муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательное учреждение гимназия № 14 управления, экономики и права»
660078, г. Красноярск, пер. Медицинский, 27, тел. 261-27-73, Luep@rambler.ru, Guep@rambler.ru
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Руководитель МО | Зам. директора по УВР | Директор гимназии №14 |
|
| Шуляк Н.В |
Савчикова И.А. | Аносова Т.В. | Пр. № от « » 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию в 9 классе
Бесединой Е.В.
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» для учащихся 9 класса составлена на основе :
— Программы курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. Кравченко А.И., М.: Русское слово. 2011.);
— учебника Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. авт. Кравченко А.И. М.: Русское слово. 2011;
— учебного плана гимназии на 2014-2015 у.г.
Цель программы обучения:
развитие личности в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи учебного курса:
Формирование умения получать социальную информацию из разнообразных источников;
Овладеть способами решения познавательных и практических задач, отражающие типичные жизненные ситуации;
Создать у учащихся возможность давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Во исполнении пунктов 4,5 протокола совещания у Министра Российской федерации М.А. Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37 пр «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году»
Министрерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в программу включена следующая тема: “Банковская и пенсионая система в Р.Ф.”
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. М.: Русское слово. 2011
Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2013
Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. М.Русское слово.2005
Предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в количестве 34 учебных часа, по 1 часу в неделю. В программе предусмотрены 2 проверочные работы и 1 контрольная работа за курс 9 класса.
Содержание программы направлено на знакомство учащихся с политической и духовной сферой общества, правовыми вопросами, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку, на освоение учащимися знаний, формирование навыков и умений на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и авторской программы учебного курса. Названия тем уроков рабочей программы соответствует названиям тем типовой программы и отражает их содержание.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, уроки-практикумы, тест, понятийный диктант, «круглый стол», мини-социальные ученические проекты.
Формой промежуточной аттестации является: проверочная работа, тестирование, защита проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Кол-во часов | № уроков | |
1 | Политическая сфера
| 11ч | 1-11 |
2 | Человек и его права
| 11 | 12-22 |
3 | Духовная сфера | 10 | 23-32 |
УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы | Количество часов | Из них | Оборудование | Результаты | Дата |
| ||
теории | Практики | | | |
| |||
| раздел 1. Политическая сфера | | | |
| | |
|
1 | Власть Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти. | 1 | | | Наглядное пособие «Политика и право» | Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти. Знать понятия: Влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура , руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей | |
|
2 | Государство Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия. | 1 | | |
| Знать причины зарождения государства, его функции ( уметь их анализировать), основные признаки государства. Уметь анализировать виды монополии государства ( вариант: объяснять закономерности развития процессов). Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система, монополии государства. | |
|
3 | Национально- государственное устройство Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства. Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя. | 1 | | | Конституция РФ | Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения. Уметь: — объяснить процесс создания централизованных государств; — объяснить причины и особенности распада национальных государств. Знать понятия: Интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенациональное государство, империя. | |
|
4 | Формы правления Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент. | 1 | | | Конституция РФ | Уметь: — сравнивать две формы правления: республику и монархию; — разъяснить сущность демократической формы правления; — анализировать политическую систему государства. Знать понятия: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии. | |
|
5 | Политические режимы Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент. | 1 | | |
| Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументиро-вать фактами из всеобщей истории и истории России). Знать понятия: политический режим, демократический и недемократический режимы; авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально-демократический режим. | |
|
6 | Гражданское общество и правовое государство Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм. | 1 | | |
| Уметь: — объяснятьсущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство); -формулировать и отстаивать свою позицию. | |
|
7 | Гражданское общество и правовое государство Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима. Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм. | 1 | | | Конституция РФ | Знать понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство | |
|
8 | Голосование, выборы, референдум Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум. | 1 | | |
| Уметь: — объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; — высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае. Знать понятия:активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум; собрания,митинги,шествия, пикетирование, предложение, Заявление, жалоба, голосование, свободные выборы пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы. | |
|
9 | Политические партии Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа. | 1 | | |
| Уметь: сопоставлять и систематизировать материал связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию(вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов (партий)). | |
|
10 | Политические партии Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе. Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа. | 1 | | |
| Знать понятия: политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа; партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые; революционные, реформистские, реакционные и консервативные; левые, правые и центристские партии; многопартийность. | |
|
11 | Повторение. Политическая жизнь современной России: общее и особенное. Проверочная работа «Политическая жизнь современной России» | 1 | | |
| | |
|
| раздел 2. Человек и его права | | | |
| | |
|
12 | Право, его сущность и особенности Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права. | 1 | | | Наглядные пособия «Политика и право», «Сущность права» | Уметь — объяснить особый статус права в системе социальный норм;- сравнивать нормы морали и нормы права.Знать понятия: социальные нормы, норма права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт, международное гуманитарное право | |
|
13 | Право, его сущность и особенности Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права. | 1 | | | Наглядные пособия «Основные виды правовых норм», «Структура правовой нормы», «Источники (формы) права» | Уметь:— давать оценку изученных политико-правовых явлений; -формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; — объяснять сущность разделения властей. | |
|
14 | Закон и власть Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов. Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура | 1 | | | Конституция РФ, Схема «Органы государственной власти в РФ» | Знатьпонятия Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Государственная дума, Конституцион-ный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат (адвокатура), арбитражный суд, правоохранительные органы, криминальная милиция, Федеральная пограничная служба, юрисконсульт. | |
|
15 | Конституция Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека. | 1 | | | Конституция РФ, наглядное пособие «Конституция РФ и другие нормативные акты» | Уметь: объяснить особенности правового статуса гражданина России; -соотносить правовой статус жителя област с правовым статусом гражданина России. Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина | |
|
16 | Право и экономика. Право и имущественные отношения Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд. Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск. | 1 | | | Гражданский кодекс РФ | Уметь:— называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; -характеризовать институт права собственности; — приводить примеры прав потребителя и способов их защиты. Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск; права потребителя, исполнитель изготовитель, срок годности, Федеральный Антимонопольный комитет | | |
17 | Банковская и пенсионая система в Р.Ф | | | |
| Знать особенности банковской системы Р.Ф. Пенсионной системы и политики правительства в области пенсионного законодательства. | | |
18 | Потребитель и его права Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель. | 1 | | | Закон РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ | | |
|
19 | Труд и право Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда. Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд. | 1 | | | Трудовой кодекс РФ | Уметь: характеризовать трудовое право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; назвать: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений. Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск | |
|
20 | Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность. | 1 | | | Семейный кодекс РФ | Уметь давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; приводить примеры правового регулирования семейных отношений. Знать понятия: брачный контракт, правоспообность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права | |
|
21 | Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних. | 1 | | | Административный и Уголовный кодексы РФ наглядные пособия «Правонарушения», «Юридическая ответственность» | Знать, что собой представляют проступки и преступления совершаемые людьми. Уметь: анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; давать оценку изученным правовым явлениям. Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности; знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления. | |
|
22 | Повторение.. Проверочная работа «Права и обязанности подростка» | | | |
| | |
|
| Раздел 3. Духовная сфера. | | | |
|
| |
|
23 | Сущность и строение человеческой культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии. | 1 | | | наглядное пособие «Духовная культура» | Уметь: характерное или. Духовную жизнь человека и общества; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Знать правила этикета и то, как они могут проявляться. | |
|
24 | Культурные нормы Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции. | 1 | | |
| Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия. Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты, духовная и материальная культура, культурный комплекс; этикет, культурное наследие, культурные универсалии | |
|
25 | Формы культуры Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура, | 1 | | |
| Характеризовать основные формы культуры. Знать понятия: элитарная культура, народная культура, массовая культура, | |
|
26 | Формы культуры Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Основные понятия темы: субкультура, контркультура. | 1 | | |
| Знать понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. | |
|
27 | Религия Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, | 1 | | |
| Знать различные определения религии, её значение и роль в обществе. | |
|
28 | Религия Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне. Основные понятия темы: мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ. | 1 | | |
| Характеризовать Веру, мифологию, религиозные обряды и типы жертвоприношений. Знать понятия: мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ. | |
|
29 | Искусство Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство». | 1 | | | | Давать различные трактовки искусства. Знать основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство». | |
|
30 | Образование Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик. | 1 | | |
| Давать характеристику современому российскому образованию. Его структуре, законодательной базе. | |
|
31 | Наука Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий. Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН | 1 | | |
| Давать характеристику современной науке, её классификацию | |
|
32 | Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям. | 1 | | |
| | |
|
33 | Годовая контрольная работа за курс 9 класса | 1 | | |
| | |
|
34 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
| | |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 25. Власть
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Тема 26. Государство
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Тема 27. Национально-государственное устройство
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.
Тема 28. Формы правления
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Тема 29. Политические режимы
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Тема 30. Гражданское общество и правовое государство
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.
Тема 31. Голосование, выборы, референдум
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Тема 32. Политические партии
Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Тема 33. Право, его сущность и особенности
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Тема 34. Закон и власть
Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.
Тема 35. Конституция
Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Тема 36. Право и экономика.
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателям. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема 37. Правовые основы брака и семьи
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Тема 38. Преступление и наказание
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Тема 39. Сущность и строение человеческой культуры
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.
Тема 40. Культурные нормы
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Тема 41. Формы культуры
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Тема 42. Религия
Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.
Тема 43. Искусство
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Тема 44. Образование
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Тема 45. Наука
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.
График проверочных и контрольных работ
Тема | № урока | дата | Форма контроля | источник | |
1 | Политическая жизнь современной России
| 11 |
| тестирование | Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.
|
2 | Человек и его права
| 22 |
| тестирование | Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.
|
3 | Годовая контрольная работа
| 33 |
| тестирование | Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса. М.: Русское слово;
Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.
Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. М.: Русское слово. 2010.
Хромова И.С. Поурочные планы к учебнику Кравченко А.И. обществознание. 9 класс. М.: Русское слово. 2011.
Дополнительная литература
Конституция Российской Федерации. Новосибирск, 2004.
Закон РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Новосибирск, 2006.
Гражданский кодекс РФ. Новосибирск, 2006.
Кодекс ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. Новосибирск, 2006.
Дидактический материал
Наглядные пособия по обществознанию (политика и право, духовная культура).
Наглядные пособия по теории права (сущность права, основные виды правовых норм, источники (формы) права, нормативно-правовые акты, Конституция РФ и другие нормативные акты, правонарушения, юридическая ответственность).
Оборудование и приборы
Интерактивная доска IQBoard
Проектор NEC