Единство формирования правописных и речевых навыков учащихся при подготовке к экзаменам


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 81

Калининского района Санкт-Петербурга










Статья

« Единство формирования правописных и

речевых навыков учащихся при подготовке к экзаменам»





подготовила Коваленко Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы









Санкт-Петербург

2013 год


Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники, — овладение орфо-

графической и пунктуационной грамотностью. Это связано с тем, что на экзаменах им будут предложены тестовые задания. Однако современный человек живёт среди текстов, не замечая этого, и сам часто вынужден их создавать. Реклама, информация по радио, доклад, заявление о приёме на работу, резюме, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет, записка, написанная на клочке бума-

ги… Поэтому в современной жизни не менее важна и речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить высказывание в устной или пись-

менной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа с текстом даёт возможность органично решать эти задачи, т. к. текст – «сфера функционирования языковых единиц разных уровней», орфографические и пунктуационные трудности легче преодолеть, используя приёмы анализа текста. Чтобы постичь текст, ученику необходимы знания и из области литературы, и из истории языка, и из этнографии. Изучая текст, школьники обогащают культурный багаж, формируют представления о разных эпохах, разных сторонах жизни, учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение.

Термин текст пришёл в русский язык в XVIII веке из немецкого, но восходит он к латинскому textus, что значит «ткань; связь, соединение; слог, стиль».

Словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее значение слова текст:

всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т.д., а также часть, отрывок из них).

Признаки текста

  • Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.

  • Отграниченность. Каждый текст имеет чёткие границы – начало и конец.

  • Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определённом порядке.

  • Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое.

  • Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, определённым образом упорядочены, организованы.

  • Информативность.

  • Завершённость.

С определением текста и его признаками ученики знакомятся уже на начальном этапе работы по комплексному анализу текста. Важно показать, что грамотное письмо способствует более точной передаче содержания текста и его правильному восприятию. Это необходимо учитывать при подготовке к ГИА, ЕГЭ, где требуется продемонстрировать умение создавать текст. Обучая анализу текста, целесообразно использовать следующие задания:

  • осмысление содержания текста в процессе расстановки знаков препинания;

  • сравнение и анализ вариантов расстановки знаков препинания в стихотворных текстах и осознание её влияния на смысл сказанного, на придание ему предельно эмоционального звучания;

  • исправление орфографических и пунктуационных ошибок в текстах, где ошибки приводят к искажению смысла высказывания;

  • сравнение и анализ вариантов написания слов в текстах, где выбор того или иного варианта обусловлен содержанием текста, его жанровой и стилистической характеристикой.

Академик Л. В. Щерба говорил: «Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда просто не понимаешь написанного…» Это высказывание подтверждают ученики, читая выдержки из своих работ. Например, анализируется отрывки (даны без исправления):

1. «Мы пошли в доль дороги. От сюда хорошо была видна река. Там кдето поласкали бельё, играли ребятишки. Кругом пархали бабочки. Я накрыл бабочку, севшую на цветок ладонями. Она была очень красивая и яркая зелень травы отняла её наряд.»

  • Что и почему затрудняет понимание написанного?

2. «Рассмотрим как вещи, которые описывает Гоголь помогают лучше разобраться в помещиках. Возьмём Собакевича, когда Чичиков посмотрел на него он показался ему медведем.»

  • Проанализируйте отрывок из сочинения. Найдите ошибки и исправьте их.

  • Согласны ли вы с мнением педагога XIX в. Н. Ф. Бунакова о том, что «…толковая постановка знаков препинания не только обусловливает вразумительность написанного для читателя, но и свидетельствует о сознательном, вдумчивом отношении пишущего к тому, что он пишет…»?

3. Перед вами отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

  • Как по-другому можно было бы написать сочетание давно, давно? (давно-давно).

  • Почему автор выбрал написание через запятую? (Запятая усиливает значение слова давно, особо подчёркивая длительность происходящего).

  • Какие ещё функции выполняет запятая? Напишите об этом, приведите примеры из поэтических произведений. (Это задание готовит к написанию сочинения на лингвистическую тему С2.2. )

Используя небольшие поэтические тексты, предлагаю ученикам выполнить такие задания (тексты даются без знаков препинания):

  • прочитайте стихотворение так, чтобы было понятно, какие знаки препинания нужно поставить;

  • расставьте знаки препинания, определите виды предложений, почему именно такие синтаксические конструкции использованы автором;

  • в каких случаях, почему автор прибегает к необычной постановке знаков препинания?

Важным и полезным видом работы с текстом является списывание. Можно предложить следующие задания:

  • восстановить текст, переставив его части в нужном порядке;

  • дописать предложения;

  • составить вопросы к тексту;

  • составить план текста;

  • озаглавить текст, определить основную мысль, сравните своё заглавие с авторским, какое отражает тему, какое идею;

  • определить роль языковых средств в тексте.

Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к изложению, т.к. он помогает до конца понять текст и его особенности и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Именно такие задачи ставятся перед учащимися на экзаменационном изложении.

Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, учащиеся получают задание почитать и предварительно проанализировать текст по плану дома (текст должен быть у учащихся дома и на уроке)

План анализа текста.

  1. Прочитайте текст, определите тему.

  2. Определите тип речи и стиль

  3. Определите жанр текста. Какое настроение преобладает в тексте?

  4. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если текст имеет заглавие, подумайте над его смыслом.

  5. Разделите текст на смысловые части, составьте его план.

  6. Как связаны части текста?

  7. Как соотносятся начало и конец текста?

  8. На каком приёме (приёмах) построен текст?

  9. Отметьте основные образы текста.

  10. Понаблюдайте за лексикой текста.

  11. Понаблюдайте за фонетическими средствами, которыми пользуется автор.

  12. Какими морфологическими средствами пользуется автор?

  13. Понаблюдайте над синтаксисом текста.

  14. Сформулируйте идею текста.

Такой анализ требует времени и определённых навыков, которые формируются поэтапно всей системой работы по развитию речи с 5-го класса, а в 9-ом классе идёт работа по коррекции и развитию умений.




Список использованной литературы


1. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого

развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников.- С-Пб.: «Паритет»,

2005.

2. Степанова Л. С.. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в IX

классе общеобразовательной школы. Научно-методический журнал «Русский

язык в школе», 2001г., №1.

3. Ипполитова Н. А. Развитие речи и повышение грамотности. Научно-

методический журнал «Русский язык в школе», №5, 1997г.

4. Пахнова Т.Н. Комплексная работа с текстом. Научно-методический журнал

«Русский язык в школе», №2, 1998г.

5. Антонова Е. С.Тайна текста. Научно-методический журнал «Русский язык в

школе», №6, 2000г.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Его величество непроизносимый согласный"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: