Урок на тему
« Использование интерактивной доски с целью повышения
познавательной активности младших школьников»
Оснащение начальной школы разнообразными средствами ИКТ и цифровыми инструментами ставит перед преподавателем комплекс задач, связанных с грамотным и целесообразным использованием техники в образовательном процессе.
Поделюсь опытом использования интерактивного комплекса на уроках в начальной школе.
В состав интерактивного комплекса, установленного в классе, где мной ведется преподавание разных предметов, входит интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Интерактивный комплекс дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.
Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:
Объяснения нового материала или инструктирования класса.
Выполнения упражнений для закрепления нового материала.
Обобщения и закрепления изученного материала.
Контроля знаний, тестирования.
Проверки домашнего задания.
Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке:
Повышение доступности, глубины и качества освоения материалов, в том числе наиболее сложных;
Экономия учебного времени, интенсификация обучения;
Усиление наглядности и «яркости» обучения;
Укрепление обратной связи на уроках, увеличение количества опрашиваемых;
Повышение внимания учащихся к содержанию урока, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале;
Развитие творческих способностей учащихся: соединение изучаемого материала и навыков в области ИКТ;
Разнообразие форм итогового контроля;
Расширение видов деятельности на уроке;
Возможность представить материал, который без интерактивной доски практически предоставить невозможно, а также материал, соединяющий звуковую, видео — иллюстративную информацию в систему.
Трудности, возникающие у учителя при подготовке урока с использованием интерактивного комплекса:
Увеличение времени на подготовку материалов к уроку, особенно, в период освоения новой техники
Недостаточность навыков работы с техникой
Недостаточность методической поддержки в использовании интерактивного комплекса на уроках в начальной школе
Интерактивный комплекс позволяет демонстрировать ученикам:
мультимедийные презентации, содержащие изучаемый материал;
иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы);
текстовый материал;
материал, оформленный в виде таблиц;
видеоматериал;
комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.
Интерактивный комплекс позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения по мере своего рассказа — вот не полный перечень возможностей, которые появились у меня и учеников моего класса с появлением интерактивного комплекса.
Для работы с интерактивным комплексом на уроке используются:
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) профессиональных разработчиков;
ЦОР, созданные другими учителями;
собственные авторские ЦОР;
В дальнейшем планирую организовать деятельность учеников по созданию ими мультимедийных продуктов по тематическим заданиям. Ученики могут работать как самостоятельно, так и координироваться учителем.
Мной замечено, что активное использование контрольно-тренировочных материалов с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объёму материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным.
Вижу своей основной задачей построение педагогической деятельности таким образом, чтобы ученики были не только зрителями и исполнителями заданий учителя, а становились соавторами урока, выступая с созданными ими сообщениями и докладами, сопровождаемыми собственными мультимедийными продуктами.
Хотелось остановиться на некоторых функциях интерактивной доски.
1. Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. (показ функции) Младшие школьники охотно работают с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски.
2. Еще есть интересная функция — это «Шторка». «Шторка» используется для того, чтобы скрыть текущую страницу или ее часть. Например, при работе над безударными гласными учитель на доску выводит слова с безударной гласной и проверочные слова. Проверочные слова учитель скрывает шторкой. После того, как дети подберут самостоятельно проверочные слова, идёт сверка с доской. (показ функции)
Очень интересно проходят уроки с использованием ЦОР.
На уроках русского языка можно использовать следующие упражнения:
1) «Помоги собрать орехи Крошке Еноту» — правописание парных согласных (слайд 1, 2);
2) «Составь слово из букв, ориентируясь на картинку – подсказку» — правописание словарных
слов (слайд 3, 4);
3) «Зрительный диктант». Зрительный диктант направлен на развитие оперативной памяти ребенка, что также способствует развитию техники чтения. Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 2-4 дня, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору. Перед вами образец 1- ого набора.
(слайд 5).
На урока математики можно использовать следующие упражнения:
1) «Раскраска» — устный счёт в пределах 20 (слайд 6 – 14);
2) «Карточки – перевёртыши» — проверка таблицы умножения (слайд 15);
3) «Минутка чистописания» — начертание цифр (слайд 16 – 18)
4) «найди пропущенное число» — устный счёт, таблица умножения (слайд 19 – 20).
Интерактивное обучение очень большую помощь оказывает на уроках окружающего мира. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Можно использовать тренировочные упражнения с подачей новой информации. (слайд 21 -25)
Также большую помощь интерактивное обучение оказывает при проведении такого этапа урока, как рефлексия. Здесь помогает упражнение «Три «Я»». («Я повторил. Я запомнил. Я узнал»). Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, а также закрепить полученные раннее знания.
Активно использую электронные приложения к учебникам:
1. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Литературное чтение».
2. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс»
3. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика. 2 класс»
4. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»
Интерактивные доски оказывают позитивное воздействие на учеников начальных классов. Чем больше учащиеся использовали интерактивные доски на уроках, тем лучше были их успехи по предмету.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует скурпулёзной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.
Как гласит китайская мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.