Урок в начальной школе «ФИЗМИНУТКИ НА УРОКЕ»


МБОУ Суетовская СОШ

Ярцевского района Смоленской области











ФИЗМИНУТКИ
НА УРОКЕ









Материал подготовила

учитель начальных классов

Воронцова Н.А.





2 011 г


ФИЗМИНУТКИ НА УРОКЕ

На регуляцию психического состояния



«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражаю­щие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.


Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Серьезным быть пора.


Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.

«Не боюсь»

В ситуации трудной задачи или чтения наизусть трудного стихо­творения, или выполнения контрольной работы, вызывающей у детей страх, надо проводить это упражнение. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти строчки:

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

«Очень хочется трудиться»

В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Не­обходимо провести коррекцию психического состояния на возбужде­ние активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллек­тивно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.

Ох, как хочется трудиться! Делать все охота. Чтоб трудом своим гордиться, Пусть кипит работа!

Я и бодр, и силен,

Всю работу сделаю.

Свою волю покажу.

Слово для себя сдержу!

«Поза кучера на дрожках»

Саморегуляция спокойствия. Учитель делает указания сесть, накло­нить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом. Предплечья должны свободно свисать. Мышцы максимально расслаблены. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках. Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены.

Начинать нужно с мышц лица, с освоения маски релаксации. Учи­тель медленно говорит, исполняющие все делают Сеанс проводится один раз, но медленно, а застывшая поза затягивается. Затем дается команда вернуться в обычное положение в такой же последовательности.

«Полный физический покой»

Цель: максимально расслабить мышцы тела, снять все мышеч­ные зажимы. Учитель говорит слова, а все проговаривают про себя и расслабляются:

Свежие документы:  План воспитательной работыв начальной школе в 1 классе на 2012-2013 учебный год

«Я расслабляюсь».

«Полный физический покой!» (Все: «Покой»);

«Я расслабляюсь: мышцы шеи расслаблены, плечи расслабле­ны, мышцы рук расслаблены, кисти рук расслаблены».

«Кисти рук расслаблены, руки кажутся плетьми, брошенными на колени».

«Мышцы спины расслаблены, живот расслаблен».

По команде учителя круг внимания медленно скользит по телу, про­веряя, все ли мышечные зажимы убраны. Опускается по мышцам ног.

«Ноги расслаблены, мышцы голени, стопы… Каждый мой мус­кул расслаблен и вял. Покой. Полный физический покой».

Все мысленно про себя повторяют:

— Я отдыхаю в саду. Я отдыхаю на пляже. Мне приятно состоя­ние полного физического покоя.

Продолжительная пауза

Учитель выводит успокаивающихся из состояния покоя и пере­водит их в обычное состояние.

«Саморегуляция тонуса мимических мышц»

Учитель говорит: «Мое внимание останавливается на моем лице Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслабленны. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке Мое лицо как маска. Я хорошо чувствую себя. Мне хорошо. После медлен­ного проговаривания вслух дается команда проговаривать команду про себя. После всех упражнений на самоуспокоение дается команда на окон­чание сеанса, и учащиеся принимают обычное состояние

«Выход из состояния самоуспокоения»

Учитель ведет счет до десяти. На каждый второй счет подается команда:

  • Раз, два — вы отдохнули.

  • Три, четыре — покой проходит.

  • Пять, шесть — появляются силы.

  • Семь, восемь — настроение бодрое.

  • Девять, десять — открыть глаза, улыбнуться, потянуться и по­чувствовать свежесть во всем теле.

Учитель дает энергичную команду: «Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями нару­жу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над го­ловой. С резким выдохом опустите руки». Это упражнение надо повто­рить 2-3 раза.

«Психологическая установка на работу»

  • Улыбнемся друг другу, дети.

  • Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

  • Я в школе на уроке.

  • Сейчас я начну учиться.

  • Я радуюсь этому (пауза).

  • Внимание мое растет.

  • Я как разведчик все замечу.

  • Память моя крепка.

  • Голова мыслит ясно (пауза).

  • Я хочу учиться.

  • Я очень хочу учиться.

  • Я готов к работе.

  • Работаю!


Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую разгрузку:

  1. Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а ле­вую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!» Затем хлопнуть s ладоши и сделать то же, но другими руками.

  2. Сидя, надо одновременно носками ног отбить: левой ногой два удара, правой — три удара. Хлопнуть в ладоши и то же самое проделать, сменив ноги: левой — три удара, правой — два удара,

  3. Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой ру­кой — правое ухо, правой — кончик носа.

Физкультминутки на общее развитие организма детей (ко­нечностей, туловища):

  1. «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслабле­ны. Одновременным хаотичным встряхиванием рук и ног достичь рас­слабления мышц до чувства тепла и покраснения ладоней.

  2. «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на скамейке парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох — потянутся, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох — кисти к плечам, локти свести впереди.

  3. Исходное положение: приподняться на носках. Сделать не­сколько энергичных движений тела влево и вправо, растирая носки ступней о массажный коврик до появления теплоты. Повторить упраж­нение, стоя на пятках.

  4. Исходное положение: сидя на скамейке, подтянуть ногу, мак­симально сжать пальцы стопы, затем расслабить и потрясти ногой. Упражнение выполнять поочередно обеими ногами.

  5. Исходное положение: сидя, кисти рук переплетены в замок и лежат на коленях. На счет 1 — ноги приподнять, на счет 2 — подтянуть­ся руками к стопам, на счет 3-4 — расслабиться и вернуться в исход­ное положение.

  6. Исходное положение: сидя на скамейке, упор рук сзади. Под­нять прямые ноги под углом 30° и удержать их в таком положении.

  7. Исходное положение: сидя, руки лежат на коленях. На счет раз поднять плечи, 2 — обхватить коленку, прижать их к груди, 3 -сильный выдох, 4 — вернуться в исходное положение. Упражнение вы­полнять медленно.

  1. Исходное положение; сидя, кисти рук к плечам, выполнять круговое вращение рук.

  2. Исходное положение; сидя, с опорой рук сзади. Выполнять круговое вращение прямыми ногами.


  1. Исходное положение: сидя, спина прямая, попеременное за­кидывание ноги на ногу на каждый счет.

  2. Исходное положение: сидя с упором рук сзади. Поочередно поднимать прямые ноги и удерживать их в таком положении.

  3. Исходное положение; стоя, поднять руки вверх — вдох, на­клониться вниз — выдох.

  4. Исходное положение: сидя, расслабиться, выполнить успо­каивающие глубокий вдох и выдох. Повторить несколько раз {3-4 раза, чередуя их с позой «кучера» на расслабление).

Во время физкультминуток выполнять до 5 различных упражне­ний. Комплекс заканчивать упражнением на восстановление дыхания.

Микропаузы при утомлении глаз:

  1. Смотреть прямо вдаль 2-3 секунды, перевести взгляд на кон­чик пальца перед глазами на расстояние 25-30 см и смотреть на него2-3 секунды. Повторять 5-6 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

  3. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отды­хать такое же время. Повторять 3 раза.

  4. Закрыть глаза, подушечками трех пальцев рук слегка подавить на верхние веки. Спустя 2-3 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза,

  5. Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками 10-15 секунд, открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторить 2 раза.

  6. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

  7. Исходное положение: сидя, смотреть на конец пальца вытя­нутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно при­ближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4-6 раз.

Упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большой амплитудой.

Литература:


  • Н. Нижегородцева «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». М., «Владос», 2003г.


  • Психогимнастика в начальной школе. М., «Творческий центр», 2003г.


  • Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги, уроки здоровья», М.2004


  • Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя». М., «Вахо», 2003г.


  • В. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» (1-4 кл.). М., «Вахо», 2004г.


2


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: