Внеклассное мероприятие для 3 класса «Поговорим о дружбе»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

г. Мурманска










Внеклассное мероприятие

3 класс


«Поговорим о дружбе»

(Воспитывать чувство уважения к одноклассникам, беречь дружбу, общаться в коллективе)








Подготовила

воспитатель группы продленного дня

Романовская Людмила Михайловна












г. Мурманск

2012г




Тема занятия: «Поговорим о дружбе»

Цели: способствовать расширению знаний детей о дружбе, о дружеских взаимоотношениях.

Задачи:

  1. Создать условия для обучения детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

  2. Содействовать развитию речевых умений, обогащению словарного запаса.

  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

  4. Способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование: карточки с пословицами, кружки зеленые и красные (для игры «Светофор»), листики желтые и коричневые (для рефлексии), плакаты.

Ход внеклассного занятия:



  1. Организационный момент.

  • Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

  1. Основная часть.

  • Сегодня на занятии, мы с вами, ребята, поговорим об одном очень важном качестве человека, которое помогает наладить взаимоотношения между людьми. А о каком именно, вы попробуете угадать сами. Но сначала, давайте вместе споём добрую песню, которая и будет эпиграфом нашего занятия.

  1. Исполнение песни.

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»).

Если с другом вышел в путь Что мне дождик проливной,

Веселей дорога, Когда мои друзья со мной (2 раза).

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много.

Что мне снег, что мне зной,

Там где трудно одному, Что мне снег, что мне зной,

Справлюсь вместе с вами. Что мне дождик проливной,

Где чего-то не пойму, Когда мои друзья со мной (2 раза).

Разберем с друзьями.

  • Вы, наверное, уже догадались, о теме нашего занятия?

  • Докажите свои предположения (О дружбе и друзьях).

  1. Понятие о дружбе.

  • А что такое дружба?

Дети высказывают свои версии и рассуждения.


  • А давайте с вами заглянем в толковый словарь Ожегова и узнаем значение слова «Дружба».

Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  • О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

  1. Чтение стихотворения «Монолог о дружбе».

  • Послушайте мысли вслух Лиона Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе».

Читают автор и подготовленные заранее ученики.

Автор: Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной,

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.



Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба — это если Друг приятно говорит всегда,

Речь твою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?



  • Ребята, согласны ли вы с таким объяснением дружбы? (Нет).

  • Тогда слушаем дальше.

Автор: Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает это слово?

Значит что оно?

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба — это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

  • Итак, ребята, что же такое дружба, по мнению автора?

-Подумайте, с какими мыслями автора следует согласиться, а с какими нет?

Ответы детей: Согласиться с тем, что нужно посещать друга, если он болен, говорить всегда правду другу, даже если эта правда неприятна ему и др.

(Не согласиться с тем, что дружбаэто подсказка у доски, пас в футболе, не рассказывать о плохом поступке друга).

  • Учиться жить дружно среди людей, в классном коллективе очень важно.

В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумывался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем ее сила и почему ею надо дорожить.

Еще издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе.

  • Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе. (Да).

  • А давайте сейчас проверим.

  1. Работа над пословицами в парах.

  • Сейчас я предлагаю вам карточки с пословицами о дружбе. Но их надо собрать, т.е. соединить начало и конец пословицы. Работаем парами. Один человек читает начало пословицы, а другой ее конец.

  1. Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.

  2. Старый друг лучше новых двух.

  3. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

  4. Друг познается в беде.

  5. Нет друга ищи, а найдешь — береги.

  6. Куда иголка, туда и нитка.

  7. Не в службу, а в дружбу.

  8. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  9. Дружбу помни, а злобу забывай.

  10. Будь с другом и в горе, и в радости.

  11. Помогай другу в беде.

  12. Человек без друзей, что дерево без корней


В ходе ответа учащихся можно попросить детей дать объяснение некоторым пословицам.

  1. Понятие «Друг».

  • Ребята, наверное, у вас у каждого есть свой друг.

  • А, что вы можете рассказать о своих друзьях?

Учащиеся называют имена своих друзей и объясняют свой выбор.

  • Почему вы считаете их своими друзьями?

  • Какими качествами обладают ваши друзья? (Добрые, веселые, умные и т. д.)

  • Расскажите о хорошем поступке вашего друга.

  • Давайте за более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.

Друг — это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

  1. Чтение стихотворения о друге.

  • А сейчас, ребята, послушайте ещё одно стихотворение и подумайте,

  • можно ли этого героя назвать другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Ответы детей: Нет, героя нельзя назвать настоящим другом.

  • А может дружба распасться? А по каким причинам?

Ответы детей: Может. Если твой друг будет тебе постоянно напоминать о том, что он сделал для тебя… Человек плохо поступил по отношению к своему другу.

  • Ребята, надо всегда помнить о том, что друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.


Физкультминутка



Дети вышли к доске, образовали круг, взялись за руки и выполняют движения.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди Ты на мир ясней гляди. (2 раза).

  • Дети, а могут ли дружить мальчики и девочки?

  • Ответ: Да, могут.

  • Давайте послушаем спор двух ребят.

  1. Сценка «Мальчишки и девчонки».

Мальчик 1. Ты где вчера был?

Мальчик 2. Я вчера с Ленкой в кино ходил.

Мальчик 1. С Ленкой в кино ходил? И не стыдно? Да она же…

Мальчик 2. Чего?

Мальчик 1. Да она же… как ее… Да она же девчонка!

Мальчик 2. Ну и что?

Мальчик 1. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Да потому что девчонки — это…

Мальчик 2. Ну что — девчонки?

Мальчик 1. Да девчонки — они же… с косичками!

Мальчик 2. Подумаешь — с косичками! Что же тут такого? А Ленка тем более без косичек.

Мальчик 1. А это еще хуже.

Мальчик 2. Почему же хуже?

Мальчик 1. Потому что дергать не за что.

Мальчик 2. А зачем их дергать?

Мальчик 1. А что с ними еще делать?

Мальчик 2. Поговорить можно.

Мальчик 1. О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки!

Мальчик 2. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.

Мальчик 1. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.

Мальчик 2. Ничего и не зубрилы. Она еще и в музыкальной школе учится.

Мальчик 1. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси! Она все равно зубрила. Да еще и ябеда.

Мальчик 2. Кто ябеда? Ленка? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?

Мальчик 1. Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав.

Мальчик 2. Вот ты испугался, а Ленка его в руках держала!

Мальчик 1. Конечно, удавы девчонок не трогают.

Мальчик 2. А зато Ленка лучше всех в теннис играет.

Мальчик 1. В теннис! Да это же… девичья игра. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!

Мальчик 2. Подумаешь — шея! В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.

Мальчик 1. Таких глупых?

Мальчик 2. Это почему же глупых? Ленка глупая?

Мальчик 1. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Она получше кого-нибудь нашла бы.

Мальчик 2. Кого же это?

Мальчик 1. Да меня хотя бы.

Мальчик 2. Да она с тобой не пойдет.

Мальчик 1. Посмотрим, как не пойдет! Вот пойду и приглашу ее в кино.

Мальчик 2. Кого, Ленку?

Мальчик 1. Не Ленку, а Лену.

Мальчик 2. Так она же это…

Мальчик 1. Кто?

Мальчик 2. Девчонка.

Мальчик 1. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.

Мальчик 2. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино.

Мальчик 1. Пошли.

  • В чем убедились мальчишки?

Дети отвечают: Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.

  1. Понятие «Настоящий друг».

  • А что значит — настоящий друг? Посмотрите на экран и назовите пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.

На доске:

Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, заботливый, доверчивый, веселый, ленивый.


  • Кто хотел бы прочитать?

  • Ответы учеников

  • Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

  1. Чтение рассказа «Друзья».

  • Послушайте рассказ «Друзья» и скажите, кто же из мальчиков оказался настоящим другом.

Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе. Дружба их началась очень давно, почти с пеленок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Сережу и Сеню все называли неразлучными друзьями.

Но однажды произошел случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:

  • Эх, ты! С такой маленькой горки — и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!

Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.

  • Вань, ты чего? — испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слезы, тихо застонал.

  • Больно? — спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от

снега.

  • Не очень! — мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слезы. — Только нога болит…

  • Давай я тебе помогу! — Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. — Держись, Ванек! Я тебя домой отвезу.

  • Спасибо! — прошептал Ваня, морщась от боли.

  • Да не за что! — отмахнулся Сеня.

-Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! — прокричал сверху Сережа.

Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повез друга домой.

  • Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?

Дети отвечают: Сенянастоящий друг.

  • Какая из пословиц больше подходит к этому рассказу?

Ответы детей: Друзья познаются в беде.

  1. Решение ситуативных задач.

  • А сейчас я хочу узнать, какие вы друзья? Я предлагаю вам несколько ситуаций, вы должны подумать и сказать, как бы вы поступили в данном случае?


  1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки, что вы сделаете?

Ответ детей.

  1. Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите? Ответ детей.

  • Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.

  • Ну, а теперь немного поиграем.




Игра «Светофор».

Я перечисляю разные качества человека. Когда я называю качество, способствующее дружбе, то вы поднимаете вверх круги зеленого цвета, когда мешающие дружбе — красного цвета.

Качества: добрый, злой, отзывчивый, неискренний, добросовестный,

лживый, порядочный, безответственный, общительный.



  1. Итог занятия.

  • Подводя итог нашему занятию, я хотела бы, чтобы вы сами составили секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

  • Послушаем, что же у вас получилось?

Выслушиваются ответы детей, потом сравниваются с представленными правилами дружбы на доске.

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

  • Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

  • Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить — значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом — не таи зла на него.

  • Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям, надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

  • Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

  1. Рефлексия.

  • Ну, вот и подошло наше занятие к концу! Мне хотелось бы узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.

  • Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами листики желтые и коричневые.

  • Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение — возьмите в руки желтые листья, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно — коричневые.

Все учащиеся выходят к доске, поднимают руки вверх и плавно отпускают листья вниз. Листья кружатся в воздухе.

  • На этом наше занятие окончено.

  • До новых встреч!

Звучит фонограмма песни о дружбе.








Список использованной литературы



  1. «Волшебный берег», Л. Ф. Воронковой, издательство «Детская литература»,1966 г.

  2. Учебник 2 класса. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Под редакцией Т. А. Ладыженской, Москва «Просвещение»1996 г.

  3. Учебник 3 класса Литературное чтение

  4. Праздники в начальной школе С. В. Савинова,- М: Учитель, 2002г.

  5. Стихи детям Агния Барто. – М. 1949г.




Свежие документы:  Сценарий выпускного утренника

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: