Урок на тему «Использование интерактивной доски с целью повышения познавательной активности младших школьников»

Урок на тему

« Использование интерактивной доски с целью повышения

познавательной активности младших школьников»

Оснащение начальной школы разнообразными средствами ИКТ и цифровыми инструментами ставит перед преподавателем комплекс задач, связанных с грамотным и целесообразным использованием техники в образовательном процессе.

Поделюсь опытом использования интерактивного комплекса на уроках в начальной школе.

В состав интерактивного комплекса, установленного в классе, где мной ведется преподавание разных предметов, входит интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.

Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:

  1. Объяснения нового материала или инструктирования класса.

  2. Выполнения упражнений для закрепления нового материала.

  3. Обобщения и закрепления изученного материала.

  4. Контроля знаний, тестирования.

  5. Проверки домашнего задания.

Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке:

  1. Повышение доступности, глубины и качества освоения материалов, в том числе наиболее сложных;

  2. Экономия учебного времени, интенсификация обучения;

  3. Усиление наглядности и «яркости» обучения;

  4. Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых;

  5. Повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале;

  6. Развитие творческих способностей учащихся: соединение изучаемого материала и навыков в области ИКТ;

  7. Разнообразие форм итогового контроля;

  8. Расширение видов деятельности на уроке;

  9. Возможность представить материал, который без интерактивной доски практически предоставить невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео — иллюстративную информацию в систему.

Трудности, возникающие  у учителя при подготовке урока с использованием интерактивного комплекса:

  1. Увеличение времени на подготовку материалов к уроку, особенно, в период освоения новой техники

  2. Недостаточность навыков работы с техникой

  3. Недостаточность методической поддержки в использовании интерактивного комплекса на уроках в начальной школе

Интерактивный комплекс позволяет  демонстрировать ученикам:

  • мультимедийные  презентации, содержащие изучаемый материал;

  • иллюстративный материал  (фотографии, рисунки, схемы);

  • текстовый материал;

  • материал, оформленный в виде таблиц;

  • видеоматериал;

  • комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.

Интерактивный комплекс позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к  классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения по мере своего рассказа — вот не полный перечень возможностей, которые появились у меня и учеников моего класса с появлением интерактивного комплекса.

Для работы с интерактивным комплексом на уроке  используются:

  • ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) профессиональных разработчиков;

  • ЦОР, созданные другими учителями;

  • собственные  авторские ЦОР;

В дальнейшем планирую организовать деятельность учеников по созданию ими мультимедийных продуктов по тематическим заданиям. Ученики могут работать как самостоятельно, так и координироваться учителем.

Мной замечено, что активное использование контрольно-тренировочных материалов с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объёму материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным.

Вижу своей основной задачей построение  педагогической деятельности таким образом, чтобы ученики были не только зрителями и исполнителями заданий учителя, а становились соавторами урока, выступая с созданными ими сообщениями и докладами, сопровождаемыми собственными  мультимедийными продуктами.

Хотелось остановиться на некоторых функциях интерактивной доски.

1. Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. (показ функции) Младшие школьники охотно работают с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски.

2. Еще есть интересная функция — это «Шторка». «Шторка» используется для того, чтобы скрыть текущую страницу или ее часть. Например, при работе над безударными гласными учитель на доску выводит слова с безударной гласной и проверочные слова. Проверочные слова учитель скрывает шторкой. После того, как дети подберут самостоятельно проверочные слова, идёт сверка с доской. (показ функции)


Очень интересно проходят уроки с использованием ЦОР.

На уроках русского языка можно использовать следующие упражнения:

1) «Помоги собрать орехи Крошке Еноту» — правописание парных согласных (слайд 1, 2);

2) «Составь слово из букв, ориентируясь на картинку – подсказку» — правописание словарных

слов (слайд 3, 4);

3) «Зрительный диктант». Зрительный диктант направлен на развитие оперативной памяти ребенка, что также способствует развитию техники чтения. Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 2-4 дня, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору. Перед вами образец 1- ого набора.

(слайд 5).



На урока математики можно использовать следующие упражнения:

1) «Раскраска» — устный счёт в пределах 20 (слайд 6 – 14);

2) «Карточки – перевёртыши» — проверка таблицы умножения (слайд 15);

3) «Минутка чистописания» — начертание цифр (слайд 16 – 18)

4) «найди пропущенное число» — устный счёт, таблица умножения (слайд 19 – 20).


Интерактивное обучение очень большую помощь оказывает на уроках окружающего мира. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Можно использовать тренировочные упражнения с подачей новой информации. (слайд 21 -25)


Также большую помощь интерактивное обучение оказывает при проведении такого этапа урока, как рефлексия. Здесь помогает упражнение «Три «Я»». («Я повторил. Я запомнил. Я узнал»). Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, а также закрепить полученные раннее знания.


Активно использую электронные приложения к учебникам:

1. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение».

2. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс»

3. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика. 2 класс»

4. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»


Интерактивные доски оказывают позитивное воздействие на учеников начальных классов. Чем больше учащиеся использовали интерактивные доски на уроках, тем лучше были их успехи по предмету.

Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скурпулёзной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.

Как гласит китайская мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.






Свежие документы:  Проверка УУД в 1 классе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: