Сценарий интеллектуально-познавательной игры по Обществознанию «Ваши права, дети!»


«Ваши права, дети!» (интеллектуально-познавательная игра)


Асиновская Марина Геннадьевна,

кандидат философских наук,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 18 г. Ставрполя

Цель: способствовать включению студентов в процесс освоения и воспитания уважения к правам человека


Материалы к мероприятию: тексты документов “Всеобщая декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”, материалы для конкурсов, анкета для зрителей, презентация по данной теме (Приложение 3).


Ход мероприятия


Учитель: По мере приближения нашего государства к тому состоянию, которое определяется словом “правовое”, все больше внимания привлекает к себе проблема прав человека. Идея прав человека может и должна быть основой консолидации различных общественных сил, абсолютной, бесспорной для всех ценностью, а следовательно, способствовать более стабильному социальному развитию.

Мировое сообщество придает большое значение ознакомлению людей с содержанием международных документов о правах человека, воспитанию в духе прав человека. Практика показывает, что значительных усилий требует осознание истиной роли прав человека в жизни отдельных людей, различных народов, всего человечества.


Сообщение 1. Фундаментальные права первого поколения в международном праве называются гражданскими и политическими правами и свободами. К этому поколению принадлежат такие права и свободы, как право на жизнь; право на свободу; свобода совести и мысли; свобода слова и информации; равенство перед законом и судом; право участвовать в управлении страной; и еще ряд других прав и свобод.

Нетрудно заметить, что все эти права являются действительно всеобщими и универсальными, они принадлежат каждому независимо от его происхождения, цвета кожи, сферы занятий. В совокупности они составляют то, что делает человека – свободным членом свободного общества. Основы этих прав были сформулированы во Всеобщей Декларации прав человека.

Права человека второго поколения – это социальные, экономические и культурные права. Они нашли свое отражение в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

К этому поколению относятся права, связанные с благосостоянием человека, уровнем и качеством его жизни: право на труд, право на отдых, на образование, медицинское и социальное обеспечение, социальное страхование, на защиту материнства и детства и др.

Формирование прав человека третьего поколения хронологически относится ко второй половине ХХ века. Речь идет о коллективных правах.

К правам третьего поколения относят: право народа на самоопределение, принцип свободного распоряжения народом своими природными ресурсами, право на мир, право на национальную и международную безопасность, право на участие в решении региональных и глобальных проблем, право на всеобщее уважение и т. д.

Существует значительное количество международных документов, посвященных правам третьего поколения; среди них — Декларация ООН о праве на развитие 1986 года.


Сообщение 2. Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности…” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Все комитеты, советы, агентства ООН поставлены на службу разрешения проблем экологического, социального и гуманитарного характера.


Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов. В Конституции РФ закреплены права и свободы человека и гражданина. Впервые признаны и гарантированы права и свободы в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.


Сообщение 3. В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Свежие документы:  Тесты по биологии на тему «Дыхание»


Учитель: Дети имеют право на особую заботу и помощь. Т. к. положение детей в стране и во всем мире зависит от взрослых. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. В парламенте и в правительстве заседают представители всех взрослых страны. Они принимают законы, которые определяют, какие права и какие обязанности нужно иметь сообществу, чтобы заботится о своих людях. С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.

Теперь вы знаете, какими правами обладают дети, какие обязанности возложены на взрослый, но… К сожалению, здесь нужно добавить “но”. Иногда права ребенка нарушаются взрослыми, забывают о своих обязанностях родители, А ведь семья, дом должны быть местом, где спокойно и хорошо, где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где можно отдохнуть всей душой.


Вашему вниманию приставляется миниатюра “За стеклом”, где представлен один из сюжетов о воспитание в семье. (Приложение 1.)


Учитель: Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Поэтому тебе так важно знать, где закреплены твои права!

Давайте подробнее познакомимся с вашими правами и проведем соревнование между командами, где будут подробно разобраны некоторые статьи из Конвенции по правам ребенка.

Для этого мы проведем соревнование между командами. Домашнее задание: назвать команду, выбрать капитана и девиз.


Задание 1. “Разминка”. Каждой команде даются тестовые задания, нужно ответить правильно на эти тесты в течение 5 минут. За каждый правильный ответ 1 балл.

Тестовые задания для проверки передаются жюри.


1 задание.


1. Закончите следующее утверждение: “Значение Конвенции о правах ребёнка заключается в том, что ____”:


а) в ней права ребёнка приобретают силу норм международного права;

б) она является обязательством на будущее;

в) она впервые описывает права ребёнка.


2. Где дети имеют право свободно выражать своё мнение?


а) в семье;

б) среди своих друзей;

в) в школе на уроках;

г) во всех сферах жизни и деятельности.


3. Как обеспечивает право детей на свободу ассоциаций Конвенция о правах ребёнка?


а) под руководством родителей;

б) под руководством учителей;

в) в ходе и результате самостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему желанию могут учитывать мнения взрослых.


4. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?


а) на благотворительные организации;

б) на государство;

в) на иностранных спонсоров.


5. Закончите следующее утверждение: “Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая ________”:


а) не указана в официальных справочниках;

б) мешает образованию и вредит здоровью;

в) не соответствует интересам и склонностям ребёнка.


6. Международный документ, не имеющий обязательной силы, носящий рекомендательный характер:


а) конвенция;

б) договор;

в) пакт;

г) декларация.


7. Права человека – это проблема:


а) наших дней;

б) последнего столетия;

в) вечная.


8. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности?


а) хорошее знание права;

б) способность к служению – родине, государству, обществу;

в) высокие нравственные качества;

г) чувство патриотизма;

д) все вышеперечисленное.


9. Какое определение соответствует понятию “права человека”?


а) Это законы, по которым живёт человек;

б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;

в) это те нормы, которые человек придумал для себя сам.


10. К какому понятию относится определение: “Одно из тягчайших преступлений против человечества – истребление отдельных групп населения или целых народов по расовым, национальным, религиозным, политическим или иным мотивам?”


а) “война”;

б) “геноцид”;

в) “апартеид”.


11. Как называется грубейшее нарушение прав человека, которое является крайней формой расовой дискриминации?


а) апартеид;

б) коллаборационизм;

в) регионализм.


12. Закончите следующее предложение: “Основным, принимающим международные договоры по правам человека, органом ООН является ______”


а) Генеральная Ассамблея;

б) Совет Безопасности;

в) Секретариат ООН.


13. Закончите следующее предложение: “Наиболее массовым и действенным средством защиты прав населения должны быть _____”


а) магистратуры;

б) суды;

в) мэрии.


14. Как называется должность человека, избранного Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействию тем, чьи права ущемлены?


а) магистр;

б) председатель союза правозащитников;

в) уполномоченный по правам человека.


15. Права граждан, которые обеспечивают возможность граждан участвовать в управлении государством и общественными делами:


а) экономические права;

б) личные права;

в) политические права;

г) культурные права.


Задание 2. Составить коллаж по отдельным статьям из Конвенции по правам ребенка.

Свежие документы:  ТЕМА: «ОПЫТ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ»


Вам нужно посовещаться в командах, выбрать статью, взять все необходимое для этого конкурса. Капитанам команды подойти к столу и выбрать необходимых сказочных героев. Время на подготовку 5 минут. Другая команда должна назвать статью и прокомментировать ее. Задание оценивается в 5 баллов.


Статья 35. Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме. (Сказка “Гуси-лебеди”).


Статья 15. 1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. (Сказка “Белоснежка и семь гномов”).


Задание3. Инсценировка отрывка из сказок по статьям Конвенции по правам ребенка. Нужно назвать статью и прокомментировать ее.


Капитанам команды подойти к столу выбрать сценарий сказок. Команда должна распределить роли и показать отрывок из сказки. Другая команда должна определить какая статья Конвенции подходит к этой сказки, и прокомментировать ее. Время для подготовки 5 минут. Конкурс оценивается в 5 баллов. (Приложение 2.)


Ответ 1: Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности. Статья 6. 1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.


Ответ 2: Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал. Статья 31. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.


Задание 4. “Адвокат для ребят”.


Нужно прокомментировать ситуацию, ссылаясь на статьи из Конвенции по правам ребенка.


Ситуация 1: В нашем кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя. Нарушается ли право на получение информации ? (Наташа П.).


Ситуация 2: Школьный совет принял решение, чтобы все ходили в школу в форме. А я — против. Нарушаются ли мои права? (Ира Я.)


Задание 5. Составить синквэйн по термину “конвенция”.


Синквэйн- это стихотворение, состоящее из 5 строк, составленное по определенным правилам.


А пока команды готовятся выполнить задание, нам очень хотелось бы узнать, насколько интересен и полезен был наш сегодняшний разговор. Какие проблемы вы еще хотели бы обсудить в дальнейшем. Для этого мы просим вас заполнить анкету.


Анкета.


1. Понравилось ли тебе мероприятие?

2. Стал ли ты более четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?

3. Много ли тебе это дало?

4. Сможешь ли ты в дальнейшем применять данные знания?

5. Какие бы еще проблемы ты хотел бы обсудить на классном часе?


Учитель: Наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важный тему- права человека. Зачем нам эти права? Не дань ли это моде, удовлетворение личных амбиций? Оглянемся вокруг. Вот страна с высоким уровнем жизни, вот – малоразвитые, испытывающие постоянные нехватки. У первых детально разработанные гарантии политических, гражданских прав и свобод человека. У вторых – и с демократией туго. Какая же здесь зависимость: живем трудно, потому и не до прав человека, прокормиться бы? Или наоборот: пока человек не раскрепощен, не обрел твердых гарантий своих прав, ни в чем не уверен, не может быть и речи о процветании. Так зачем же все-таки права человека? Есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность!


Для подведения итогов всех конкурсов слово предоставляется жюри.


Задание для зрителей в номинации “Самый активный зритель”.


  1. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? (1959 г.)

  2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? (1989 г.)

  3. В каком году Конвенция о правах ребенка бала принята Верховным Совет СССР? (1990 г.)

  4. Впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов. О каком документе идет речь? (Всеобщая декларация прав человека)

  5. В каком году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека? (1948 г.)

  6. Закончите следующее утверждение: “Значение Конвенции о правах ребенка заключается в том, что …” (в ней права ребенка приобретают силу норм международного права.)

  7. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение? Назовите статью из Конвенции по правам ребенка. (Во всех сферах жизни и деятельности. Ст. 12)

  8. Как обеспечивает право детей на свободу ассоциаций Конвенция о правах ребенка? Назовите статью. (В ходе и результате самостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему желанию могут учитывать мнения взрослых. Ст. 15)

  9. На кого Конвенции о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей? (На государство. Ст. 20)

  10. Закончите следующее предложение: “Основным, принимающим международные договоры по правам человека органом ООН является …”(Генеральная Ассамблея)

  11. Как называются основные документы, где определены основные права несовершеннолетних детей? Конвенцией о правах ребенка. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.)

  12. До какого возраста человек является несовершеннолетним ребенком? (до 18 лет)

  13. Закончите следующее предложение: “Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России, является …” (Семейный кодекс РФ)

  14. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993)

  15. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав на международном уровне? (ООН)

  16. Какие объединения наиболее характерны для людей, склонных активно участвовать в политической жизни? (партии)








Приложение 1

Театр миниатюр «За стеклом».

Ведущий: Здравствуйте! Здравствуйте! Сегодня мы снова сможем загля­нуть в замочную скважину и подсмотреть несколько сюжетов о вос­питании в семье. Кто-то, вероятно, узнает в наших персонажах себя или своих знакомых, но нам важно не это! Только очень глупые люди учатся на своих ошибках, а наша задача — не ошибиться в будущем самим. Воспитатель ведь как сапер: одно неосторожное слово может исковеркать в будущем судьбу человека.

Итак, заглянем в гости к нашим героям.

Ведущий: Конец рабочего дня. Выдалась свободная минутка. Можно рас­слабиться, выпить чаю, поговорить.

Заставка. Занавес открывается. На сцене две женщины пьют чай и беседуют о своих детях.

Первая женщина: Ой, у меня такая замечательная дочь, я ею так довольна! Она все успевает: учится хорошо, по дому помогает, в музыкальной школе на конкурсе первое место заняла. Учителя ее так хвалят, так хвалят! А твой как?

Вторая: А мой Вовка вчера стекло разбил, позавчера двойку по физике получил, опять меня в школу вызывают. Кто-то заглядывает в дверь.

Кто-то: Эй, девочки, вы что сидите? Рабочий день уже закончился, сей­час на электричку опоздаете!

Женщины хватают сумки, выбегают. Мать возвращается до­мой, садится на стул. Хлопает дверь, в комнату вбегает сын (в руке мяч).

Сын: Мам! Мам! Мы выиграли! . Мать вскакивает и начинает кричать.

Мать: Выиграли! Подумаешь! Лучше бы уроки учил! Опять весь в грязи и штаны порвал! И почему ты не можешь быть как все нор­мальные дети! Никогда из тебя ничего не выйдет! Вот другие дети как дети, а ты у меня…

Сын: Ну, и ладно! Вот и живи с другими!

Сын убегает, хлопает дверью.

Голос за кадром: Не лишайте меня надежды! Не сравнивайте меня с другими! Перестаньте оценивать меня!


Ведущий: Извечная проблема в семье — мусорное ведро. Кому на этот раз выпала почетная обязанность выносить мусор? Заставка. Занавес открывается. На сцене мать и дочь стоят около мусорного ведра. Входит отец и говорит с порога.

Отец: И сегодня как всегда! Опять, паразитка, мусор не вынесла. Сколько можно говорить? Убери! Быстро! Дочь : А что опять я? А Светка не может вынести это ведро?

Мать: Ну, Саша, что тебе стоит? Вынеси ты, наконец, это ведро! А я пока твое любимое печенье испеку. Хочешь?

Отец: Какая разница, что она хочет? Сейчас же вынеси мусор, или я не знаю, что с тобой сделаю! Неделю у меня на улицу не выйдешь! Ни рубля тебе больше не дам!






Приложение 2

Инсценировка сказки «Морозко»

Сказочник. Жил-был дед (выходит дед, садится на скамеечку) да с другой женой (выходит мена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и бабой), а у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жизнь: перевернешься – бита (падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница.

Все, кроме падчерицы, лузгают семечки, падчерица работает.

Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до света…

Старуха сидит с недовольным видом.

Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.


Инсценировка сказки «Золушка»

Золушка сидит и что-то шьет.

Голос Герольда. Внимание, внимание, сегодня вечером принц устраивает бал! Приглашаются все знатные люди королевства.

Появляются сестры, они обращаются к Золушке.

1-я сестра. Золушка, ты слышала, мы получили приглашение на бал?

2-я сестра. Ты срочно должна нам подготовить наряды и сделать прически.

1-я сестра. Я надену самое скромное платье, но ты разошьешь его золотыми цветами.

2-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?

Золушка. Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

1-я сестра. Что правда, то правда. Вот было бы смеху, если бы такая замарашка появилась на балу!

Входит Мачеха.

Мачеха (обращаясь к дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

1-я сестра. Да, сейчас переоденемся и можно ехать.

Уходят.

Золушка (к мачехе). Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.

Перемешивает крупы в миске.

Мачеха. Ну, а если управишься, можешь приехать на бал. (Смеясь, уходит)

Золушка. Я и за три дня не смогу все это переделать. Бедная я, несчастная! (Плачет)


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Учимся различать падежи имён существительных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: