«Технология подготовки к ЕГЭ по русскому языку»


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Школа №169» Советского района г.Казани











Статья


« Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ»


















Акберова Елена Юрьевна

учитель русского языка и литературы








Введение


Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.

При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: «Фонетику», «Орфоэпию», «Лексику», «Фразеологию», «Морфемику», «Морфологию», «Пунктуацию», «Орфографию», «Культуру речи», «Развитие речи» (подготовка к сочинению). Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.

Задачи:

1. Раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену.

2. Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий.

Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку состоят из 3 частей: часть А (измерение уровня базовых компетенций), часть В (измерение повышенного уровня компетенций обучающихся по русскому языку) и часть С ( измерение речевых компетенций обучающихся).

Хочу поделиться опытом своей работы по подготовке к сдаче ЕГЭ.

Содержание ЕГЭ охватывает практически все разделы русского языка. Для того, чтобы успешно справиться со всеми заданиями теста, ученик должен представлять язык как систему, свободно ориентироваться в фонетических, грамматических явлениях языка, иметь знания о системе языковых средств, которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических правил.

Подготовка к ЕГЭ должна вестись в процессе изучения русского языка, развития речи и риторического мастерства постоянно. В противном случае учащиеся могут не справиться с ЕГЭ не потому, что плохо знают учебный материал, а потому, что психологически не готовы к выполнению такого рода заданий.

Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др.

Тестовые задания использую главным образом для проверки знаний учащихся, понимание изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие языковым нормам) Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Обобщение изученного об имени существительном"

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения. Для этого я использую систему мониторинга:

Система мониторинга

В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий части А и В, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Такую работу учителя – словесники проводят несколько раз в течение учебного года, а зачастую постоянно с целью выявления динамики развития.

Для каждого учащегося я предлагаю  картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.  Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.



Лист учёта ошибок

для самообразовательной работы ученика 10 -11класса ________________________________________________________________________________


Задания КИМа

Дата выполнения работы





















Часть А

А 1

















А 2

















А 3

















А 4

















А 5

















А 6

















А 7

















А 8

















А 9

















А 10

















А 11

















А 12

















А 13

















А 14

















А 15

















А 16

















А 17

















А 18

















А 19

















А 20

















А 21

















А 22

















А 23

















А 24

















А 25

















А 26

















А 27

















А 28

















А 29

















А 30

















А 31

















Часть В

В 1

















В 2

















В 3

















В 4

















В 6

















В 7

















В 8

















Часть С

Определение темы текста

















Формулировка проблемы текста

















Комментарий сформулированной проблемы

















Определение авторской позиции

















Аргументация собственного мнения

















Логика изложения

















Грамматические ошибки


















Речевые ошибки

















Орфографические ошибки

















Синтаксические ошибки


























Лист учёта ошибок

для самообразовательной работы ученика _____класса

________________________________________________________________________________


Перечень орфограмм и пунктограмм

Дата выполнения работы





















Орфография



Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

















Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

















Чередующиеся гласные в корне

















Безударные гласные в приставках

















Чередование и-ы после приставок на согласный

















Безударные гласные в суффиксах имён существительных

















Безударные гласные в суффиксах имён прилагательных

















Безударные гласные в суффиксах глаголов

















Безударные гласные в суффиксах причастий и деепричастий


















Безударные гласные в суффиксах наречий

















Безударные гласные в окончаниях имён существительных

















Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных, причастий и местоимений

















Безударные гласные в окончаниях имён числительных

















Безударные гласные в окончаниях глаголов

















О-е после шипящих


















Гласные после Ц


















И, у, а после шипящих


















Правописание не – ни


















Звонкие и глухие согласные


















Непроизносимые согласные


















Удвоенные согласные


















Н, НН в именах прилагательных, существительных, причастиях и наречиях

















Правописание Ъ и Ь


















Сложные слова


















Слитное, раздельное, дефисное написание слов

















Служебные части речи


















Не с различными частями речи.

















Имена собственные и нарицательные

















Пунктуация



Тире между подлежащим и сказуемым

















Знаки препинания в предложениях с однородными членами

















Знаки препинания в предложениях с обособлениями

















Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами

















Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями

















Знаки препинания в предложениях с обращениями

















Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

















Запятая в сложном предложении


















Тире в БСП


















Двоеточие в БСП


















Знаки препинания при прямой речи

















Теоретические знания



Фонетика


















Орфоэпия


















Лексика и фразеология


















Морфемика и словообразование

















Морфология


















Синтаксис


















Типы ошибок



Грамматические ошибки


















Речевые ошибки


















Логические ошибки


















Ошибки на знание изобразительно-выразительных средств

















Ошибки на знание типов речи


















Данные каждой работы заносятся в таблицу, учащийся видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности усвоения материала, свою динамику, что является значительным стимулом для дальнейшей работы. Кроме того, это даёт возможность увидеть, какие разделы наименее усвоены большинством учащихся и организовать на уроках комплексное повторение  с учётом этих тем и разделов.

Мультимедийные уроки.

Мультимедийные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.

Практика использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет сделать следующий вывод использование ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

6. Обучение через игровую или практическую деятельность.

7. Повышение интереса учащихся к учёбе.

8. Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.

В целом, использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку способствует повышению качества знаний и умений учащихся по предмету.

Онлайн-консультации и Интернет-ресурсы.

Онлайн-консультации нередко проводятся учителями через социальные сети «В контакте», «Одноклассники». Учащиеся консультируются с учителем при помощи электронной почты. Такая работа позволяет ученику в домашних условиях получать необходимые знания. Эта форма работы только начинает развиваться в нашей школе, но у нее, безусловно, большое будущее.

Интернет-ресурсы — отличная возможность саморазвития, бесплатного и комфортного восполнения пробелов по предмету.


Большую помощь оказывают элективные занятия с учащимися.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.



























Используемая литература:



1. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. — М.: Русское слово, 2006. — 432с.

2. Разные виды словарей

3. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. — М.: Русское слово, 2006. — 352с.

4. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы. — М.: ВЕРБУМ-М, АО Московские учебники, 2003. — 288с.

5. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык: Тренировочные задания. — М.: Эксмо, ЕГЭ 2008, 2009, 2010, 2011, 2012.

Свежие документы:  Комплексный анализ художественного текста. Н. Сладков. "Золотой дождь"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: