Сценарий праздника «Масленица для всех возрастных групп»


Сценарий праздника Масленицы для всех возрастных групп.

Цель. Приобщить детей к русской традиционной культуре. Познакомить с обрядами Масленицы. Прививать любовь к народному творчеству (песни, заклички, пляски, игры).

Атрибуты. «Сугроб», «сосулька», две метлы, канат, палочка-«лошадка», чучело Масленицы, сани.

Действующие лица: Ведущая, Зима, Баба-Яга, Илья Муромец, Иван да Марья, два скомороха (взрослые);

Сосульки (девочки подготовительной группы), скоморохи (мальчики средней группы), Ваня (мальчик подготовительной группы),

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, рассаживаются.

Ведущая. Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Пожалуйста, располагайтесь. Рады гостям, как добрым вестям. Проходите, не стесняйтесь. Всех привечаем, душевно встречаем. В тесноте, да не в обиде. (Музыка смолкает.) Все гости собрались? Здравствуйте, люди добрые! Спасибо вам, что пришли по старому обычаю Зиму-матушку проводить, повеличать её, поблагодарить за коньки-салазки. Завершается зима. День становится длиннее. Всё чаще на небе солнце светит. А ведь кажется, что мы совсем недавно встретили её, радовались первому морозу, первому снегу, любовались снежными узорами.

О снеге да морозе в народе сложено немало пословиц. Давайте их вспомним.

Дети. Зима – не лето, в шубу одета.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Зима – трёх месяцев владыка.

Ведущая. Ребята, а хорошо ли вам было зимой? (Ответы детей). А что вам больше всего нравится зимой? Проводится игра «Что нам нравится зимой?».

Ведущая. Ведь совсем недавно мы водили весёлые хороводы у ёлки. Один из них нам сейчас покажет старшая группа. Дети исполняют хоровод «Музыка зимы».

У центральной стены начинает шевелиться «сугроб».

Ведущая. Ой, смотрите, сугроб зашевелился. (Из-за сугроба появляется старуха Зима.)

Зима. Кто тут меня тревожит? Не вижу я со сна (трёт глаза), сосед медведь, быть может? Кто здесь шумит?

Ведущая. Это мы, ребята-дошколята. А ты кто, бабушка? Что под этим сугробом делала?

Зима. Я – Зима холодная, лютая. А под сугробом легла отдохнуть. Устала я землю снегом укрывать.

Ведущая. Зима, так твоё время прошло. Черёд весны наступил. Тебе пора отправляться на Северный полюс, отдыхать.

Зима(угрожающе). Что? Что вы такое говорите?! (Птичье пение звучит всё громче.) Да что это птицы раскричались? Замолчите! (Взмахивает рукавом, щебет прекращается.)

Ведущая. (взволнованно). Зима, что ты делаешь? Не морозь первых весенних пташек!

Зима (возмущённо). Что, что такое? Да я вас всех сейчас в сосульки превращу! Где мой посох ледяной, волшебный? (Ищет за сугробом, находит сосульку.)

Свежие документы:  Конспект урока самопознания в 3 классе «Секреты здоровья»

Ведущая. Вот видишь, даже посох твой растаял. Да ты посмотри в окно – кругом сосульки капают.

Выходят девочки подготовительной группы, исполняют «Танец сосулек».

Ведущая. Вот видишь, Зима, пора тебе на север отправляться, там хозяйничать.

Зима. Рано мне ещё уходить, слишком рано-о-о! Эй ты, зимняя вьюга, ледяная пурга, просыпайся, подруга, выходи на врага!

Воет вьюга в записи.

Зима (на фоне «вьюги»). Что, испугались? Ха-ха-ха!

Ведущая. Но ты, Зима, должна уйти. Пойми, так всегда бывает.

Зима (нехотя). Хорошо, так и быть, только при одном условии. Отгадайте сначала мои загадки.

Ведущая. Дети, вы согласны? (Ответы.)

Зима. Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.)

И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Вьюга.)

Зима. Отгадали, отгадали, я пропала! Надо вещи собирать да скорее убегать! (Убегает.)

Все дети исполняют хоровод «Зима проходит».

Ведущая. Издавна на Руси в конце зимы устраивались народные гуляния. Назывался этот праздник – масленица. Весёлый и разгульный, с играми да весёлыми состязаниями. В этот день пекли блины, а ещё делали чучело зимы, носили его по улице, а к вечеру сжигали. А что за праздник без гостей? (Под музыку выбегают скоморохи – мальчики средней группы.) Исполняют танец.

Ведущая. А кто же вы такие, гости дорогие?

Скоморохи (вместе). Мы – скоморохи! Любим мы шутить, играть да людей потешать!

1-й скоморох. А чего вы тут сидите, аль гулять вы не хотите?

2-й скоморох. Засиделись, чай, с утра, веселиться уж пора!

Скоморохи (вместе). Вместе будем мы гулять, масленицу провожать!

Дети одеваются и выходят на улицу, где их встречают сказочные герои. Они проводят с детьми игры, состязания. Пройдя все этапы, дети собираются на центральной площадке.


1-й этап.

Ведущая – Баба Яга.

Баба Яга. Здорово, ребятки! Поклон вам, люди добрые! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба Яга-костяная нога! Я теперь другая и совсем-совсем не злая. И даже разрешаю вам прокатиться на моей метле. Хотите? Тогда вставайте в две команды! (Дети разбиваются на две команды.) Команды две, а метла одна. Без волшебства тут не обойтись. Чтобы из одной метлы две сделать, нужно всем вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать: «Умба-юмба-превращумба!»

Свежие документы:  Сценарий урока для 7 класса «Сила Архимеда»

Дети выполняют задание, Баба Яга разбирает свою метлу на две части, вручает каждой команде.

Баба Яга. Теперь, ребятушки, покажите свою удаль. Нужно верхом на метёлке «пролететь» между кеглями змейкой и обратно, не уронив ни одной. Сначала по одному на метле прокатиться, потом по двое, а затем уж втроём и вчетвером. Сумеете? Тогда…пять, четыре, три, два, один – старт! (Проводит соревнование.)

Баба Яга. Ставьте ушки на макушки,

Наши парни и подружки,

Все, кто стар и молодой,

Спляшем с бабушкой Ягой!

Дети исполняют русскую народную пляску. Прощаются с Бабой Ягой.


2-й этап.

Богатырский.

Встречает детей русский богатырь Илья Муромец.

Илья Муромец. Гой еси, честной народ! Илья Муромец давно вас ждёт! Сколько народу и все воеводы! А ну выходи силой померяться! Вызываю всех ребят на канат! (дети делятся на 2 команды.) Десять слева, десять справа, только мускулы трещат. (Проводится перетягивание каната.) Ну, молодцы, крепкие вы ребята, настоящие богатыри! (Прощается с детьми.)


3-й этап.

Игровой.

Хозяева здесь Иван да Марья.

Иван. Здравствуйте , красны девицы и добры молодцы!

Марья. Милости просим! Давайте знакомиться. Меня зовут Марьюшка.

Иван. А меня – Иванушка. А как вас? По команде «Раз, два, три» своё имя назови! (Дети произносят каждый своё имя одновременно.) Ой, ничего не понял, давайте ещё раз. Знакомство повторяется.) Ну вот и познакомились!

Марья. Вы, наверное, весёлые ребята, любите играть? Тогда становитесь в круг!

Иван. Сначала проведём разминку. Повторяйте за мной:

Всем нам весело живётся, мы в ладоши хлопаем.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп –

Я беру себя за лоб.

Это что, у вас лоб на коленке находится? Вот это я вас разыграл! Будьте внимательны и берите себя за то, что я назову, а я вас буду путать и дальше. Выводит невнимательных детей в центр.) Ой, какие вы невнимательные, откупайтесь. Спляшите нам, а мы вам похлопаем. (Дети пляшут.)

Марья. Ну вот и размялись, а теперь можно в весёлые игры поиграть.

Проводится игра «Золотые ворота».

На мелодию «Каравай» все поют:

Золотые ворота,

Пропустите вы меня.

Я и сам пройду

И друзей проведу.

На первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

По окончании «воротики» закрываются. Кто не успел выбежать, тот «откупается» пляской, песней, стих.-ем. В круг выходит мальчик верхом на палочке-«лошадке».

Свежие документы:  Сценарий для 1 класса на тему "Праздник первого сентября"

Иван. Ой, смотрите, Ваня-Ваня – простота, купил лошадь без хвоста.Давайте с ним поиграем.

Проводится русская народная игра «Барашеньки-крутороженьки». Иван да Марья прощаются с детьми. Дети подходят к центр. площадке. Их встречают скоморохи.

1-й скоморох. Повеселились ли вы, детушки? Позабавились да потешились? А теперь пора Масленицу позвать. Ну-ка, попробую её покликать:

Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных!

Не идёт. Знать, вам, ребятушки, надо позвать.

Дети.

Душа ты наша, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай к нам в гости на широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

Звучит барабанная дробь. Ряженые вывозят на саночках чучело Масленицы.

1-й скоморох. Расступись, честной народ, Масленица к нам идёт!

2-й скоморох. Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотья Ивановна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Гостья важная, долгожданная! (Берёт чучело Масленицы и ставит на возвышение.)

Давайте, детушки, пославим её, повеличаем.

Дети. Масленица, Масленица – душа красна девица!

Коса длинная, двуполтинная!

Платок беленький да с горошком!

Ноги стройные да с сапожками!

Брови чёрные, наведённые, портянки белые, набеленные!

Солнце тёплое в небе дразнится.

Все. Здравствуй, гостьюшка наша Масленица!

1-й скоморох. А теперь припомним все морозы, метели, насморки зимы. Вспомним, что принесла зима увлекательного: катание на лыжах, санках, коньках, новогодние ёлки, подарки (свободно общается с детьми). Проводим зиму-Масленицу со двора, но с большим почётом.

Дети прощаются с Масленицей. Выстраиваются парами в колонну.

Зажигают чучело.

2-й скоморох. Ой, ребята, та-ра-ра, начинается игра!

Проводится игра «Гори ясно».

1-й скоморох. Вы так весело играли,

Пели песни и плясали!

2-й скоморох. Вас за это наградим,

Всех блинами угостим!

Скоморохи. Тары-бары, растабары, попьём чай из самовара!

Праздник заканчивается чаепитием с блинами на улице.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: