Урок по теме «Трудовые правоотношения»


Урок по теме «Трудовые правоотношения»

Цель урока: сформировать базовые основы правосознания в сфере трудовых отношений.

Планируемые результаты:

Предметные

  1. Сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве.

  2. Усвоение новых понятий и терминов.

  3. Продолжить формирование основы правовой культуры.

Метапредметные

1.Совершенствование умения работать с правовым документом.

2. Развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций.


  1. Развитие умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  2. Совершенствование способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей .

Личностные:

1.Подготовкка учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

2. Социализация личности, создание понятия о труде, как моральной обязанности личности.

3. Воспитание гражданственности, уважения к социальным и правовым нормам.

Основные понятия и термины:

трудовое право, трудовые отношения, работник, работодатель, трудовой договор, коллективный договор, социальное партнерство.

Оборудование:

Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, медиаустановка, авторская презентация, Интернет.













Ход урока:

  1. Оргмомент: приветствие, пожелаем друг другу и нашим гостям удачного дня и начнем наш урок.

Этапы урока. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

Смоделируйте ситуацию «Устройство на работу». Ребенок вашего возраста пришел устраиваться официантом в ночной клуб, и директор клуба принимает его на работу.

Попытайтесь составить трудовой договор.

— В чем затруднения?

— Почему вы не справились с этим заданием?

С какой проблемой мы столкнулись?

Какие будут предположения решения проблемы.

Версии



Нормы, какой отрасли права помогут нам в этом разобраться? Сформулируйте понятие трудового права. Слайд 2

Соответственно, тема, урока какая?

Если это первый урок по теме, то что мы должны узнать?

Зачем лично вам знания норм трудового права?

Слайд3

Тема: Трудовые правоотношения.

План: 1.Понятие трудовых отношений.

  1. Субъекты трудовых правоотношений. Их правовой статус.

  2. Социальное партнерство в сфере труда.

Слайд 4

?«Истинное сокровище для людей — умение трудиться»,- говорил древний философ Эзоп. Объясните смысл этого высказывания? Почему я взяла его эпиграфом к нашему уроку?

Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Слайд 5 Игра «Веришь- не веришь»

По ходу урока мы будем возвращаться к этим карточкам, и исправлять или уточнять ваши предположения.































В чем смысл данной иллюстрации? Слайд6

Труд это право или обязанность?

Докажите. Какой источник вам в этом поможет из имеющихся на вашем рабочем столе?   Что значит принудительный труд? Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания.



А как было во времена СССР? Слайд 7.

Предусматривалась уголовная ответственность за тунеядство ( нежелание работать). Участковые милиционеры интересовались местом работы граждан, принимали соответствующие меры воздействия к неработающим, фактически заставляя трудоустроиться. Подобные действия печально известны по осуждению поэта Иосифа Бродского за тунеядство к 5 годам ссылки.

Как вы считаете, содержалась ли практическая польза от применения наказания за тунеядство? Возможно ли использование подобных норм права в демократическом государстве?







Решение проблемы. Открытие нового знания.

-Мы с вами выяснили, что такое трудовое право. Куда мы обратимся что бы найти нормы этой отрасли. (к правовому источнику)

Запишите самостоятельно в тетрадь основные источники трудового права. Проверка:Слайд 8



— Есть ли необходимость у общества и государства регламентировать всех отношений, возникающих в процессе труда? Приведите примеры, когда не нужна государственная регламентация.

Т.О. какие разновидности труда необходимо различать?

Какой будет регулироваться трудовым правом? Почему?

Что такое трудовые правоотношения. Попробуйте сформулировать определение.

(если трудности -статья 15 ТК) Слайд 9

Из определения выделите субъектов трудового права.

Что будет объектом? ( работа-деятельность, связанная с реализацией способностей граждан к труду)



Слайд Задание: какие из приведенных примеров не относятся к области т рудового права? Почему?

  1. Работник предприятия публично оскорбил начальника цеха.

  2. Выпускник университета ищет работу по специальности.

  3. Уволенный за прогулы хочет в суде доказать необоснованность увольнения.

  4. Работодатель и работник во время обеденного перерыва бурно обсуждали политическую ситуацию в стране.



2.Чтобы нам разобраться с правовым статусом субъектов правоотношений предлагаю составить схему, используя учебник и статьи ТК. Что мы можем вписать в схему. СМ учебник и статьи ТК

Задание по группам: Слайд 10

  1. Составить схему правовой статус работника.

  2. Работодателя.



Решение правовой задачи. Слайд 11

1) Ответ: девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу, т.к. это противоречит ст. 265 ТК РФ. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.

Физминутка Слайд 12

3. Почему я добавила этот ролик в наш урок? Слайд 13 Видеоролик «Забастовка»





Как можно регулировать данные проблемы?

Социальное партнерство в сфере труда.

Посмотрите фрагмент. Как бы вы определили, что такое социальное партнерство?

Для чего оно необходимо в сфере труда?

Посмотрите на материал параграфа по этому вопросу. Как вы думаете, какое задание я вам предложу для того, чтобы усвоить этот материал? Оно есть в ЕГЭ. Слайд 14

Первые 3 человека получат оценки.

Проверка. Оценки.

Опережающие задание(для тех кто быстро сделал) Синквейн: социальное партнерство

В вашем плане есть такие понятия как коллективный договор и соглашение.

Задание: 1гр- С5 сущность и 2 предложения по теме «Коллективный договор»

2гр-Соглашение. Слайд 15. Проверка

Закрепление

1)Работа с карточками «Веришь-не веришь» Слайд 16

Какие ошибки вы допустили?

Что отметили правильно?



Рефлексия.

Чемодан, мясорубка, корзина. Слайд 17

Все ли мы узнали сегодня на уроке, что бы без проблем устроиться на работу, заключить трудовой договор?

На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы, и тогда вы получите Д/З. Вы хорошо работали, молодцы.

Слайд 18 Спасибо !







2 человека: работник и работодатель

Класс оказывает помощь.







Предположительные ответы: недостаточно знаний по этому вопросу.















Трудового.

Отрасль права, которая регулирует комплекс общественных отношений, связанных с применением труда и связанных с ним отношений.(запись в тетрадь)





Ответы

Фиксация темы и плана урока в тетради.



















Объясняют.











Текст с заданием на карточках.

1.Труд это обязанность граждан РФ.За тунеядство предесмотрена уголовная ответственность.нет

2.Существуют различия между самостоятельным и наемным трудом.да

3.В определенных законом случаях можно заключить трудовой договор с лицами, не достигшими возраста 14 лет. да

4. Работники моложе 18 лет могут направляться в служебные командировки .нет

5.Закон устанавливает предельный возраст для вступления в трудовые отношения. нет

6. Физическое лицо может быть работодателем. Да

7.Обязательства сторон при заключении коллективного договора строго определены законом. Нет



Ответы



  • Конституция РФ. Статья 37. Зачитывают и объясняют. Ст. 37:

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

  2. Принудительный труд запрещен.

















Ответы.



















Конституция РФ

Трудовой кодекс















Труд членов семьи, труд на приусадебных участках, труд на поддержание собственной жизнедеятельности.



Самостоятельный и несамостоятельный?









Трудовые отношения – отношения, наступающие между работодателем и работником по поводу использования способности работника к труду.

Работники и работодатели.















































Определение, возраст, права и обязанности работника и работодателя.

Самостоятельная работа. Презентация работы в группах. Озвучивание схемы.









17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

  • рабочий на коксогазовый завод;

  • курьер;

  • крупье в казино;

  • озеленитель;

  • продавец табачной продукции



https://www.youtube.com/watch?v=5SbpzNUhCYs





Высказывание мнений.





https://www.youtube.com/watch?v=dwDgVF3mEgc



Высказывают предположения.

Запись в тетрадь.











План С8.
Выполняют задание.

.





Ответы.





Выполняют задание.





Ответы.













Нет.










Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ В РОССИИ»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: