Конспект урока для 2 класса «Прикладное искусство. Составление орнамента «птичье крыло»


Тема: «Прикладное искусство. Составление орнамента «птичье крыло» — «құс қанаты» (2 класс)


Цель: познакомить учащихся с орнаментом как одним из видов традиционного искусства казахского народа, видами орнаментов и, в частности, зооморфным орнаментом, с его компонентами.

Задачи: Развивать моторику рук, мышление, воображение, эстетический вкус, навыки работы в группе. Привить любовь и уважение к национальным традициям, краю. Учить организовывать своё рабочее место с учётом санитарно-гигиенических требований в соответствии с требованиями осваиваемых технологий.

Оборудование: интерактивная доска, фото и картинки видов казахского орнамента и народного прикладного искусства, казахское музыкальное произведение, книжечки «Национальные орнаменты», шаблоны, технологическая карта, ножницы, клей, кисть, элементы орнамента «птичье крыло», цветная бумага.

План и ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Сообщение темы урока, задач.

  3. Новая тема:

а) Рассказ об орнаментальном искусстве.

б) Показ и объяснение выполнения работы. Техника безопасности.

в) Самостоятельная работа учащихся.

  1. Выставка работ, обобщение и итоги урока.

  2. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

  2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Сегодня на уроке, мы познакомимся с казахским орнаментом «птичье крыло» — «құс қанаты». Сделаем композицию из этого орнамента.

— Но, сначала поговорим об орнаментах и о прикладном искусстве.

3.НОВАЯ ТЕМА.

а) Рассказ об орнаментальном искусстве.

-Казахское народное прикладное искусство имеет многовековую историю и отражает мудрость и одаренность народа.

— Что такое прикладное искусство?

— Правильно! У каждого народа есть свои традиции и свой вид искусства, который отличает его от других народов. У казахов это – (фото 1)






ковроделанье, резьба по дереву и кости, художественная обработка металлов, кошмоделанье, вышивание и много других видов прикладного искусства.

И сегодня прикладное искусство казахов очень многообразно, до сих пор люди украшают свои дома, одежду, мебель, посуду орнаментом.

Очень много народных умельцев, мастеров и по сей день радуют нас своими работами.

  • Орнамент бывает разный.

  • Что такое орнамент?

Орнамент — это узор, состоящий из ритмических чередующихся элементов. Орнамент используют для украшения зданий и разных предметов.

— Искусство орнамента широко распространено на территории Казахстана, что даже говорят, что казахи живут как бы в мире орнамента, потому им украшено практически всё: юрты, мебель, посуда, музыкальные инструменты, одежда, ювелирные изделия и многое другое. (фото 2)





Казахский орнамент очень разнообразен и в зависимости от того, что он изображает, делится на несколько групп: (перед детьми книжечки «Национальные орнаменты» и они по ходу их просматривают).



Орнамент, связанный с изображением вселенной, луны; с изображением домашних и диких животных и их частей; с изображением насекомых и мелких животных; с изображением птиц и отдельных частей их фигур. Это птичий клюв, птичье крыло, птичий след и др.

Всего орнаментов более 230 видов и каждый имеет свое название.

-Мы сегодня остановимся на «птичьем крыле» — «құс канаты». (фото 3)



Люди издавна любовались красотой окружающего мира, животными, птицами и старались отразить их в своих работах, вещах. Птица очень красивое существо, её грация завораживает. Как не отразить её в своей работе. И каждый мастер старается запечатлеть их, кто в дереве, кто на металле, кто на вышивках и коврах.

  • Очень важна в орнаментах симметрия. По её закону обе стороны должны быть идентичны.

  • Симфония красок в орнаменте, изящество называют — колоритом. Оно является составной частью многоцветных орнаментов.

Например, сырмак. (фото 4)



Это войлочный ковер для пола, который сшивается обычно из кусков войлока двух цветов — белого и черного. Украшается орнаментом. Его очень часто можно встретить в квартирах вместе с современными коврами.

  • Почему?

  • Потому, что это красиво и практично.

б) Физминутка. Перед работой отдохнём, разомнёмся немного.

в) Показать и объяснить выполнения работы. Техника безопасности.

А теперь можно приступить к работе.

  • Сегодня на уроке работать будим в группах.

  • Представим себе, что мы мастера по кошме.

  • Вместо кошмы (шерсти и войлока) у нас будет бумага.

  • Нам нужно изготовить 4 праздничных сырмака ко Дню Республики для почетных гостей.

  • Послушайте, как вы будете его выполнять (по ходу показываю и у каждой группы на столах технологическая карта):

Технологическая карта.

  1. Свернуть лист дважды.

  2. Нанести рисунок по шаблону.

  3. Вырезать.

  1. Развернуть.

  2. Смазать клеем и наклеить на цветную бумагу.

  3. Собрать все детали ковра в один сырмак.

— У каждой группы будет свой узор.

(Узоры сложности разные — дифференцированный подход)

— Вся группа собирает в единую композицию свои части сырмака. И получается один ковер.

Композиция в переводе с латинского означает — ритмичное расположение орнамента, на каком — либо предмете.

г) Повторим технику безопасности при работе с ножницами.

в) Самостоятельная работа учащихся в группах под казахскую народную музыку (по ходу помогаю детям и рассказываю о том, как раньше делали сырмак. Рассказ учителя, а на доске фото сырмака).



Со стародавних времён и по настоящее время украшает стены домов ручной работы традиционный ковёр — СЫРМАК. Скромен ковёр по цвету, но узор его точен. Прост на вид, а делать его не легко. Надо заблаговременно накосить в степи чий (солому), заготовить баранью шерсть, хорошо постирать её и покрасить, каждую шерсть в свой цвет. Затем раскладывают крашеную шерсть на циновке из чия, обдают горячей водой.

А дальше начинается самый ответственный момент. Все, кто есть в доме, — дети, взрослые, старики, мнут ногами завёрнутый в чий будущий ковёр, чтобы шерсть свалялась накрепко. Разворачивают чий, из каждого цвета вырезают нужный узор и на отдельной соломенной подстилке составляют аппликации воедино. Снова заворачивают, мнут до тех пор, пока аппликации плотно не пристанут друг к другу. А когда развернут в последний раз, мама поручает самой младшей дочке нитками пришить элементы узора друг к другу. Затем обшивают орнамент тесьмой, выдавливают дополнительный узор, и сырмак готов.

4. ОБОБЩЕНИЕ, ИТОГ УРОКА (выставка работ).

А теперь посмотрим, какие сырмаки — ковры получились у вас.

  • Молодцы!

  • Понравился ли вам сегодняшний урок?

  • Что понравилось?

  • Чем занимались на уроке?

  • Что нового узнали сегодня на уроке?

  • С каким орнаментом познакомились? и т.д.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.



Свежие документы:  Практическое пособие по развитию творческих способностей для детей и взрослых

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: