Конспект урока для 5 класса «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»


Дата: 08.12.2014г.

Урок русского языка

5 класс

Тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».

Цели:

— углубление знаний учащихся о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я;

— совершенствование умений фонетического анализа слова, транскрипции;

— совершенствование навыков устной и письменной речи школьников;

— развитие коммуникативной компетенции 5-классников в процессе групповой, парной работы.

Оборудование, ресурсы: мультимедийная доска, компьютер.

Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

Приемы: работа с учебником, работа с текстом, индивидуальные задания на выявление соответствия понятий, наблюдение, самооценка и взаимооценка.

Ход урока.

  1. Организационный этап: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  2. Мотивационно-мобилизующий этап.

(Выход на тему урока, определение целей).

1. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю разгадать кроссворд. Поработайте в группе. Первая группа, справившаяся с заданием без ошибок быстрее других (критерий), получит бонусную карту, которую в конце урока обменяет на оценку. Даю время – 2 минуты:

1.











2.








3.







4.







1). Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы?

2). Как произносится седьмая буква алфавита?

3). Как называется в Средней Азии переносное конусообразной формы жилище тюрков, крытое кошмой, шкурами?

4). Запишите общую для звуков [ч’], [щ’], [й’] характеристику.

Проверяем:

1. Ф

О

Н

Е

Т

И

К

А

 

 

 

2. Ё

 

 

 

 

 

 

 

3. Ю

Р

Т

А

 

 

 

4. М

Я

Г

К

И

Е


— Назовите правильно буквы по вертикали. Что вам о них известно? Какова тема урока?

— Откройте рабочие тетради, запишите дату, вид работы, тему урока.

2. Нам, как обычно, необходимо поставить цель. Предлагаю из нескольких вариантов выбрать наиболее подходящие к теме урока. Аргументируйте (2 минуты).

  1. Операционно-деятельностный этап.

1. Посмотрите на доску, подумайте, чем отличаются слова в парах:

ток – тёк

лук – люк

мал – мял

моль – мель

— Какие изменения происходят в слове с добавлением букв Е, Ё, Ю, Я?

Какова здесь роль букв Е, Ё, Ю, Я? (смягчение согласного).

— Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? (один звук).

— Какое слово необходимо добавить, чтобы схема, данная ниже, приобрела смысл? (после согласного):

Е

— 1 звук — ?

[’Э]

Ё

[’О]

Ю

[’У]

Я

[’А]

Вывод 1: смягчение предыдущего согласного – первая роль букв Е, Ё, Ю, Я.

2. Откройте учебник на странице 133, упражнение 460 обсудите в группе, дайте правильный ответ. Первая группа, справившаяся с заданием без ошибок быстрее других (критерий), получит бонусную карту, которую в конце урока обменяет на оценку. Даю время – 2 минуты.

3. Рассмотрите на схему, впишите в тетради в строку недостающие условия. Обсудите в группе:

Е → → [Й’Э]

Ё → → [Й’О]

Ю → → [Й’У]

Я → → [Й’А]

↓ ↓ ↓

? ? ?

Вывод 2: вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я – обозначение двух звуков в определенной позиции.

4. Прочитайте на странице 132 теоретический материал. Совпадают наши выводы с теми, что в учебнике? Значит, будем ими руководствоваться.

5. Предлагаю размяться, отдохнуть, но делать это будем с пользой для тела и для ума. Делаем приседания, если в слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласного. Встаем прямо, во весь рост – если в слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: яхта, белка, белизна, якорь, слёзы, Егор, юноша, полюс, плюс, юла.

Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте слова. Они пронумерованы. Выпишите в столбик номера. Рядом необходимо указать номер, под которым указано соответствующее количество букв и звуков:

Степь

Семей

Прииртышье

Конституция

Пастбище

5 букв, 5 звуков

10 букв, 10 звуков

11 букв, 12 звуков

8 букв, 7 звуков

5 букв, 4 звука

Обменяйтесь тетрадями в паре, поставьте значок + или – у каждого ответа, оцените:

«5» — 5 плюсов

«4» – 4 плюса

«3» — 3 плюса

«2» – 2 плюса

«1» — 1 плюс

2. Прочитаем текст. Ребята, как вы поняли смысл последней строки стихотворения?

Сейчас каждый работает индивидуально. Выпишите с красной строки из текста «Тюлень» 2 примера с буквами Е, Ё, Ю, Я, обозначающими 2 звука, 2 примера, обозначающими 1 звук, 1 слово, в котором эти буквы обозначают и два звука, и один (5 минут):

Тюлень ел рыбу целый день,

Объелся рыбою тюлень.

Тюленя одолела лень,

И вот тюлень лежит, как пень,

Лежит и улыбается…

А нам так жить не нравится!..


Поставьте себе оценку (слайд 17):

«5» —

«4» —

«3»-«2» —

«1» —

если 5 слов выписали правильно;

если 4 слова выписано верное;

если 3 слова совпали;

за 2 слова;

за 1 слово.

Ключ: 1 звук: тюлень, целый, день, одолела, лень, лежит, пень

2 звука: ел, рыбою

1 звук и 2 звука: объелся, улыбается

Встаньте, кто получил «5»? А «4»? Остальным еще надо тренироваться, не лениться.

Как вы понимаете последнюю строку стихотворения? Аргументируй свою точку зрения.

3. Следующее задание выполняете в группе:

Олень-цветок.

Подлинное украшение заповедных мест Тигровой балки – бухарский олень. Из всех подвидов благородного оленя, пожалуй, самый красивый. Не зря в Средней Азии его называют «хангул», что означает «королевский цветок». Уж больно хороши ветвистые рога оленя.

Ранним майским утром вместе с директором заповедника выезжаем на осмотр местности. Может, повезёт, и мы повстречаем бухарских оленей.

Въезжаем в зону лесов. Они тянутся вдоль рек с непроходимыми зарослями. Увидеть оленей непросто, хотя в этих лесах живет более 250 особей. Останавливаем машину. Но оленей нет, видимо, ушли в тенистые дебри леса. Мы уже было смирились с тем, что не удалось их повидать, как вдруг…

Метрах в пятидесяти от нас на дорогу вышел величественный самец оленя. Горделивая осанка, крепкие стройные ноги, великолепные развесистые рога – все подчеркивало в нем благородное животное. Светлое ожерелье из шерсти свободно окаймляло грудь красавца. Чуткие небольшие уши замерли, черный нос чуть шевелился. Вдруг черные блестящие глаза-бусины внимательно посмотрели в нашу сторону.

Несколько секунд олень смотрел на нас, и скрылся в зарослях, а мы унесли с собой память о прекрасной встрече.

(По Н. Дроздову и А. Макееву «В мире животных»).

— Читаете текст «Олень-цветок».

— Определяете его тему.

— Формулируете идею.

— Делаете фонетический разбор ключевого слова «олень». Один работает у доски.

— Работаете над своей частью текста: 1 группа – 1 абзац, 2 группа – 2 абзац и так далее:

— определяете тип речи аргументировано;

— выписываете из своей части текста примеры слов:

— 1 слово, в котором количество звуков и букв не совпадает;

— 1 слово с Е, Ё, Ю, Я, обозначающими один звук;

— 1 слово с Е, Ё, Ю, Я, обозначающими два звука.

Каждая группа получает бонусную карту за правильный ответ.

  1. Рефлексия.

Тест «Верно ли утверждение?» Задание: ответьте на вопросы только «да» или «нет».

А) В слове «сиять» количество звуков и букв не совпадает.

Б) В слове «перепелка» каждая буква обозначает один звук.

В) В слове «звёзды» есть звук [й’о].

Г) В слове «приём» звуков больше, чем букв.

Д) Транскрипция верна: [гл`уха ш`эпч’ит т’`омный л`эс].

Е) В слове «уносят» два слога.

Подсчитайте количество правильных и неправильных ответов.

Ключ:

  1. Да.

  2. Да.

  3. Нет.

  4. Да.

  5. Нет.

  6. Нет.

Возврат к целям урока.

  1. Подводим итоги работы: подсчитайте свои баллы: максимум – 11, бонусных карты – 3.

  2. Организационный этап:

Домашнее задание:

выпишите из басен И.А. Крылова 5 предложений, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один или два звука, эти слова подчеркните;

— выпишите 5 слов с буквами Е, Ё, Ю, Я; выполните фонетический разбор одного слова;

— составьте связный текст «Готовимся к Новому году» из 5 предложений со словами на изученную тему.

Оцените свое впечатление от урока: Оцените свое впечатление от урока: если считаете, что многое вам удалось, прикрепите на дерево знаний розово-красные яблочки-стикеры; если не очень удовлетворены уроком, — желто-зеленые, плодам еще следует зреть. Всех благодарю за работу. До свидания.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе и Культуре народов Севера, 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: