Конспект урока для 8 класса «Повторение. Типы и стили речи»


Урок русского языка в 8 классе.


Тема: «Повторение. Типы и стили речи» (2 часа).


Место урока в системе уроков: в учебнике под ред. С. Г. Бархударова и др. данный урок завершает общее повторение изученного в 7 классе и является первым уроком в системе уроков по развитию речи в 8 классе.


Тип урока: урок рефлексии.


Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.


Цель урока: помочь учащимся повторить и закрепить учебный материал о стилях и типах речи.


Задачи:


1. Создать условия для актуализации и систематизации знаний о стилях и типах речи (через индивидуальную самостоятельную аналитическую работу с электронной презентацией).


2. Создать условия для формирования навыка определения стилей и типов речи и выработки алгоритма применения данного материала при выполнении заданий, аналогичных экзаменационным (через пошаговое усложнение заданий: от фронтальных бесед к взаимопроверке, индивидуальной проверке и самостоятельной комплексной работе в электронном варианте).


3. Способствовать закреплению знаний о стилях и типах речи через создание аналогичного буклета (продуктивное воспроизведение знаний, которое начинается на уроке и продолжается в домашней работе).



Оснащение урока: электронная презентация «Стили и типы речи», электронная версия самостоятельной работы с фрагментами из текстов, предложенных для анализа в материалах ЕГЭ для 9 класса, шаблоны таблиц по стилям и типам речи (раздаточный материал).








Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности.

— Обратимся к текстам (на листах выданы на парты), прочитаем 1-2 абзацы текста.

— Обратимся к заданию: «Какая характеристика соответствует тексту?»

— Как бы вы ответили на этот вопрос?

— Сформулируйте своё затруднение.

1 ученик читает вслух.


Молчат, сразу затрудняются ответить.



Отвечают фронтально:

— Я не помню, как отличить стили от типов речи.

— Я помню, что есть описание, повествование, но относится ли это к стилям речи?

— Я помню, что есть художественный и публицистический стиль, но уже затрудняюсь, как их определить.

2. Целеполагание.

— Какую же цель мы поставим перед сегодняшним уроком?

— Повторить сведения о стилях и типах речи.

-Закрепить свои знания, чтобы легко определять у текста стиль и тип речи.

— Научиться выполнять задания, похожие на экзаменационные.

3. Формулирование темы урока.

— Как же мы сформулируем тему урока?

— Стили и типы речи. Повторение.

4. Организация учебной деятельности по актуализации материала.

— Повторение каждый произведёт самостоятельно, работая с электронной презентацией (слайды № 1-6). Начнём со стилей речи. Задание перед повторением: «Заполните таблицу с заголовком «Стили речи» названиями разделов, которые повторяются при характеристике каждого стиля речи. Если есть необходимость, то кратко заполните эти графы».

Индивидуальная (или в парах) работа с электронной презентацией, заполнение шаблона таблицы графами:

  1. Где используется?

  2. Зачем? (функция)

  3. Жанры.

  4. Характерные черты.

  5. Языковые особенности.

  6. Пример.

5. Промежуточное закрепление.

— Какие же разделы используются при характеристике каждого стиля?

— Чем функция разговорного стиля отличается от функции делового стиля?

— Назовите жанры публицистического стиля.

— Назовите языковые особенности художественного стиля.

— Используя эти знания, определите стили речи (слайд № 7 или раздаточный материал).

— Фронтальные ответы.












— Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов

(проверка: 1.худ.,

2. публиц., 3. научн.,

4. разгов., 5. научн.).

6. Продолжение работы по повторению учебного материала.

— А теперь аналогичным образом поработаем с типами речи (слайды № 8-10): «Заполните графы таблицы по типам речи».

— Работа с презентацией, заполнение шаблона таблицы графами:

1. Признаки типа речи.

2. Схема.

3. Языковые средства.

4. Пример.

7. Промежуточное закрепление.

— Какие графы о типах речи появились у вас?

— Назовите схему рассуждения.

— Перечислите признаки повествования.

— Назовите отличительные языковые средства описания.

— Применяя данные знания, определите типы речи (слайды № 11-13 или раздаточный материал).

— Фронтальные ответы.







— Самостоятельная работа с последующим заслушиванием и обсуждением ответов учащихся (проверка:

1. рассужд.,

2. повеств.,

3. описание).

  1. Итоговое закрепление.

1) Фронтальная работа.

— Как вы полагаете, сможем мы теперь справиться с заданием экзаменационной работы? Обратимся вновь к нему.

— Повторное чтение фрагмента текста, определение с доказательствами стиля и типа речи.

2) индивидуальная работа.

— Проверить качество своих знаний вы сможете, выполнив самостоятельную работу, аналогичную заданиям экзамена, т. е. указав и стиль, и тип речи. Образец записи:

Художественный, описание.

— Выполняют самостоятельную работу на компьютере (можно использовать и раздаточный материал), где предложено 6 фрагментов текстов и в баллах высчитывается количество правильных ответов ( проверка:

1. публиц., рассужд.

2. публиц., рассужд.

3. худ., описание.

4. научн., рассужд.

5. худ., повеств.

6. публиц., рассужд.).

9. Подведение итогов.

— Подводя итоги, поработайте с заданиями слайда №14.






— Какую цель мы ставили перед сегодняшним уроком?

— Какие вопросы вы сформулировали по учебному материалу?

— Оцените свою работу на уроке (в 10-балльной шкале) по параметрам: активность, понимание темы, интерес к данной форме работы.

— Самостоятельно работают ещё раз в режиме повторения с презентацией по стилям и типам речи, дополняют таблицы, формулируют вопросы по теме для одноклассников.

— Повторяют цель урока.


— Задают вопросы и отвечают на вопросы товарищей.

— Производят самооценку.

10. Продуктивное домашнее задание.

1. Завершить (кто не успел на уроке) составление таблиц по стилям и типам речи.

2. Подобрать и оформить в виде тестов небольшие фрагменты текстов для определения стиля и типа речи.



Свежие документы:  Внеклассное занятие по русскому языку "Словарь-Вселенная в алфавитном порядке" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: