Конспект урока для 3 класса на тему «сложные слова»


Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи:

— образовательная: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»;

— развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

— воспитательная: способствовать формированию познавательности мира и природы.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, фонограмма с голосами птиц, аудио рассказ, шаблоны птиц.

























Ход урока.

1.Организационный момент.

— Добрый день!

— Дети, вам тепло? (да)

— В классе светло? (да)

— Прозвенел уже звонок? (да)

— Уже закончился урок? (нет)

— А хотите вы учиться? (да)

— Значит можно вам садиться!

(Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки.)

2.Актуализация знаний

Прочитайте девиз урока: (СЛАЙД 2 )

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

— Как вы понимаете девиз нашего урока.

  • О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)

  • Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)

  • Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов сам назвать секреты слов!

В стране родного языка не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём и сами до всего дойдём.


  • А для этого на уроке надо быть очень внимательными, старательными.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.) (СЛАЙД 3)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа». «Среда».

-Прочитайте пословицу. (СЛАЙД 4 )

Когда так говорят? От одних слов толку мало.

Объясните значение пословицы. (Надо не только говорить, но и дело делать).

-Прочитаем пословицу по слогам.

Вот и мы с вами будем сегодня не только говорить (вспомним, что знаем), но и дело делать (применим наши знания на практике).

С чего мы начинаем нашу работу на уроке?(СЛАЙД 5 )

  1. Чистописание.(проговаривают критерии оценки работ)

Тему нашего урока вы определите сами поработав на минутке чистописания.

А)Определите какие буквы вы будите писать? (СЛАЙД 6 )

(абвг, к??н)

Лл Мм Лл Мм……. (СЛАЙД 7)

— На что следует обратить внимание при письме?

— Прежде, чем мы начнём совершать открытия давайте вспомним то, что мы уже знаем. (СЛАЙД 8 )


Как-то много лет назад,

Посадили странный сад:

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово – слово корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

— Обратите внимание на корень этого дерева ЛЕС- и его плоды, они нам помогут образовать новые слова.

  • — Дорога в лесу. (лесная)

  • — Маленький лес (лесок), (лесишко)

  • — Ласкательное значение слова «лес» (лесочек)

  • — Сказочный персонаж, который живёт в лесу. (Леший, Лесовичок)

  • — Человек, который живёт в лесу, и ухаживает за лесом( лесник, лесничий)

  • — Что можно сказать про все эти слова? (Однокоренные. Почему? )

Сколько много слов мы смогли образовать от такого маленького слова. Но это ещё не все слова, мы к этому заданию вернёмся когда познакомимся с новой темой.

Оставьте 2 пустые строки.



  1. Актуализация знаний учащихся с затруднением.



— Мы отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (Слайд 9)





гласные

парные











— Вспомните полные названия орфограмм.

— Проверим (Слайд 9+)

— В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

— Что такое корень слова?

Какие слова называются однокоренными? (Слайд 10)

3. Выявление места и причины затруднения.

А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием. Умеете ли вы находить орфограммы в словах. Прочитайте слова. (СЛАЙД 11 )

( Даны слова: стриж, грачи, сова, соловей, мухоловка).

— Прочитайте слова.

— Назовите данную группу одним словом.

— Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

— А пока распределите слова по группам в зависимости от орфограмм.

  • Проверим, как выполнили задание. (Слайд 11+)

(СОВА, ГРАЧИ, СОЛОВЕЙ, СТРИЖ, МУХОЛОВКА)

— Найдите в каждом слове корень.

  • Вы справились с работой достаточно быстро, но вот одно слово вызывает у меня сомнения. Посмотрим на это слово.

  • Вы разобрали слово (СЛАЙД 12 )

МУХОЛОВКА так, а я вчера была на уроке в 3Б и увидела, что ребята

разбирали это же слово МУХ О ЛОВ КА вот так.

— Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный?

— Где возникло затруднение?

МУХОЛОВКА МУХОЛОВКА

  • А почему оно возникло? ( мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались)

    • — Какой вопрос возникает? ( сколько корней в этом слове?)



4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

— А мы с вами работали на уроках с такими словами? Какая цель нашего урока? (научиться выделять корни в таких длинных словах)

— А хотите узнать, как называются эти слова?

— Значит, еще какая цель?

Я предлагаю вам работать по следующему плану:(СЛАЙД 13 )

1. Познакомимся с названием таких слов.

2. Вспомним правило, о том, как найти в словах корень.

3. Научимся выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма.

— На один из вопросов мы попытаемся ответить прямо сейчас.

— Вспомним математику. Как называется математическое действие со знаком плюс, где складывают 2 части? Иногда приходиться складывать не только числа, но и слова. В русском языке, когда мы сложим корни двух слов, как мы можем их назвать?

  • Кто может сформулировать тему нашего урока?

  • ( Слайд 14)

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

— Какие слова называются сложными?

— Мы узнали, как называются необычные слова, а теперь научимся выделять корни в этих словах.

— Для этого вспомним правило о том, как найти корень в слове.

  • А так как в сложных словах 2 корня, то необходимо подобрать однокоренные слова к 2 частям

АЛГОРИТМ: Слайд 15

  1. Думаю над значением слова.

  2. Подбираю родственные слова к первой части.

  3. Выделяю общую часть.

  4. Подбираю родственные слова к второй части

  5. Выделяю общую часть.

5. Реализация построенного проекта

Решение проблемного вопроса.


Работа со словом МУХОЛОВКА.(СЛАЙД 16 )

— Почему эту птицу так назвали?

(мухоловка – ловит мух)


— Какой корень в слове муха?

— Какой корень в слове ловит?

— Есть ли эти корни в слове мухоловка?

— Сколько же корней в слове мухоловка?


  • Как называются слова с двумя корнями?


РАССКАЗ О МУХОЛОВКЕ (ОМОНИМЫ)(СЛАЙД 17-19 )


(Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. Мухоловка -ловит мух.» «Небольшое травянистое  хищное растение.В природе питается насекомыми »)


— ВЫВОД: (СЛАЙД 20 )

Так сколько корней в этом слове? Как называются слова с двумя корнями?

— А теперь исправим свою ошибку. И идем на прогулку в лес.

Физминутка. Слайд 21, фонограмма с голосами птиц.

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.



6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

ЕГОР:

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел



ЭВЕЛИНА:

Жило – было слово ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Учитель:

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

(_ Получилось у нас слово? Какое? Почему? Чего не хватает?

Ребята, а достаточно ли просто сложить корни? Что вы ещё заметили?

-А если она соединяет 2 корня как ее можно назвать? (соединительная)

    • Вы правильно заметили, мы соединили 2корня, а не хватает гласной О, чтобы получилось слово. Эта гласная соединяет корни. Как вы бы её назвали?

    • Корни сложных слов соединяют гласные О и Е. Которые так и называются соединительными. )

Паром ходит ПАРОХОД, (СЛАЙД 22)

В паре ходят ПАР и ХОД.(Е.Измайлова)

ВЫВОД:(СЛАЙД 23 )

  • Как называются слова, в которых 2 корня?

  • Какие гласные соединяют корни сложных слов?

4. Проектирование и фиксация нового знания.(СЛАЙД 24 )

1) — Начнём своё наблюдение над сложными словами по учебнику.

Упр.138 с.77

— Какие же слова называются сложными?

  • О или Е в сложных словах)

IV. Наблюдение над сложными словами. ( СЛАЙДЫ 25-27)

_- У вас на партах файлы. В них вы найдёте кроссворд. Попробуйте составить сложные слова и объяснить их лексические значения.

— А в это время Егор, Тимофей и Терентий выполнят задания на компьютере. Им необходимо в ПервоЛоге напечатать загадку и вставить картинку.

5.Рефлексия

Итак , что такое сложные слова?

Выберите верный ответ на вопрос.(СЛАЙД 28-29)

— Все непонятные слова называются сложными.

— Все длинные слова называются сложными.

  • слова в которых два корня называются сложными.

Возвращаемся к нашему дереву.(СЛАЙД 30)

— Какие сложные слова можно составить с корнем (лес)

— Человек, который разводит лес (лесовод)

— Тот, кто рубит лес (лесоруб)

— Место, где валят лес( лесоповал)

— Транспорт, что лес возит (лесовоз)

  • Место, где лес пилят (лесопилка)

9.Итог урока

— Какие цели мы ставили в начале урока?

— Достигли мы этих целей?

— Какие слова называются сложными?

— Как выделяют корни в сложных словах?

— Какое задание было самым интересным?

— Какое задание было трудным?

— Оцените свою работу на уроке Слайд 31-32

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Слайд 33)

Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи — ……………..

2.Варить кофе — ……………..

3.Ловить мышей -……………

4.Любитель книг — ……………

5.Ходит по луне — ……………..

(взаимопроверка)




Само-оценка

оценка

учителя

Подчеркни слова по теме урока:

птицы, зима, водопад, дуб, кормушка, самолёт.



Составь сложные слова:

вертит летит ………………………………….

сам катит…………………………………………



Придумай свои сложные слова:

……………………………………………………….

……………………………………………………….

…………………………………………

…………………………………………



(Слайд 6)



Дом.задание (СЛАЙД 34-35 )

СПАСИБО (СЛАЙД 36 )

Свежие документы:  План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Счет лет в истории"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: