю:


Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»


2) – Разыграйте сцену примирения. Какие слова вы скажете?




ΙV. Итог урока

Вы, конечно, все вежливые, воспитанные дети, и, наверное, никому из вас не нужен совет Агнии Барто и Рины Зелёной.


Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо! Извините.

Позвольте. Разрешите.

Я вас благодарю.



И всё-таки какие «извинительные» слова вам напомнило это стихотворение?

Какие из них вы употребляете чаще?

Итак, если вы даже случайно причинили неприятность человеку, что надо обязательно сделать? 4


Какое задание вам понравилось сегодня больше всего?

Какое было самым лёгким?

Самым трудным?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?


















ТООУ

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 3 класса «Книга – твой друг»


Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: