Конспект урока на тему «Добрым людям на загляденье»










Конспект урока на тему «Добрым людям на загляденье»






хохлома чаша







Учитель МКОУ Шуваевской СОШ


Машинистова И.Н














Цели и задачи:

  • Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;

  • развивать устную и письменную речь;

  • развивать и формировать умение собирать материал к сочинению, составлять связный текст, употреблять в речи изобразительно-выразительные средства;

  • обучать созданию текстов определённого стиля и типа речи;

  • учиться сотрудничать друг с другом, в группе.

Предварительное задание группам:

1 гр. «Фольклористы»

Найти или придумать легенды о появление хохломы (промысла)

2гр. «Историки»

1. Время и место зарождения промысла

2. Причина возникновения

3. Почему деревянную расписную посуду называют хохломской

3 гр. «Технологи»

Рассказать о технологии изготовления посуды в цехах:

  1. Столярном

  2. Токарном

  3. Отделочном

  4. Художественном

4 гр. «Символисты»

Рассказать о символике цвета хохломской посуды

чёрном, красном, золотистом

— что символизирует изображение цветов, трав и листьев.












Ход урока

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служить Отчизне!

В.Боков

1) Слово учителя.

Обращение к эпиграфу. Ребята в нём заключена основная мысль нашего урока. Какова она? (Хохломское искусство несёт радость людям, оно отражает красоту души русской, её щедрость. О бесконечности талантов на земле русской).

Вот мы и дадим возможность проявиться нашим талантам.

Откуда же появилось это удивительное хохломское искусство. Вы заранее по группам получили задание и заранее готовили выступление, послушаем сначала легенды.


2) выступление фольклористов (слайд3-15)


3) выступление историков (слайд 16-23)

4) говорят технологи (слайд24-28)

5) выступление символистов (слайд29-32)

6) Выступление учителя рисования (слайд33-39) можно использовать видеоролик «Хохлома»

Работа с кроссвордом (любой вид) или тестом


Блиц-опрос:

  • Что рисуют художники на посуде?

Ягоды: землянику, малину, крыжовник, чёрную смородину, рябину.

Самый любимый узор-травка.

Самый затейливый — кудрины!


7) Словарная работа

Что означает слово «хохлома»?

  1. Изделия, которые делают мастера.

  2. Народный промысел.

  3. Большое старинное торговое село.

  4. Как называется такое явление в языке (многозначность)

8) Составьте предложение с этим словом.

1 -2гр в значении «изделия»

3гр — народный промысел

4 гр. — село Хохлома


9) Стилистический эксперимент

Перед вами поэтический текст, но, к сожалению, потёк растворитель и смыл некоторые слова, подумайте в парах и восстановите текст.


Алых ягод роспись, ……………..

Отголоски лета Отголоски лета

В зелени травы. В зелени травы.

Рощи, перелески Рощи, перелески

Шёлковые всплески ………………

Солнечно-медовый Солнечно-………..

Золотой листвы. ………………..

У красы точёной У красы точё…(н, нн,?)

Сарафан парчовый. Сарафан …………

По волнам узоров По волнам узоров

Яхонты горят. Яхонты горят.

Что за чародеи Что за ……………

Хохлому одели Хохлому (о-, на- ) дели

В этот несказанный В этот ………………..

Праздничный наряд? ……… наряд

Вариант работы см. в рабочей тетради и приложение SMART



Какова основная мысль стихотворения?

Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?

Какова цель использования тропов?



10) Какова цель нашего сочинения? (передать красоту предмета)

— Какой тип речи мы будем использовать в сочинении (описание)

— Что характерно для описания? (отвечает на вопросы каков предмет? что он такое? Передает отличительные признаки предмета, общее впечатление. Применяя принцип фотографирования, скажем, что все можно отразить в одном кадре.)

— Каков стиль нашего сочинения?(художественный)

— Чем характерен этот стиль? (тропами, может быть очень много оценочных слов)

11) Поработаем над языком сочинения, соберём рабочий материал, используем изобразительно-выразительные средства.

Травка: колышется, стелется, переплетается, тянется;

золотая, зелёная, изумрудная, малахитовая, лёгкая.

Завиток: завивается, манит, играет, озорничает;

игривый, длинный, затейливый, бегущий.

Листок: прячется, дышит, радуется, трепещет;

солнечно-медовый, золотой, резной, изящный.

Кудрина: свернулась колечком, как кудри добра молодца.

Узоры: затейливые, яркие, удивительные.

Стебель: волнуется, колышется; тонкий, гибкий.

Ягодки: манят, разбегаются; красные, румяные, словно камни драгоценные.

Мастер: чародей, волшебник; творит, создаёт.

Вариант работы см. в рабочей тетради и приложение SMART


12) Какого типа речи будет наше сочинение? (описание)

Чем характерен данный тип речи? (отвечает на вопросы каков предмет?; передаёт его отличительные признаки и общее впечатление.)


13) План

1. Вступление (варианты)

-История Хохломы

-Перо жар-птица

-Удивительное слово «хохлома»

2. «Добрым людям на загляденье»

3. «Ты, как душа у народа, красива».


14) С чего начнём сочинение?

В зависимости от выбранного варианта плана:

-Стоит на Волге большое село, откуда жар-птицами разлетались расписные чашки, ложки.

-Говорят, что жил на свете старичок ….

-Удивительное слово «хохлома».

Мостик-переход: И вот передо мной диво дивное — расписная чашка.

15) Как закончим сочинение?

16)Написание сочинения- описания предметаСтоловый набор. Роспись под фон, 1974 год.Набор для варенья. Роспись под фон, 1974 год.Деревянная кружка с хохломской росписью.


Тарелки и братины с орнаментом хохломской травки, 1970 год.






Источники:

  • Бедник Н. «Хохлома» Ленинград, 1980г

  • Василенко В.М. «Искусство хохломы», Москва, 1984г

  • Жегалова С. «Русская народная живопись»,Москва, 1984 г

  • www. hohlomaart. org

  • www hohloma – stile. ru

  • www russia. rin. ru/guides/4816 html

  • www gad – hohloma. narod. ru































Рабочая тетрадь


  1. Словарная работа. Что означает слово «хохлома»? Составить предложения со словом, используя три значения слова:

1)———————————————————————————————————————————————————————————————————————— ————————————————————————————2)————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————51019

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- ————-3)———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————


2. Стилистический эксперимент (восстановите текст)

ягоды

———————————————

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески

———————————————Столовый набор. Роспись под фон, 1973 год.

Солнечно — ——————————

———————————————

У красы точё… (н, нн,?)

Сарафан ———————————

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за —————————————

В этот————————————-

Хохлому (о-, на- )—— дели

——————————————— наряд?











  1. Соберем рабочий материал

3


Травка —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————16

Завиток ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————6

Листок ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Кудрины—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-8

Узоры———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————22

Стебель————————————————————————————————————————————————————————

Ягодки——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————21

Мастер———————————————————————————————————————————————————





4. План

1)———————————————————————————————2)——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————3)———————————————————————————————


5. Напиши сочинение


———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————


Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Элементы графической грамоты при построении чертежа фартука»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: