Технологическая карта урока «Суффикс» 2 класс ( УМК «Начальная школа XXI)
































Технологическая карта урока «Суффикс»

( УМК «Начальная школа XXI)


Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

Образовательная: «открыть» с детьми, что суффикс – это часть слова, его основные признаки: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

развивающая: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формировать УУД;

воспитательная: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи



Технологии, методы, приёмы

Развитие критического мышления на основе письма и чтения, поисковые методы

Основные понятия, термины

Слысл (значение) слова, суффикс слова

Планируемый результат

Предметный

— каллиграфически правильно писать слова;

— правильно списывать слова;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

-способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

— усвоить, что суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение; находить суффикс в словах и выделять его;

— выделять незнакомые по значению слова; толковать их значения с помощью словаря;

— сравнивать слова по значению;

— составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.



Личностный

— мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому материалу и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей);

— планировать собственную деятельность, искать средства для её осуществления;

-контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнения;

-проявлять самостоятельность и инициативу.

Метапредметный:

— принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;

— находить в учебнике необходимую информацию, использовать её в практических целях, вычленять существенные признаки, анализировать, обобщать, делать выводы;

— слушать и понимать устную речь других;

-участвовать в диалоге;

-задавать вопросы;

-стремиться к более точному выражению собственного мнения;

-сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Книгопечатная продукция: учебник русского языка Иванов С.В., 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2013год;

карточки для парной и групповой работы; мультимедийный проектор, презентация Power Point








Технология обучения


Этапы урока

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформле ние доски

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный














II.Актуализация опорных знаний































III.Поста-новка учебной задачи







IV.Поиск решения учебной задачи.



























V.Физкультминутка










VI.Первичное закрепле-ние






















































VII.Самос-тоятельная работа





























































VIII.Рефлексия.







-слушать и понимать речь учителя,

— строить рассуждение и обобщение









-планирова-

ние

учебного сотрудни-чества с учителем;

— устанавли-вать связь между целью деятельности и её резуль-татом;

— мотивация к учебному действию «надо»- «могу» —

«хочу»;
















— постановка вопросов;

-формулиро-

вание позна-вательной цели;

-формулиро-

вание проб-лемы;


-участвовать в диалоге; строить рас-суждение;

-выдвигать гипотезы на основе учеб-го материа-ла;

— удерживать

учебную за-дачу,участ-вовать в её решении;

— инициатив-ное сотрудни-

чество в поиске и выбора информации;










-снять напряжение и усталость;

-повысить эмоциональ-ный тонус;






-умение структуриро-вать знания , выбор наиболее эффективных способов решение задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия;

управление поведением

партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра






























-контроль,

выделение и осознание того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения




















































-осуществить самооценку собственной учебной дея-тельности,

— умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли





Число.

Классная работа.

-Здравствуйте, дети!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Назовите, какие предметы должны быть у вас в порядке?

— Назовите эти предметы одним словом.


— Почему надо держать в порядке своё рабочее место?


— Вспомните, из чего состоят слова?

— Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?

— Что вы знаете о корне?





-Что вы знаете об окончании?







— Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?


— Готовы ли вы изучать новую часть слова?

— Давайте запишем слова, обозначающие школьные принадлежности:

Книга, пенал, карандаши, тетрадка.

— Разберите данные слова по составу.

— Все ли части слова вы выделили?

— Почему не смогли?




— На какой вопрос же нам предстоит ответить?









— Какие есть предположения?

— Как определить название этой части слова?










— Сформулируйте тему урока.

— Какую цель определим на сегодняшний урок.



— На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?







— На какие вопросы мы уже

ответили?



-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


-Отгадайте загадку и запишите отгадку:

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

— Запишите слово-отгадку в тетрадь.

— Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу.

— Запишите слово в тетрадь и разберите по составу.

— Какую часть слова мы не умеем обозначать?


— Давайте прочитаем в учебнике на стр.108 рубрику «Секреты языка».


— Какая часть слова помогла нам образовать новое слово?

— Где эта часть находится?


— Уточните значение слова школьник.


— Благодаря чему появилось такое значение?


— Значит ли это, что суффикс имеет значение?

— Выделите часть слова, которая помогла нам образовать слово школьник.


-Задайте друг другу вопросы по новой теме.




Игра « Кто прав?»

1.Что такое суффикс?

  • Буратино сказал: «Суффикс-

часть предложения»

  • Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова»

  • Незнайка сказал «Суффикс- это слово»

2.Где в слове стоит суффикс?

  • Буратино сказал: «В начале

слова»

  • Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»

  • Незнайка сказал: «После окончания»

3.Зачем нужен суффикс?

  • Мальвина сказала

«Суффиксы образуют новые слова»

  • Незнайка сказал: «Просто так»



-Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

-Работаем в группах.

— Подумайте , какое значение имеет суффикс в образованных вами словах, разные или одинаковые значения имеют эти слова ?
























-Какой вывод можно сделать?



— Слова с каким значением образуют суффиксы: – иц-, -ёнок-,

-ик-, -ищ-?


-Оцените свою работу:

«+» -справился;

«?» — сомневался,

«- — не справился.

— Сделайте вывод, достаточно ли вы хорошо усвоили тему?

-Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала?

— Что надо ещё сделать?

— Образуйте новые слова с помощью суффиксов

-ан-, -ян-, -анин-, -янин-,.






-Что обозначают суффиксы -ан-,

— ян-?

— А что обозначают суффиксы

— анин-, — янин-?



— Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?










— Удалось ли их решить?


— На какие вопросы вы не получили ответ на уроке?

— На эти вопросы мы с вами постараемся ответить на последующих уроках.


-Оцените свою работу на уроке.


Ученики проверяют готовность к уроку







Дети называют предметы и обобщают одним словом.





Высказывают свои предположения.


— Из отдельных частей.


-Корень, окончание.


— Корень – это общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.



— Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.





— Нет.



— Да.


Записывают в тетрадь.


Книга, пенал, карандаши, тетрадка.





-Нет.


— Потому что появилась часть слова, которую мы ещё не учили.



-Как называется эта часть слова, какое оно имеет значение, как обозначается?









Высказывают предположения

— Спросить у взрослых.

— Прочитать в учебнике.

— А я знаю, мне старший брат рассказывал о частях слова. Часть слова, которая стоит за корнем и перед окончанием, — это суффикс.






— Суффикс.

— Постараться, как можно больше узнать о новой для нас части слова — суффиксе.



— Что такое суффикс.

— Где находится.

— Как обозначается.

— Для чего служит.

— Какое значение имеет.

— Как найти суффикс в слове.

— Почему суффикс так назвали.

— Что будет, если суффиксов не будет.


— Что такое суффикс.

— Где находится.











Дети выполняют упражнения согласно словам стихотворения.





Отгадывают загадку: школа.




Школа.


— Школьник.


Записывают и разбирают по составу.


— Суффикс



Дети читают, а затем обозначают суффикс в слове школьник.



-Суффикс.


— После корня перед окончанием.


Работают с толковым словариком.



— Суффикса.



— Да.


Выделяют часть слова – суффикс.




Дети работают в парах.

— Что такое суффикс?

— Для чего он служит?

— Где стоит в словах?

— Как обозначается суффикс?





Дети выбирают правильный ответ Мальвины.






Дети выбирают правильный ответ Мальвины.







Дети выбирают правильный ответ Мальвины.






Дети работают в группах. Каждая группа получает своё задание.

1 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

— ёнок-

Лось – лосёнок

Тигр – тир…

Лиса – лис…

Утка- ут…

2 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

— иц-

Волк — волчица

Тигр — тигр…

Орёл – орл…

Медведь — медвед…

3 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

ищ

Дом – домище

Кот – кот…

Шаг – шаж…

Ветер – ветр…

4 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

— ик-

Дом – домик

Рот – рот…

Нос – нос…

Гвоздь – гвозд



— Суффиксы образуют новые слова.

— Эти слова имеют разные значения.


Дети дают ответ.








Дети делают вывод.


— Нет.


— Потренироваться.



Дети получают карточки и работают в паре.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в городе, то ты ……, а мы ……..

Если на Марсе, то ты ……., а мы ……..

Если на юге, то ты …….., а мы ……….

Суффиксы –ан-, — ян- обозначают жителей страны, города, селений во множественном числе.

— А суффиксы – анин-, — янин- обозначают жителей в единственном числе.


Называют задачи урока.


— Что такое суффикс.

— Где находится.

— Как обозначается.

— Для чего служит.

— Какое значение имеет.

— Как найти суффикс в слове.

— Почему суффикс так назвали.

— Что будет, если суффиксов не будет.


-Не все.


— Почему суффикс так назвали.

— Что будет, если суффиксов не будет.







12



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Правописание собственных имён существительных. Географические названия"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: