Рабочая программа по обществознанию 9 класс ФГОС, по учебнику Кравченко


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательное учреждение гимназия № 14 управления, экономики и права»



660078, г. Красноярск, пер. Медицинский, 27, тел. 261-27-73, Luep@rambler.ru, Guep@rambler.ru

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

Директор гимназии №14



Шуляк Н.В

Савчикова И.А.

Аносова Т.В.

Пр. № от « » 2013 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обществознанию в 9 классе



Бесединой Е.В.







2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» для учащихся 9 класса составлена на основе :

— Программы курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. Кравченко А.И., М.: Русское слово. 2011.);

— учебника Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. авт. Кравченко А.И. М.: Русское слово. 2011;

— учебного плана гимназии на 2014-2015 у.г.

Цель программы обучения:

  • развитие личности в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи учебного курса:

  • Формирование умения получать социальную информацию из разнообразных источников;

  • Овладеть способами решения познавательных и практических задач, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • Создать у учащихся возможность давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.


Во исполнении пунктов 4,5 протокола совещания у Министра Российской федерации М.А. Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37 пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году»

Министрерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в программу включена следующая тема: “Банковская и пенсионая система в Р.Ф.”

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  • Кравченко А.И. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. М.: Русское слово. 2011

  • Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.

  • Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2013

  • Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. М.Русское слово.2005


Предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в количестве 34 учебных часа, по 1 часу в неделю. В программе предусмотрены 2 проверочные работы и 1 контрольная работа за курс 9 класса.

Содержание программы направлено на знакомство учащихся с политической и духовной сферой общества, правовыми вопросами, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку, на освоение учащимися знаний, формирование навыков и умений на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и авторской программы учебного курса. Названия тем уроков рабочей программы соответствует названиям тем типовой программы и отражает их содержание.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, уроки-практикумы, тест, понятийный диктант, «круглый стол», мини-социальные ученические проекты.

Формой промежуточной аттестации является: проверочная работа, тестирование, защита проекта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раздела

Тема

Кол-во часов

уроков

1

Политическая сфера


11ч

1-11

2

Человек и его права


11

12-22

3

Духовная сфера

10

23-32




УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

пп

Название темы

Количество часов

Из них

Оборудование

Результаты

Дата


теории

Практики






раздел 1. Политическая сфера








1

Власть

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.

1



Наглядное пособие «Политика и право»

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

Знать понятия:

Влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура , руководство,

гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей



2

Государство

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.

1




Знать причины

зарождения государства, его

функции ( уметь их анализировать), основные признаки государства.

Уметь анализировать виды монополии государства ( вариант: объяснять закономерности развития процессов).

Знать понятия: государство,

суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства.



3

Национально- государственное устройство

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.

Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя.

1



Конституция РФ

Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.

Уметь:

— объяснить процесс создания централизованных государств;

— объяснить причины и особенности распада национальных государств.

Знать понятия:

Интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя.



4

Формы правления

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.

1



Конституция РФ

Уметь:

— сравнивать две формы правления: республику и монархию;

— разъяснить сущность демократической формы правления;

— анализировать политическую систему государства.

Знать понятия:

монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии.



5

Политические режимы

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.

1




Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументиро-вать фактами из всеобщей истории и истории России).

Знать понятия: политический

режим, демократический и недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим.



6

Гражданское общество и правовое государство

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права.

Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.

1




Уметь: объяснятьсущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство); -формулировать и отстаивать свою позицию.



7

Гражданское общество и правовое государство

Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.

Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.

1



Конституция РФ

Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство



8

Голосование, выборы, референдум

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

1




Уметь:

— объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; — высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.

Знать понятия:активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум; собрания,митинги,шествия, пикетирование, предложение, Заявление, жалоба, голосование, свободные выборы пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы.



9

Политические партии

Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.

1




Уметь: сопоставлять и систематизировать материал связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию(вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов (партий)).



10

Политические партии

Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.

1




Знать понятия: политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа; партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные и консервативные; левые, правые и центристские партии; многопартийность.



11

Повторение. Политическая жизнь современной России: общее и особенное.

Проверочная работа «Политическая жизнь современной России»

1








раздел 2. Человек и его права








12

Право, его сущность и особенности

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.

1



Наглядные пособия «Политика и право», «Сущность права»

Уметь

— объяснить особый статус права в системе социальный норм;- сравнивать нормы морали и нормы права.Знать понятия: социальные нормы, норма права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт, международное гуманитарное право



13

Право, его сущность и особенности

Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.

1



Наглядные пособия «Основные виды правовых норм», «Структура правовой нормы», «Источники (формы) права»

Уметь:— давать оценку изученных политико-правовых явлений; -формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; — объяснять сущность разделения властей.




14

Закон и власть

Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.

Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура

1



Конституция РФ,

Схема «Органы государственной власти в РФ»

Знатьпонятия Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Конституцион-ный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат (адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт.



15

Конституция

Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.


Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека.

1



Конституция РФ, наглядное пособие «Конституция РФ и другие нормативные акты»

Уметь: объяснить особенности правового статуса гражданина России; -соотносить правовой статус жителя област с правовым статусом гражданина России. Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина




16

Право и

экономика. Право и имущественные отношения

Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.

Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.

1



Гражданский кодекс РФ

Уметь:— называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; -характеризовать институт права собственности; — приводить примеры прав потребителя и способов их защиты. Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск; права потребителя, исполнитель изготовитель, срок годности, Федеральный Антимонопольный комитет


17

Банковская и пенсионая система в Р.Ф





Знать особенности банковской системы Р.Ф. Пенсионной системы и политики правительства в области пенсионного законодательства.


18

Потребитель и его права

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель.

1



Закон РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ




19

Труд и право

Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд.

1



Трудовой кодекс РФ

Уметь: характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; назвать: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений. Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск



20

Правовые основы брака и семьи.

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.

1



Семейный кодекс РФ

Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; приводить примеры правового регулирования семейных отношений. Знать понятия: брачный контракт, правоспообность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права



21

Преступление и наказание.

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.

1



Административный и Уголовный кодексы РФ

наглядные пособия «Правонарушения», «Юридическая ответственность»

Знать, что собой представляют проступки и преступления совершаемые людьми.

Уметь: анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; давать оценку изученным правовым явлениям. Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности;

знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.



22

Повторение..

Проверочная работа «Права и обязанности подростка»









Раздел 3. Духовная сфера.








23

Сущность и строение человеческой культуры.

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.

Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

1



наглядное пособие «Духовная культура»

Уметь: характерное или. Духовную жизнь человека и общества; разъяснять сущность пони­мания культуры у различных на­родов.

Знать правила этикета и то, как они могут про­являться.




24

Культурные нормы

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.

1




Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия. Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии



25

Формы культуры

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура,

1




Характеризовать основные формы культуры. Знать понятия: элитарная культура, народная культура, массовая культура,



26

Формы культуры

Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Основные понятия темы: субкультура, контркультура.

1




Знать понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты.




27

Религия

Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии,

1




Знать различные определения религии, её значение и роль в обществе.



28

Религия

Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.

Основные понятия темы: мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

1




Характеризовать Веру, мифологию, религиозные обряды и типы жертвоприношений.

Знать понятия: мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.



29

Искусство

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».

1




Давать различные трактовки искусства.

Знать основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».



30

Образование

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик.

1




Давать характеристику современому российскому образованию. Его структуре, законодательной базе.



31

Наука

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.

Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН

1




Давать характеристику современной науке, её классификацию



32

Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям.

1







33

Годовая контрольная работа за курс 9 класса

1







34

Анализ контрольной работы

1















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел IV. Политическая сфера

Тема 25. Власть

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Тема 26. Государство

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Тема 27. Национально-государственное устройство

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.

Тема 28. Формы правления

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Тема 29. Политические режимы

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Тема 30. Гражданское общество и правовое государство

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.

Тема 31. Голосование, выборы, референдум

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Тема 32. Политические партии

Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Раздел V. Человек и его права

Тема 33. Право, его сущность и особенности

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Тема 34. Закон и власть

Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.

Тема 35. Конституция

Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Тема 36. Право и экономика.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателям. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Тема 37. Правовые основы брака и семьи

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Тема 38. Преступление и наказание

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Раздел VI. Духовная сфера

Тема 39. Сущность и строение человеческой культуры

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.

Тема 40. Культурные нормы

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Тема 41. Формы культуры

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Тема 42. Религия

Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.

Тема 43. Искусство

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Тема 44. Образование

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Тема 45. Наука

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.








График проверочных и контрольных работ


Тема

урока

дата

Форма контроля

источник

1

Политическая жизнь современной России


11


тестирование

Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.


2

Человек и его права


22


тестирование

Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.


3

Годовая контрольная работа


33


тестирование

Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

  1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса. М.: Русское слово;

  2. Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.

  3. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2010.

  4. Хромова И.С. Поурочные планы к учебнику Кравченко А.И. обществознание. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.

Дополнительная литература

  1. Конституция Российской Федерации. Новосибирск, 2004.

  2. Закон РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Новосибирск, 2006.

  3. Гражданский кодекс РФ. Новосибирск, 2006.

  4. Кодекс ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. Новосибирск, 2006.

Дидактический материал

  1. Наглядные пособия по обществознанию (политика и право, духовная культура).

  2. Наглядные пособия по теории права (сущность права, основные виды правовых норм, источники (формы) права, нормативно-правовые акты, Конституция РФ и другие нормативные акты, правонарушения, юридическая ответственность).

Оборудование и приборы

  1. Интерактивная доска IQBoard

  2. Проектор NEC






Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Милосердие и сострадание"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: