Конспект урока на тему «Зачистка и склеивание деталей»


Тема урока: Практическая работа: Зачистка и склеивание деталей. Цель урока: научиться приемам склеивания и окончательной обработки (зачистке) изделий из дерева. Задачи урока: 1. Образовательная: Систематизировать и обобщить знания учащихся по обработке древесины. 2. Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, путем выполнения специальных упражнений; 3. Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к труду, знакомить с профессией столяра. Оборудование: столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи, тряпка, раздаточный материал, проектор, компьютер. Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие;

  2. Психологический настрой класса;

  3. Сообщение темы. (Слайд1).

  4. Постановка цели и задач урока. (Слайд2)

  1. Актуализация знаний. Устный опрос. (Слайд 3)

  1. Какой инструмент нужен для выпиливания деталей из фанеры?

  2. Назови детали лобзика.

  3. Куда должны быть направлены зубья у пилки лобзика?

  4. Расскажи правила техники безопасности при работе лобзиком.

  5. Почему нельзя прокалывать отверстие шилом ,если держишь деталь в руке?

  6. В детали с отверстием, что выпиливают сначала — внешний контур или внутренний?

  7. Почему нельзя сильно нажимать на пилку лобзика?

  8. Пиление лобзиком происходит при движении пилки вверх или вниз?

  9. Какие способы соединения деталей в конструкцию тебе известны? С помощью каких инструментов и конструктивных элементов они выполняются?

  10. Какие общие и отличительные признаки таких соединений?

  1. Изложение программного материала.

Жизнь давно нас убедила, что склеить можно все. В промышленности склеивают любые материалы — бетон, металлы, стекло, пластмассы. Мы читаем о строительстве мостов на клею, мы летаем самолетами, в которых многие элементы конструкций склеены. Современные синтетические клеи обеспечивают такую прочность клеевого шва, что если со временем склеенные изделия и выходят из строя, то в ряде случаев разрушение происходит по склеиваемому материалу — шов остается целым. Известны многочисленные случаи удачных операций, в которых раздробленные в аварии кости руки или ноги «собирали» из кусков на клею и возвращали людям способность нормально жить и трудиться.

В быту также можно и нужно уметь широко пользоваться клеями, чтобы самим приклеить обои, продлить жизнь лыж и красивой вазы, заделать течь в аквариуме, подремонтировать мебель и т. д. В продажу поступают самые разнообразные клеи — специального назначения и так называемые универсальные (вполне универсальных клеев пока не существует).

Многие детали из древесины соединяют склеиванием. (Слайд 4).

Клеем называют вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей.

Клеи бывают синтетические и природные.

Синтетические клеи нашли широкое применение и выпускаются уже готовыми к применению (ПВА, БФ и др.) Их преимущество состоит в том, сто ими можно склеивать не только деревянные поверхности).

Природный клей нужно готовить самому (казеиновый и столярный клеи). Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается. Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

Существуют общие правила обращения с клеями, выполнение которых способствует надежному соединению склеиваемых материалов. ( Слайд5).Во-первых, склеиваемые поверхности обязательно должны быть хорошо подготовлены — очищены от жира и грязи, от остатков старого клея или краски, по возможности они должны быть не гладкими, а шероховатыми — обработанными напильником, шкуркой и т. д. Второе правило гласит, что чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, «распирающих» клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Наконец, в-третьих, чем тоньше слой клея, тем меньше вероятность возникновения в нем сил, «распирающих» клеевую пленку, а следовательно, шов получается более прочный. Это нужно для клеев, приготовленных на воде или растворителях. Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски, намазывают клеем на обе склеиваемые поверхности, выдерживают 2-3 минуты на воздухе и соединяют друг с другом. (Слайд6)

Для прочного соединения шов необходимо нагрузить или зажать склеиваемые детали в струбцине на 25-30 мин. После отверждения шва не следует нагружать изделие в течение суток.(Слайд6) Затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея (обычно около 24 часов).(Слайд7). Уплотнение склеенных деталей струбцинами(Слайд8). Для уплотнения мест склеивания используют специальные устройства – струбцины (Слайд 8). Детали, которые склеиваются, размещают между упорами струбцины и уплотняют с помощью винтов. При этом клей проникает в древесину и после высыхания удерживает детали. Остатки клея, выступившие на поверхность соединяемых деталей при их сжатии, нужно удалить влажным тампоном или тряпкой, не дожидаясь высыхания клея. Необходимо помнить, что большие усилия, прилагаемые при склеивании, приводят к чрезмерному удалению клея из промежутков между поверхностями, поэтому соединение будет некачественным.

Виды струбцин: ( Слайд 9). При схватывании клея его жидкая или пастообразная пленка переходит в твердое или пластичное состояние. Это происходит у разных клеев по-разному. Одни клеи приготовлены на воде или органических растворителях, и когда они испаряются, остается твердая пленка из основного материала клея. У других клеев такая пленка образуется в результате химических реакций, для протекания которых в ряде случаев надо либо повысить температуру, либо перед самым склеиванием ввести в состав клея еще один компонент- отвердитель или катализатор.

Нагрузка клеевого шва будет не только способствовать проникновению клея в микропоры и трещины и лучшему сцеплению его с материалом (для чего, кстати, и проводят предварительную очистку поверхности и придание ей шероховатости), она приведет к еще большему утончению слоя клея. Представьте себе сами, что будет происходить, если пленку клея сделать толстой: пары воды или растворителя будут тогда с трудом проходить через нее и «расталкивать» склеиваемые детали. Вот этому-то и должна помешать нагрузка. Если материалы непористые или поверхность не может быть сделана шероховатой, особенно в тех случаях, когда клеевой шов широкий, применяют так называемый контактный способ склеивания. При этом способе клеем покрывают обе склеиваемые поверхности, нанесенные слои подсушивают для того, чтобы из них испарилось основное количество воды или растворителя. Клей при этом образует эластичную пленку. После подсушивания, а иногда и после повторного нанесения клея на подсушенный слой обе поверхности соединяют и сильно сдавливают. Заметьте, что такой способ можно применять далеко не для всех клеев. Для того чтобы попытаться создать универсальный клей, необходимо ввести в его состав большое число компонентов, обеспечивающих возможность склеивания любого материала. Поэтому рецептура даже не вполне универсальных клеев весьма сложна, а по-настоящему универсальных клеев вообще нет. Условились считать универсальными такие клеи, которые могут склеивать несколько различных материалов.

Сейчас в продажу поступает около 50 различных клеев, герметиков, мастик и замазок, не считая так называемых изделий с остаточной липкостью — липких лент, самоклеющихся обоев и т. д.

В их числе клеи на естественной основе (например, казеиновые, декстриновые) и синтетические (нитроцеллюлозные, поливинилацетатные, перхлорвиниловые, фенолоформальдегидные, карбамидные, каучуковые и эпоксидные), универсальные и специальные. Рассмотрите таблицу, которая поможет вам выбрать нужный клей для материалов из древесины. (Слайд10)

Клеи и мастики

Древесина

1. Нитроцеллюлозные — Аго, Рапид

+

2. Поливинилацетатные:

Синтетический для быта;

Обойный ПВА

 

+

+

3. Перхлорвиниловые и поливинилхлоридные:

Марс, Уникум    

 

+

4. Фенолоформальдегидные, карбамидные и поливинилбутиральные:

БФ-2;

Синтетический столярный 

 

+

+

5. Каучуковые, латексные:

Бустилат, Бустилат-М;

Герметик, Герметик-2

 

+

+

6. Эпоксидные:

Эпоксидная шпаклевка;

Эпоксидный универсальный

 

+

+

7. Клеи естественного происхождения и прочие:

Костный;

Мездровый;

Казеиновый;

Акрилакс

 

+

+

+

+

Безработица  это такое социальноэкономическое явление, прикотором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет. Рассмотрение технологического приема «Зачистка поверхностей деталей«.(Слайд11) Беседа — объяснение. Зачистку детали производят с помощью напильника, шлифовальной шкурки. Кто может сказать, какие формы напильников вы знаете? (Плоские, круглые, квадратные, треугольные, ромбические, полукруглые и др.) Удобство форм напильников позволяет обрабатывать как наружные, так и внутренние поверхности. Для зачистки изделие надежно закрепляют в тисках или в верстаке. Чтобы обеспечить гладкую и прямолинейную зачистку, ее делают в нескольких направлениях под углом 45°-90°.Окончательную зачистку выполняют наждачной шкуркой, помещенной в шлифовальную колодку.

При зачистке необходимо соблюдать правила безопасности: (Слайд 12).Использовать напильник только с исправной ручкой;Для уборки рабочего места пользоваться щеткой.

  1. Практическая работа. ( Слайд 13). Выполнение заданий по обработке технологического приема — зачистка деталей: 1.Подобрать напильник и шкурку. 2.Зачистить ранее выполненные соединения и детали.

Техника безопасности при соединении деталей на клею.(Слайд 14)

  • Склеивать детали необходимо только на подкладных досках.

  • Не дотрагиваться до горячей клееварки.

  • При работе избегать попадания клея на кожу рук.

  • После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

  1. Практическая работа. Выполнение заданий по овладению технологическим приемом склеивания:(Слайд15)

  1. Подготовить склеиваемые детали.

  2. Нанести клей на детали.

  3. Через 2-3 минуты уплотни места соединений зажимными устройствами.

  4. Вытри остатки клея тампоном или тряпкой. Основные понятия урока (слайд 16). Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается. Соединение – скрепление, складывание. Клей – липкое вещество, которое используют для соединения деталей в конструкцию. Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

  1. Закрепление материала. (Слайд 17).

  1. Какие способы соединения древесины тебе известны?

  2. В чем заключается технология склеивания?

  3. От чего зависит прочность склеивания?

  4. Какие приспособления применяют для уплотнения мест склеивания?

  5. Как организовать рабочее место при склеивании?

  6. Какие правила безопасного труда следует соблюдать при склеивании? Тестовые задания: (Слайд 18). 1. Для уплотнения деталей при склеивании применяют

А). молоток 
Б ).стамеску
 
В ).лобзик
 
Г ).струбцину
2. Для склеивания деталей из древесины используют клей

А). «Секунда» 
Б). обойный
 
В ).ПВА
3. При загустевании клей ПВА разводят

А ).растворителем 
Б). ацетоном
 
В ).водой
 

Г). Бензином 4. Деревянные лыжи и хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для

А). улучшения их внешнего вида 
Б ).увеличения их упругости и прочности 
В ).экономии материалов 5. Какими инструментами наносят клей на поверхность деталей? А ).специальной лопаткой 
Б). ложкой 
В). кистью 
Г). тампоном

  1. Итог урока.

  1. Уборка рабочих мест.

  2. Домашнее задание-конспект урока.( Слайд 19).

  3. Анализ выполненных работ.

  4. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Огород на подоконнике"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: