Конспект урока на тему «Употребление междометий в речи»


Тема: Употребление междометий в речи.

Цель урока: показать учащимся назначение междометий в речи; формировать умение отличать их от знаменательных и служебных частей речи; конструировать предложения с междометиями.

Ход урока.

  1. Организация начала занятия.

  2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

Цель: повторить сведения о междометиях с помощью следующих вопросов:

— Что называется междометием?

— Может ли междометие быть членом предложения?

— Что такое глагольное междометие?

— Как оформляется междометие на письме?

— Почему звукоподражательные слова не относятся к междометиям?

— Почему одни и те же слова иногда относятся к самостоятельным частям речи, а иногда к междометиям?

— При каких условиях в междометиях ставится дефис?


Ученик читает стихотворение А.Тетиакина «Междометие», а ученики дополняют текст междометиями:

Мне, — сказало Междометие,-

Интересно жить на свете:

Выражаю поощрение,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность восхищение,

Возмущение, привет.

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!».

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово «Ох!».

Кто встречается с бедой,

Произносит слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!».

Интересно жить на свете.

Если знаешь междометья!

  1. Развитие речи (работа с текстом).

Учитель: Ребята, мы вспомнили основные признаки междометий, а сегодня рассмотрим выразительные возможности междометий, определим их роль и речи и будем использовать их для создания текста. А также рассмотрим, как междометия могут охарактеризовать литературного героя. Хочу обратить ваше внимание на то, что лишенные лексического значения, но выражающие чувства, эмоции, междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами.


Задание: прочитайте диалог мальчиков, выражая их чувства с помощью жестов и мимики.

— Алло, это квартира Лукошкиных? Можно Игоря к телефону?

— Ну.

— Гоша, это ты? А я тебя не узнал.

— Ну!

— Как дела, нормально?

— Ну.

— Ну и у меня все четко.

— Ну!

— Слушай, старик, ты помнишь что завтра – 25?

— Ну!

— Вкалываешь?

— Ну!

— Не подведешь?

— Ну!

— Молоток! Готовься, как следует!

— Ну.

— Классиков проштудируй.

— Ну.

— Чтобы все обалдели!

— Ну!

— Из Тургенева рвани.

— Ну! (В.Каминский. «Поручение»).

Учитель: С какой целью использовались в этом диалоге междометия?

Если одно междометие выражает разные чувства, о каком лексическом свойстве мы можем говорить? (О многозначности).

Задание: Из группы данных междометий выпишите синонимичные (междометие, записанные на доске или плакате): боже мой; слава богу; вот тебе на; господи; браво; вот это да; то-то и оно; марш; айда; пока.

Учитель: Прочитаете записанные вами междометия, например: господи, боже мой. Браво! Вот это да! Всего хорошего, до свидания, пока (чтение учащихся ).

Учитель: Междометия могут быть многообразными, образуют устойчивые сочетания, антонимические пары и синонимические цепочки, а также из очень часто используют в литературных произведениях.


Задание: укажите чувство, которое хотел передать А.С.Пушкин при помощи междометия «ах»: Ах! Постойте, какая прекрасная мысль (чувство радости). Ах, матушка идет…(испуг). Ах, он поручик! Ах, злодей (возмущение).

  1. Составление текста по рисункам.

Учитель: Перед вами два рисунка, два сюжета из жизни. Составьте и запишите диалоги с использованием междометий, передающих чувства героев (учащиеся читают составленные диалоги).

Учитель: Мы с вами наблюдали за тем, как используются междометия при передачи разных чувств: радость, восхищение, страх, досады. Давайте подумаем, в каком стиле речи употребляется большинство междометий. Конечно, в разговорном, ведь междометия – это первые слова, которые научились произносить наши предки.

  1. Интегрированный элемент.

Учитель: Знаете ли вы, как лает собака, кудахчет курица, квакает лягушка в русском языке? А в казахском? Послушайте голоса, записанные на аудиокассете, и запишите их (звучит запись из сборника «Голоса птиц в природе»; учащиеся записывают услышанные им голоса, затем читают их).

Учитель: Сравните произношение звуков в казахском и русском языках: қорға қарқылдайды – қар – қар (кар — кар); қаз қаңқылддайды – га – га, (га – га — га); торғай шырылдайды – щик – щик (чирик — чирик); ит абалайды – аб – аб (ав — гав); мысық мияулайды ө мияу – мияу (мяу – мяу). Как можно объяснить, что звуки, издоваемые птицами и животными, произносятся неодинаково на разных языках?

Задание: Прочитаете и запишите предложение из упражнения 399. Почему авторы оставили междометия без перевода? (Астапыр – Алла! Господи помилуй! Про каких врагов ты говоришь? Ой- бай! До чего же взгляд этого звереныша похож на человеческий!).

  1. Работа по карточкам (разноуровневые задания).

Цель: проверить уровень правописных умений и навыков.

Учитель: А теперь я предлогаю вам выбрать уровень сложности для работы с карточками.

Уровкнь 1. Расставьте знаки препинания.

  1. Ух Конечно душе как будто легче.

  2. Увы Дворец Бахчисарая скрывает юную княжу.

  3. Ушица ей – же – ей на славу сварена.

  4. Ба Знакомые все лица.

  5. Ура Мы ломим, гнутся шведы.

Уровень 2. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, укажите одну из трех групп междометий.

  1. Эй б…рода А как проехать отсюда к Плюшкину.

  2. Ау ра (з,с)дался снова гол…с Евлампии.

  3. Чу песня Знакомые звуки Х…рош… г…лосок у пекца.

  4. Ура мы ломим гнут…ся шведы.

  5. Стоп (не) будем нын…че (с, сс)орит…ся.


7.Игра «Тайна старой крепости»








алпока

олкышг

шаопсо

абдиви

шсамар

шайнао



казаст

ардние

улосбв

тсроои

оповпр


















Коюч: караул, здоров, стоп, спасибо, майна

алло, пока, кыш, фас, шабаш, господи, вира, о, привет.

Задание: найдите все спрятовшиеся междаметия и составте 2-3 предложения с ними.

  1. «Изобрази междометия», чтобы сосед по парте смог подписать твой рисунок словом-междометием.

Ах!

У!

Ой!

Ай-ай!


Учитель: Итак, сегодня, ребята, мы с вами узнали, что междометия используются в диологах для передачи экспрессивных и эмоцилнальных особенностей живой речи, а также что междометия многозначны и служат средством речевой характеристики персонажей художественных произведений, авторы которых могут создавать новые междометия. Ребята, хочу посоветовать вам почаще пользоваться волшебными словами: «Здравствуйте», «Пожалуйста», «Спасибо». Будте уверены, что они принесут вам радость и доброе отношение к окружающим. И не забывайте, что существует еще слова-паразиты «Ага», «Учу» и другие, от которых необходимо избавляться.

А самый богатый жанр, в котором используются междометия – это песенный. Вот вам домашнее задание: выпишите отрывки из песен, в которых есть междометия.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Части растений. Корень"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: