Изложение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» 9 класс










Изложение по картине

Исаака Ильича Левитана

«Весна. Большая вода»

(урок русского языка в 9 классе)






подготовила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБСКОУ СКОШ № 36

г.Озёрска Челябинской области























Цель урока: подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения.

Задачи урока:

1. повторить понятия о цвете и колорите;

2. воспитывать интерес к различным видам искусства, любовь к природе;

3. развивать письменную и устную речь.


Эпиграф: (слайд 2)

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

Иван Бунин

Лексическая работа (слайд 3)

Эпиграф — короткий текст, цитата, изречение, помещаемые перед сочинением и характеризующие его основную идею.

Цвет — в живописи одно из основных средств выразительности; цвет, тон или окраска.

Колорит — гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения.


Слово учителя (слайд 4)

Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Почти нет сведений о детстве художника. Отец Левитана был мелким служащим. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.


(слайд 5)

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.


(слайд 6) 25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину «Осенний день. Сокольники», где женская фигура на картине написана Николаем — братом Антона Павловича Чехова. Произведение было приобретено Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Звуки [ с᾽] ,[ с ]. Согласная строчная буква с"


(слайд 7)

Картина «Осень» — одна из первых в творческой жизни художника, высоко оцененная критикой. Художнику в это время было семнадцать лет.


(слайды 8, 9) В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге», а также картина “Свежий ветер. Волга” (1891 — 1895). «Свежий ветер. Волга» — одна из наиболее ярких, праздничных картин Левитана. Свежий душистый ветер надувает паруса залитого солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут, несутся пушистые облака. Слышатся крики чаек, трубный гул парохода и журчание волн. Ни одно другое полотно не дает такой полной, широкой картины великой русской реки.


(слайд 10)

В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

«Золотая осень». В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. Это одно из самых светлых и радостных его произведений.


(слайд 11, 12)

Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая им осеннюю или весеннюю пору. Но однажды он взялся за зимний пейзаж и написал картину «Март». Работа произвела переворот в русской пейзажной живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.


(слайд 13)

Берёзовая роща»

Художник замечательно передает игру солнечного света на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которых виднеются синие искорки цветов…


(слайд 14)

Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.


(слайд 15)

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью.


(слайд 16)

«Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему

всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился… Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова «родина», он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности».

Юон К.Ф.


Работа по картине и тексту упражнения № 345 ( учебник). (слайд 17)

Свежие документы:  Конспект урока по теме "Правило Ленца" 9 класс

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина «Весна. Большая вода».

Какое общее настроение вызывает у вас эта картина?

Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. На душе становится хорошо. В этом и заключается основная мысль картины

А какие чувства испытывает искусствовед В. Прытков, рассматривая картину И.Левитана? Найдите это описание в тексте упражнения № 345.

«Весна. Большая вода» — одна из многочисленных картин Левитана, посвящённых весеннему пробуждению природы.


(слайд 18)

Какое время года изображено на картине?

Что вы видите на переднем плане картины?

Почему деревья оказались в воде?

Художник выбрал характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.

Что увидел В. Прытков на переднем плане картины? (текст упр. № 345)


(слайд 19)

Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?

Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие человека?

Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Деревья стоят возле самой воды. Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома. Кажется, что избы плывут по воде. Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нём напоминает прибившаяся к берегу лодка.


(слайд 20)

Какими красками передаёт художник цвет воды и неба? Сравните цвет воды и небес. Что вы замечаете?

Найдите в тексте упражнения описание воды, описание неба.

Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и жёлтого. Вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной.

Теплые цвета – цвета с примесью желтого.

Холодные цвета – цвета с примесью синего.

Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев. Жёлтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием.

Работа с учебником

1. Прочитаем текст ещё раз.
2. Лексическое значение каких слов требует разъяснения?


(слайд21)

Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты, олицетворения, метафора, сравнение)

Работа в тетради (слайд 22)

Эпитеты: голые деревья, пушистая зелень, розовые ветки, полное безлюдье; тишина, разлитая вокруг; трогательная картина, прозрачное кружево,

Олицетворения: весна вступила в права, берёзки растворяются в воде.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Как получают этилен и углеводороды ряда этилена?" 9 класс

Метафоры: картина наполнена воздухом; пелена, наброшенная на пейзаж;

Сравнения: как опрокинутое небо.

Оттенки синего и голубого цвета: тёмно-синий, голубой, светло-голубой, сине-фиолетовый, бирюзовый, лазурный.


Заключительное слово учителя

Изображение на холсте – это то, что волнует художника, его душу. Мы попробуем воспроизвести текст, написанный искусствоведом В. Прытковым, добавив несколько предложений о Левитане во вступлении. Завершить изложение необходимо описанием впечатления, которое произвела на вас картина «Весна. Большая вода».

Повторное чтение текста упражнения.

Написание изложения.

















































Интернет-ресурсы:


1.Анимация Лодка на воде

Форум «Чистая вода-2010″

https://main.isuct.ru/en/node/3

2.Файл:Isaac Levitan selfportrait1880.jpg

https://www.liveinternet.ru/use…

3.Левитан Исаак Ильич — Осенний день. Сокольники.

https://www.art-pics.ru/?hud=Le…

4.Левитан Осень

https://www.khachmeruk.com/foru…

5.Золотая осень

http://ilevitankartinazolot

6.Левитан «Березовая роща»

https://forum-pmr.net/showthrea…

7.И.Левитан. Свежий ветер. Волга.

https://www.forzajuve.ru/index.…

8.Золотой Плёс Исаака Левитана.

https://www.stihi.ru/2011/06/05…

9.Исаак Левитан. МАРТ.

https://www.redov.ru/kulturolog…

10.Levitan — Terra Incognita. Лес зимой.

https://territa.ru/photo/500-0-…

11.Левитан. Озеро. Русь.

https://besedka.co.il/index.php…

12.Этот портрет Исаака Ильича Левитана был написан в конце 1890-ых годов

https://isaaclevitan.ru/?type=p…

13.Файл:Levitan vesna bolsh voda.jpg.

https://www.liveinternet.ru/use…


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: