Сценарий мероприятия на тему «Пою мое Отчество»


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Управление образования администрации города Чебоксары



Республиканский конкурс «И гордо реет флаг Державный» , посвященный Государственной символике Чувашской Республики




Номинация: Сценарий праздников, конкурсов, викторин, классных часов по популяризации Государственных символов Чувашской Республики

(для педагогов и работников библиотек)









Работа выполнили

Анисимова Алевтина Васильевна,

учитель чувашского языка и культуры родного края

МОУ «Лицей-интернат им. Г.С.Лебедева» и


















2010



Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню государственных символов Чувашской Республики




Цели проведения мероприятия:

— познакомить учащихся с историей государственных символов Чувашской Республики;

— воспитывать гордость и уважение к государственному флагу, гербу, гимну Чувашии;

— развивать коллективное и индивидуальное творчество учащихся;

— способствовать установлению дружеских отношений между учащимися.


Оборудование

ноутбук;

— мультимедийная презентация «Государственные символы Чувашской Республики;

— гимн Чувашской Республики;

— экран;

— проектор;

— плакаты «Государственные символы Чувашской Республики»;

— чувашская вышивка.


Место проведения: актовый зал лицея.

Участники: учащиеся лицея.




Эпиграф%


Чёвашра вёрман та чёвашла кашлать:

Шёпчёк та юрлать кунта: ав: чёвашла?

Сассём пин ч.лхелл. халёх хушшинче

Янёрать сёпайлён: у==ён: чёвашла?


Л? Мартьянова?



При закрытом занавесе со сцены из микрофонов звучат голоса ведущих:


1 ведущий: Пора узнать вам ближе мой народ,

Сто тысяч слов питают речь его,

Сто тысяч песен всюду он поет,

А вышивок-сто тысяч Волшебство.

Так приходите все быстрее в зал,

Пусть каждый убедиться в этом сам.


2 ведущий: Савёнатёп хам чёваш пулниш.н:

Шёнкёр-шёнкёр юхакан юрриш.н:

Тёпёл-тёпёл тёпёлкка ташшиш.н:

Асамат к.пер. пек т.рриш.н:

Атёл шыв. пек =ем=е ч.лхиш.н

Савёнатёп хам чёваш пулниш.н?


3 ведущий: +.ршывём=ём: Чёваш =.ршыв.!

Кирек ё=та пулсассён та

Ман асёмра эс ч.р.: сывё:

Пуласч. хам та асунта?


Ин=е =.ршывсенче те куртём

Санран чылай хитрисене:

Анчах эс – ман сёпкам та =уртём:

Эс – ман савни те ман анне?


Ведущие вместе; +.ршывём=ём: Чёваш =.ршыв.!


Открывается занавес? Под мелодию чувашской песни «Наш родной чувашский край» на сцену выходят ведущие в чувашских национальных костюмах?



1 ведущий: Аван-и: чипер-и: сывё-и!


2 вед.: Ырё кун: сывлёх сунатпёр: хисепл. =ыннёмёрсем: хаклё в.рентекенсемпе ачасем! Чи малтанах ир.к парсамёр сире пурне те ытарайми илемл.: хаваслё =урхи ёшё кунсемпе саламлама? +ак =урхи кунсенче сире сарё х.вел пек ёшё кёмёл: ырё туйём-.м.тсем: хаваслё кулё: икс.лми телей сунатпёр!


3 вед?% Всем добрый день! От всей души разрешите поздравить вас с этими прекрасными: ясными: светлыми весенними днями? Свою сегодняшнюю праздничную программу мы назвали «Пою мое Отечество???»? Она посвящена Чувашии: ее символам Величия!


1 вед?% Хамёрён паянхи уяв программине эпир «Тёван =.ршыв: сана савса юрлатёп!» ят патёмёр? Уява тёван Чёваш Республикин гимн.пе у=атпёр!


2 вед?% Праздничную программу открывает школьный хор гимном Чувашской Республики? В основу гимна Чувашии положена песня «Тёван =.р-шыв» (Родная страна): музыку которой написал заслуженный деятель искусств Чувашии и Российской Федерации Герман Лебедев: слова – известный поэт Чувашии Илья Тукташ?


3вед?% Когда слышу гимна родные слова:

От гордости сердце мое замирает:

Как будто в душе пробудилась весна!


Исполняется гимн; зрители стоя сопровождают звучание гимна?


Ведущие выходят на сцену и задают вопросы солистам хора%


1 вед? — Ребята: скажите пожалуйста: какие чувства и ассоциации

вызывают у вас слова гимна?


Ответы%

1-ый солист% — Пробуждается весенняя природа: навстречу пробуждающейся

Свежие документы:  Сценарий последнего звонка для 9 класса «Прощальная сказка»

весне открывается наша душа? Она окрыляется: поет: и ей хочется восславить свою Родину?


2-ой солист% — Такая же радость и вдохновение пробуждается в наших

сердцах: когда молодежь веселится: а наши родители: наставляют нас на добрые дела?


3-ий солист% — Радость и надежда охватывают наши сердца: когда видишь:

как устремлены к единению наши соплеменники? Каждому из нас хочется быть активнее: смелее во всех делах?

2-ой вед?% — Словом: гимн призывает к единению чувашей и всех

проживающих в республике народов?


3-ий вед?% — А сейчас в исполнении хора прозвучит песня «Тёванлёх

юрри»? Муз? А? Никитина: сл? В?Давыдова-Анатри?


На сцену выходят учащиеся 5-го класса?


1-ый ученик% У каждого листочка: у каждого ручья

Есть главное на свете: есть Родина своя!

Для ивушки плакучей нет реченьки милей

Для беленькой березки опушки нет родней?


2-ой ученик% Есть ветки у листочка: овражек у ручья

У каждого на свете есть Родина своя

А там: где мы родились: где радостно живем

Края свои родные мы Родиной зовем!


3-ий ученик% Тёван =.ршыв вёл пир.н –

+уралнё кил: умри йёмра?

Тёван =.ршыв вёл пир.н –

Хитре янран к.сле-тёмра?


4-ый ученик% Тёван =.ршыв вёл пир.н –

П.рре анчах: п.лер хакне?

Тёван =.ршыв вёл пир.н –

Асран кайми атте-анне?


В исполнении 5-ти классников звучит песня «Пурте герой пулар-и» или «Килч. ырё =уркунне»? (См? Чёваш музыки ача сад.нче? Хрестоматии? Ш?: 1995 =? С?63)?


Герой тени м.н тени те,

Герой тени м.н тени?

В.ри чунлё =ын тени те,

,=ре паттёр =ын тени? (2 хут).


Пурте герой пулар-и те:

Пурте герой пулар-и?

+.ршыв ятне ырлар-и те:

Ун хёватне =.клер-и. (2 хут).



1-ый вед?% Весна! Какое благодатное время года? Весна! Скольких

талантливых людей она подарила? Вот некоторые из них – Элли Михайлович Юрьев: родился 25-го марта 1936 года. Герман Степанович Лебедев: родился 28-го апреля 1913 года?


2-ой вед?% +уркунне! М.н тери ырё вёхёт! +уркунне! Хёй.н ёшшипе п.рле

вёл пире валли м.н чухл. ёслё: пултаруллё =ынсем парнелен.?

+акён пек =ынсен шутне к.ре==. .нт. Чёваш Республикин символ.сен автор.сем?


3-ий вед?% (Речь ведущих сопровождается показом слайдов? На экране автор

государственных символов Чувашии – Элли Юрьев: флаг: герб)?

— Элли Юрьев навсегда вошел в историю как автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики? Государственный герб представляет собой геральдический щит: на котором изображено «Древо жизни»? Оно символизирует не только Возрождение: но и стилизованно изображает народы земли чувашской?

1-ый вед?% — Пурпуровый цвет Древа и нижней полуокружности

символизирует извечное стремление народа к свободе: которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность? Светло-желтый цвет – цвет Солнца: даруюшего жизнь всему на земле? По чувашским народным представлениям: желтый цвет – сарё – самый прекрасный из всех цветов?


2-ой вед?% — Герб увенчан древней чувашской эмблемой «Три солнца»:

означающей триединство времени – Прошлое: Настоящее: Будущее?


3-ий вед?% ,м.рсем иртсе пыра==.

/стерсе ёс-хал мулне?

К.нек=.сем шыра==.

Чёвашсен кунне-=улне?


Тинкеретп.р малалла:

Кайрине те халь куратпёр???

Манён шухёшёмпала:

Все вед?% — Эпир пулнё: пур: пулатпёр!


На сцену выходят учащиеся 6-го класса?


1-ый ученик% Чувашия: Чувашия!

Край ты наш чудесный?

Свежие документы:  Сценарий урока «Морское путешествие»

Трудом ты честным славишься

Песнями и плясками?


Исполняется песня «Урам ик айкки квак =е=ке»?


Урам аякки квак =е=ке

Тайла-тайла татар-и те? (2 хут)?

Ик кас вёййа тухсассён

+аврёна-=аврёна юрлар-и те? (2 хут).

Урам аякки квак =е=ке

Тайла-тайла татар-и те? (2 хут).


2-ой ученик% +уркунне те =итр.

Капёр =уркунне?

Юрататёп эп.

+акё кунсене?


3-ий ученик% Кайёксем юрла==.

+еп.= юррине:

+амрёксем туха==.

Вёйё картине?


4-ый ученик% Эс. те: юлташём:

Вёйёран ан юл:

Лёпкён юхтёр юрё

Тусём: савён: кул?


Исполняется чувашский танец?


На сцену выходят учащиеся 7-го класса?


1-ый ученик% — Любят в Чувашии весело петь!


Исполняется песня «+.м.рт =е=ки =урёлсан та»?


+.м.рт =е=ки =урёлать те:

+.м.рт =е=ки =урёлать?

Вёрман вит.р курёнать

Вёрман вит.р курёнать?


Шурё к.пе тёхёнсан та:

Шурё к.пе тёхёнсан?

Вёйё вит.р курёнать:

Вёйё вит.р курёнать?


Вылямастёр: кулмастёр та:

Вылямастёр: кулмастёр?

Вёйё иртмест тет.р-им:

Вёйё иртмест тет.р-им?


Эпир вёййа тухсассён та:

Эпир вёййа тухсассён?

Юрлани те кил.шет:

Юрлани те кил.шет?



1-ый вед?% Знаете ли вы страну такую

Древнюю и вечно молодую?

Где в лесах тетерева токуют

Словно песней сердце околдуют?

Где коль праздник – от души ликуют:

Коль работа – гору дай любую?

Знаете ли вы страну такую?



Проводится небольшая викторина со зрителями? На сцену приглашаются зрители? Они оторвав лепесток от цветка: на котором написаны вопросы: должны правильно ответить на вопросы? За правильные ответы вручаются призы?



Вопросы%


1? Эпир пурёнакан республикён чёвашла тата вырёсла яч.? (Чёваш

Республики? Чувашская Республика)?

2? Чёваш Республикин п.ррем.ш президенч.? (Николай Васильевич Федоров)?

3? Чёвашсен =.н. =ырулёхне: алфавитне: букварьне й.ркелен. =ын? (Иван

Яковлевич Яковлев)?

4? Константин Васильевич Иванов ё=та =уралнё? (Пушкёрт Республики:

Пелепей район.: Слакпу= ял.)?

5? Чёваш =.р-шыв.нче ми=е хула? М.нлисем?

6? Чёвашсен .л.кренех пыракан м.нле уяв.сене п.лет.н?

7? Чёваш х.рарём.н тум. м.нле пайсенчен тёрать?

8? Чёвашсен м.нле паллё писател.семпе поэч.сене п.лет.н?

9? Чёваш =.р-шыв.нче м.нле пысёк юхан шывсем юха==.?

10? Пир.н халёхён =.р пин сёмах: =.р пин юрё: =.р пин т.р. тесе кам ка-

ланё? (И?Я?Яковлев)?

11? Чёваш Республикин Патшалёх гимн.н сёмах.сен тата к.ввин автор.сем

камсем? (Сёвви Илле Тукташён: к.вви Герман Лебедевён)?

3-ий вед?% — Молодцы! Все правильно ответили на вопросы? Действительно:

славится наша республика лесами: трудолюбивыми людьми: яркими узорами и вышивками: полноводными реками: звонкими песнями и мелодиями?


— А сейчас на сцену приглашается дуэт баянистов?


Исполняется попурри чувашских песен?


1-ий вед?% Знаете ли вы такой народ:

У которого сто тысяч слов:

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?


Композиция «Илемл.: илемл.???»? (Для этой композиции исполнители в руках держат полотенца: украшенные чувашской вышивкой)?


Илемл.: илемл.: илемл. чёваш юрри?

Илемл. чёваш юрри те

Юрлама п.лсен кёна?


Илемл.: илемл.: илемл. чёваш ташши?

Илемл. чёваш ташши те

Ташлама п.лсен кёна?


Илемл.: илемл.: илемл. чёваш т.рри?

Илемл. чёваш т.рри те

Т.рлеме п.лсен кёна?



2-ой вед?% _ Дорогие зрители: ребята: вы обратили сегодня внимание вот на этот сундук? (Сундук украшен чувашскими узорами)? – Хотите узнать: что находится в сундуке? Для того: чтобы открылся сундук: вы должны на чувашском языке сказать волшебные слова? Какие волшебные слова вы знаете? (Ответы% — Ырё кун пултёр: тавтапу=: тархасшён???)? Какое из названных волшебных слов мы должны произнести: чтобы сундук открылся?

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Совершенствование мыслительных операций"

— Правильно: «тархасшён» (пожалуйста)? – Давайте все вместе скажем% — Тархасшён: у=ёл!


Звучит музыка? Сундук открывается? Из открытого сундука «появляются» учащиеся в костюмах разных национальностей (чувашский: русский: татарский: украинский…)? Выстраиваются и начинают читать стихи%


1-ый ученик в русском костюме%

Русские: чуваши: мы в семье единой

Мы в союзе вечном: дружбе нерушимой?


2-ой ученик в чувашском костюме%

Под солнцем светлого сияния

Чувашский край зацвел как сад?

Растет и крепнет неустанно

И наш народ с другими в лад?


3-ий ученик в татарском костюме:

И теперь над всей Чувашией

Негасимое солнце горит

Собрались мы семьею единой

Путь широкий народу открыт?


4-ый ученик в украинском костюме%

Расцветает край наш

Слава солнцу и весне?

Песню светлую о Чувашии

Все поют родной стране?


3-ий вед?% Чуваш с могучим сердцем житель новой эры

Плечами: подбирая небосвод: шагнет в простор:

Одеждой солнечной сверкая: обнимет новый день его

с любовью:

верой –

И путь: что впереди: цветами уберет –

Интернационала радуга живая!


Исполняются песни: танцы народов разных национальностей?


На сцену выходят ведущие? Их речь сопровождается показом слайдов (Здания Правительства Чувашской Республики???: портрет Н?В?Федорова: Президента Чувашской Республики: герб: флаг: портреты авторов государственных символов) на экране? Тихо звучит чувашская мелодия?


1-ый вед?% — Ежегодно: 29-го апреля отмечается День государственных

символов Чувашской Республики? Отношение к символам государственности – один из показателей культуры общества? Ведь они отражают историю народа: его прошлое и настоящее: традиции наших предков и новые устремления в будущее?


2-ой вед?% — Как отметил Президент Чувашии Н?В?Федоров%

«Государственный флаг: герб и гимн Чувашской Республики – символы: призванные объединять всех граждан: живущих на одной территории? В них полно и емко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен»?


3-ий вед?% — Государственные символы Чувашской Республики помимо свое-

го официального значения являются также художественно-поэтическими образами Родины? Поэтому государственный праздник символов республики имеет большое значение? Через них мы соприкасаемся к богатству нашей истории и традициям: они подпитывают нашу любовь к родной земле: укрепляют патриотические чувства?


На сцену выходят ученики 1-го класса? В руках у каждого маленький флажок Чувашской Республики: на шее галстук с орнаментом герба города Чебоксар? Читают стихи%


1-ый ученик% Я хочу: чтобы птицы пели:

Чтоб весной ручьи звенели:

Чтобы были голубыми небеса?

Чтобы речка серебрилась:

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!


2-ой ученик% Я хочу: чтобы все смеялись:

Чтоб мечты всегда сбывались:

Чтобы детям снились радостные сны:

Чтобы утро добрым было:

Чтобы мама не грустила:

Чтобы в мире не было войны!


3-ий ученик% Я хочу: чтоб солнце грело

И березка зеленела:

И под елкой жил

Смешной колючий еж:

Чтобы белочка скакала:

Чтобы радуга сверкала:

Чтобы летом лил веселый дождь!


На сцену выходят ведущие? Приглашают всех участников праздника на сцену? В руках у всех разноцветные шары: ленты: флажки? Праздничная программа «Пою мое Отечество???»: посвященная символам Величия Чувашской Республики завершается объединенной песней «Асамат» (из репертуара чувашского певца Михаила Федорова)?


Асамат: асамат: асамат к.пер хывать?

Асамат: асамат: савёнса чёваш юрлать???



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: