Конспект урока по теме: «Обращение как культурно-лингвистический феномен» 8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область











Конспект урока по теме: «Обращение как культурно-лингвистический феномен»

8 класс







подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

















2013 год

Тип урока: итоговый урок по развитию речи.

Цели урока:

— создать условия для обобщения и расширения знаний по теме «Обращение»;

— способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий целеполагания, контроля, коррекции, оценивания;

— познакомить с правилами речевого этикета.


Оборудование: тетрадь, «кейсы» с заданиями, сигнальная карточка, лист оценивания.


Ход урока.


  1. Организационное начало урока.

Учащиеся делятся на группы. Важно, чтобы группы по уровню успеваемости были примерно однородными. Количество «кейсов» и время выполнения заданий определяются учителем в зависимости от уровня учащихся. Учащиеся делают запись в тетрадь.

  1. Оптимизация знаний.

«Кейс» №1.

Задание.

— прочитайте;

Душа моя Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

(А.С.Пушкин)

— определите, что делает эти строки нежными, душевными, а не назидательными? (обращение);

— сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь. (повторение по теме «Обращение»; для чего нужно обращение, что такое обращение).

Группа, выполнившая работу первой, поднимает сигнальную карточку.


  1. Повторение и закрепление изученного.

Учитель:

— Обращение не только грамматическая фигура, но и средство выражения личного отношения говорящего. Важно научиться правильно пользоваться обращением. Для этого необходимо отличать его от других грамматических конструкций. Как вы этому научились, покажет второе задание.


«Кейс» №2. (выполняется письменно).

Задание:

— запишите в тетрадь предложения;

— вставьте пропущенные буквы; (готовя «кейс», учитель по своему усмотрению оформляет орфографическое и пунктуационное задания, можно вообще не давать эти виды заданий);

— определите синтаксическую роль выделенных слов;

— поставьте необходимые знаки препинания;

— подготовьте сообщение на тему «Как отличить обращение».

1. В Михайловском Пушкин много писал и читал, прислушивался к народной речи. (подлежащее)

2. Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка. (дополнение)

3. Дай, Пушкин, мне свою певучесть, свою раскованную речь, свою пленительную участь. (обращение)

4. Как часто я обращался к стихам Пушкина, когда размышлял о верности, дружбе, товариществе. (дополнение, определение)

5. Пушкин – автор этого стихотворения. (подлежащее).

Проверка выполненных работ (за правильно выполненное предложение присуждается 1 балл).

Вариант сообщения.

Чтобы отличить обращение от других конструкций, необходимо выяснить, является ли данное слово членом предложения, произносится ли оно со звательной интонацией, выражает ли отношение говорящего к собеседнику. Обращение не является членом предложения, имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, может выражать личное отношение говорящего. Обращение на письме выделяется запятыми. Возможна постановка восклицательного знака.

Комментирование выступления, оценивание.


«Кейс» №3. Работа выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой внутри группы, сверкой с правильным вариантом (на доске, проекторе), выставлением оценки: правильное предложение – 1 балл.

Задание:

— прочитайте предложения;

— найдите обращения;

— спишите предложения, расставляя знаки препинания;

— вспомните понятие риторическое обращение и его особенности.

1. Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

2. Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных…

3. Гой ты, Русь моя родная…

4. Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся неуёмный ветер!

5. Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Вариант сообщения.

Обращение к неодушевленному лицу, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу (для усиления выразительности) – особый прием, особая стилистическая фигура – риторическое обращение.


«Кейс» №4. Речевой этикет (мини-викторина). 1 балл – 1 правильный ответ.

Задания:

— дайте определение понятия «речевой этикет» (совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям);

— из какого языка пришло слово? (из французского языка).

— запишите общепринятые в разных странах обращения к незнакомым людям (мадам, госпожа , товарищ, гражданин, мадемуазель, фрау, месье, женщина, девушка и т.д) . Время выполнения 2 мин.

— запишите обращение к продавцу, инспектору ГИБДД, доктору, впереди стоящему в очереди. (Девушка, взвести, пожалуйста, сто граммов конфет. Товарищ инспектор, подскажите дорогу к школе. Доктор, ваш совет мне пригодился. Женщина, кто стоит перед вами.)

— образуйте возможные формы от имени Елена.( Лена, Леночка, Ленуся, Алена, Аленка).

Побеждает команда, набравшая пять баллов.


  1. Итог урока.

Закончите предложение:

— Я знаю, что обращение…(слово или словосочетание, называющее того к кому обращаются; произносится с особой звательной интонацией; чаще всего употребляется в разговорной речи; служит для привлечения внимания и выражения отношения говорящего к собеседнику и т.д).


  1. Домашнее задание.

Выписать из произведений художественной литературы 5 предложений с обращением.







































Литература.

  1. Русский язык. 8 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2004.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  3. Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.






Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Наречие как часть речи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: