Конспект урока «Подготовка к ГИА. Обобщение темы «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Платошинская средняя общеобразовательная школа»

Пермского края











Конспект урока по русскому языку

«Подготовка к ГИА. Обобщение по теме «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Леонова Наталья Ивановна











с. Платошино
2014

Подготовка к ГИА. Обобщение по теме «Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения»

Цели:

1.Повторение и углубление сведений о сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

2. Формирование умения различения союзов и союзных слов, главной и зависимой частей.

3. Формирование умения составления схемы сложного предложения для правильной постановки знаков препинания.

Ход урока.

  1. Сложносочинённое предложение.

Выполните тест.

  1. Ознакомьтесь с предложениями, выполните задание.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.



  1. Выпишите предложение с пунктуационной ошибкой, исправьте, графически объясните.

  2. Выпишите сложносочинённые предложения, графически докажите.

  3. Выпишите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, докажите.

  4. Выпишите предложение, соответствующее схеме

[опред.-личное ],и [двусоставное].



  1. Найдите среди предложений сложносочинённое, докажите.

  1. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

  2. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

  3. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

  1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, графически объясните.

  1. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнес шёпотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.

  2. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

  3. Уже вечерело и народ возвращался с полей.



  1. Составьте предложения по данным схемам, запишите.

  1. [безличное], зато [двусоставное].

  2. [двусоставное], также [двусоставное].

  3. [ неопред.-личное], или [двусоставное].



  1. Составьте предложения с союзами и, ни-ни, то-то, не то — не то, то ли — то ли; укажите их разряд.



Обобщение: дайте характеристику сложносочинённого предложения.

  1. Сложноподчинённое предложение.

  1. В чём сходство сложноподчиненных и сложносочинённых предложений? Насколько необходимы сложноподчинённые предложения в речи?

Материал для наблюдений: упр. 71.

— В сложносочинённых предложениях действия происходят одновременно, в сложноподчинённых заключается пояснение, уточнение этих действий.

— Объясняется понятие «синтаксические синонимы».

— В тетрадь записывается пример (на выбор) синтаксических синонимов.

2. Каковы особенности сложноподчинённого предложения?

3. Выполните задания.

Учащиеся имеют возможность работать в парах, в группах, индивидуально (по выбору).

  1. Запишите предложения, графически объясните орфограммы и знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1) Кто с пользой отечеству трудит…ся тот с ним легко (не)разлучит…ся.

2) Я от…скал здесь письма которые брат писал матушке (в)течении… всей жизни.

3) Давайте понимать друг друга с (полу)слова что(б) ошибившись вновь (не)ошибит…ся снова.

  1. Найдите сложноподчинённые предложения, докажите.

  1. В саду горит огонь рябины красной, но никого не может он согреть.

  2. Не забывай поле, которое первым накормило тебя.

  3. Гремя раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

  4. И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.

  5. Так жизнь скучна, когда боренья нет.

  6. Ты жил, старик, я также мог бы жить.

  7. Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега.

  8. Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она?

  9. Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо.

  10. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

  11. Любишь кататься – люби и саночки возить.

  12. Знаки препинания существуют, чтобы дать фразе лёгкость и правильное звучание.

  13. Правильный путь такой: усвой, что сделали твои предшественники, и или дальше.

  14. Отцветает черёмуха, зато расцвела бузина, а под нею цвела земляника.

  15. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

  16. Что скажут они, как узнают, что дитя пьёт и играет?

  17. Когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от вырубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти.

  1. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое лаётся очень немногим которым никто не имеет права пренебрегать.

4. Из каких произведений встретились предложения?

3.Вывод:

Результаты наблюдений можно комментировать устно, оформлять схемы или объяснять знаки препинания на доске.

Одновременно собирается материал в тетради (можно использовать для устной и письменной подготовки домашнего задания).

— Сложноподчинённые предложения состоят из главной и зависимой (придаточной) частей.

— Вопрос к придаточной части определяет вид сложноподчинённого предложения (2 предл.- определительное, 4 предл. – времени и т.д.)

— Союз следует отличать от союзных слов. Союзные слова могут быть заменены самостоятельной частью речи, являются членом предложения (предл. 2, 1316,17).

— Придаточная часть может стоять после главной части, перед ней или в середине.

— В предложении может быть несколько придаточных, между которыми устанавливается однородное, последовательное или параллельное соподчинение.

— Бессоюзные предложения не имеют между частями союзов.

В итоге освещён круг тем, связанных со сложноподчинёнными предложениями.

  1. Обобщение: а) Взаимоопрос: 1 вариант – задаёт вопросы

о сложносочинённом предложении, 2 вариант —

о сложноподчинённом предложении.

б) Что вызвало трудности, осталось

непонятным? Учащиеся имеют возможность

дать объяснение.



  1. Домашнее задание.

На выбор: упр.76 (задание1, составить схемы к предложениям); выписать из художественной литературы по 5 сложносочинённых сложноподчинённых предложений, составить к ним схемы. Подготовить вопросы и задания для повторения.





















Использованная литература



  1. Разумовская М.М. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2009

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Изменение глаголов по числам. Повторение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: