Конспект урока по технологии «Свойства тканей из натуральных и химических волокон» 7-8 класс


Разработка занятия обучающий зачет по разделу технологии «Материаловедение» «Свойства тканей из натуральных

и химических волокон».

Рекомендуется использовать урок обучающий зачет в 7-8 классах.


Разработала

Филимонова Ольга Николаевна,

учитель технологии 1 категории

МОУ СОШ №50 г. Волгограда


Тема занятия: «Свойства тканей из натуральных

и химических волокон».


Глобальная цель: подготовить обучающихся к самостоятельной жизни.

Цели познавательные:

Формирование надпредметных умений при помощи предметных знаний

Цели организационные:

  • научить организовать свою работу и правильно распределить время,

  • создавать продуктивные условия работы для себя и окружающих.

Цели информационные:

  • уметь извлекать информацию из различных источников, конспектировать, выбирать ключевые слова,

  • добиться понимания учащимися, что без этих знаний на современном рынке одежды не обойтись.

Цели интеллектуальные:

  • научить выдвигать гипотезы, составлять тезисный план, находить подтверждающую тезисы аргументацию, делать выводы, анализировать, находить закономерности, объяснять незнакомые термины;

  • приобретение навыков самостоятельного проведения исследования, способности обобщать и систематизировать полученные результаты.

Цели социально-нормативные:

  • научить работать в группе и индивидуально,

  • развивать аналитические и творческие способности,

  • развивать логическое мышление,

  • научить защищать результаты своего исследования.

Цели социально-адаптивные: формирование информационных и интеллектуальных компетенций, опора на развитие исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • формировать активность, предприимчивость, готовность к принятию самостоятельных решений; отстаивания своей позиции и точки зрения и веру в возможность преодоления трудностей;

  • воспитывать чувство коллективизма, обязательность, честность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтного общения (работа в группах), воспитывать коммуникативные умения;

  • развивать умение анализировать, сравнивать и находить различия и сходства у образцов ткани;

  • тренировать память, развивать речь;

  • развивать способности концентрировать внимание на выполнении определенного задания.

Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель: научить ребят самостоятельно распознавать ткани по волокнистому составу, добывать информацию из разных источников и систематизировать ее, научить видеть взаимосвязь между свойствами ткани и волокном из которого сделана эта ткань, научить планировать свою учебную деятельность, организовывать работу и правильно распределить рабочее время.

Оборудование и материалы: ПК, ресурсы Интернета, справочники по материаловедению, наборы ткани для каждой группы, коллекции образцов ткани: «Хлопок», «Шерсть», «Шелк», «Лен», «Ткани из искусственных волокон», «Ткани из синтетических волокон». Учебные таблицы по теме «Материаловедение». Лупы, иглы, булавки, пинцеты, спички, утюг, подставки, вода, спиртовки, лакмусовая бумажка, стеклянная палочка, растворы H2SO4 , HNO3, NaOH, ацетон.

Нам необыкновенно повезло,

что мы живем в век,

когда еще можно делать открытия”

1. Вступительное слово учителя.

Китайская пословица гласит:

«Я слышу — я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю!»

Тема нашего занятия: «Свойства ткани из натуральных и химических волокон». Вам сегодня предстоит выполнить серьезную исследовательскую работу, научиться определять волокнистый состав тканей, понять, как свойства ткани влияют на уход за изделиями и сделать выводы. Используя предложенную литературу, таблицы, реактивы, Интернет сайты, нужно найти необходимую информацию, исследовать образцы ткани, определить их волокнистый состав и свойства, и выработать рекомендации по уходу за одеждой сшитой из тканей данных волокон. Я очень надеюсь, что, выполнив работу вы поймете и возьмете на вооружение смысл китайской пословицы. Желаю успеха.

2. Время реализации занятия 2 урока по 40 минут.

Чтобы не терять время, класс разбит на три группы и роли распределены заранее. Организаторы выбирают задание для исследования в закрытых конвертах, после ознакомления распределяют работу между членами группы Вместе с заданием в конвертах имеются наборы образцов ткани разного цвета и фактуры для каждой пары обучающихся. Определение учащимися времени, за которое должно быть выполнено задание, не производится, так как оно ограничено рамками урока и определяется учителем заранее. Темы заданий для всех групп охватывают полный объем материала и примерно равноценны. До выдачи заданий группам учитель работает с классом фронтально, далее выступает в роли консультанта по возникшим вопросам. При подведении итогов занятия используется фронтальный метод работы. Учитель выступает в роли консультанта.

3. Распределение ролей в группах. (Работу в парах в рамках групп для данного занятия считаю целесообразным, т.к. это экономит время и учит работать в команде). Роли, в целях экономии времени, распределены заранее.

Организатор — распределяет образцы тканей, отслеживает, правильность выполнения работы.
Идеолог — отвечает за выдвижение гипотезы и ее доказательство при защите.
Председатель — следит за регламентом работы.
Сотрудник по внешним связям — задает учителю вопросы, возникшие в своей группе; анализирует проведение исследований других групп, готовит вопросы для оппонентов.

Сотрудник по снабжению – обеспечивает группу всем необходимым для работы.

4. Задания для групп.

1 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из волокон натурального происхождения (хлопок, лен, шелк, шерсть). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах).

2 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из искусственных волокон (вискозных, ацетатных). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах).

3 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из синтетических волокон (капрон, лавсан, нитрон). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах).

5. Каждая группа должна (задания 1, 2, 4 и 5 выполняются в парах):

  1. определить волокнистый состав образцов ткани способами приведенными в таблицах (приложения №. 5,7,8);

  2. провести испытания на прочность, сминаемость, драпируемость, скольжение, усадку, осыпаемость и определить показатели основных свойств ткани;

  3. провести обсуждение результатов исследования и дать теоретическое обоснование исследуемым явлениям с указанием источника;

  4. составить таблицу по практическому применению результатов исследования;

  5. изучить специальную литературу и определить степень влияния свойств ткани на уход за швейными изделиями;

  6. по результатам исследовательский работы подготовить защиту.

6. Перед выполнением работы проводится инструктаж по ТБ .

7. Выполнение задания:

  • Ознакомление учащихся с заданием и распределение работы в группах.

  • Обоснование актуальности исследования: для чего нужно разбираться в волокнистом составе ткани.

  • Выдвижение гипотезы (предположительное отнесение образцов ткани к изучаемым видам тканей).

  • Проведение работы по подтверждению гипотезы (чтение информационных источников).

  • Проведение опытного исследования.

  • Запись результатов исследования.

  • Формулировка выводов.

  • Оформление работы.

  • Подготовка к защите.

  • Защита работы.

8. Перед защитой учитель сообщает учащимся, что итоговая оценка будет выставлена по результатам защиты и с учетом грамотности, полноты тех вопросов, которые учащиеся задают своим товарищам во время защиты.

9. Отчет групп (защита) по результатам проведения исследования.

Заслушиваются сообщения всех групп по результатам испытания образцов ткани (тема, актуальность исследования, гипотеза, ход исследования, результаты, выводы) с теоретическим обоснованием и указанием источника, практическим подтверждением.

Учащиеся остальных групп заслушивают сообщение, задают вопросы, анализируют результаты. Если выступающий затрудняется ответить на вопросы, учащиеся его группы помогают.

10. Подведение итогов работы:

  • Группа дает оценку результату работы каждого.

  • Выступление учителя с анализом – оценкой работы в группах и объявлением итоговых оценок.

11. Домашнее задание.

Необходимо представить презентацию рекламы изделий из ткани, исследуемой в каждой группе на уроке.

 Приложение № 1.

Список предлагаемой литературы

  1. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М., Легкая и пищевая промышленность, 2003.

  2. Меликова Е.Х.Лабораторный практикум по технологии швейных изделий. М.: Легкая индустрия, 1977.

  3. Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Земгано Н.П. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1986.

  4. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. М.:изд. “Мастерство”, 2000.

  5. Симоненко В. Д. Технология, 7 класс, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2007,с. 47-57.

Интернет ресурсы.

https://www.ktovdome.ru/57/371/106/11160.html

https://rudocs.exdat.com/docs/index-334271.html

https://stud24.ru/merchandizing/issledovanie-svojstv-i-klassifikacionnyh-priznakov/27080-81837-page1.html

https://www.prosv.ru/ebooks/chernyakova/3.html

https://mycelebrities.ru/publ/krasota_i_moda/sekrety_stilja/materialy_i_ikh_svojstva_naturalnye_i_sinteticheskie_volokna/98-1-0-337

https://www.helgatextil.ru/osnov.php?idcatstat=22&idstat=91

https://pokroyka.ru/podgotovka/vidy-tkanej/

https://www.ask4style.ru/materials/synthetic-fibre.html

 Рекомендации по работе с литературой:

  1. Составить перечень вопросов по конкретной теме.

  2. Внимательно изучить содержание, делая закладки по интересующим вопросам.

  3. Проанализировать полученную информацию, обобщить с имеющимися знаниями по данным вопросам.

  4. Составить ответы на поставленные вопросы с указанием источника.

 Приложение № 2.

Форма проведения исследования свойства тканей.

1. Прочность в мокром состоянии.

Разорвать нить в сухом и в мокром состоянии.

3. Сминаемость.

Сжать образец в руке и подержать его в таком состоянии 1 мин. (продолжительность действия нагрузки). Разжать руку и подождать 1 мин. (отдых после смятия). Определить, какая ткань оказывает наибольшее сопротивление смятию и восстанавливает первоначальное состояние после смятия и от чего это зависит.

4. Драпируемость.

Заложить мягкие складки по одному краю образца и сколоть их булавками. Взять образец за край со складками и определить степень драпируемости ткани по качеству образования мягких складок. Определить, какая ткань обладает наибольшей способностью под действием собственной тяжести образовывать мягкие подвижные складки и от чего это зависит.

5. Намокаемость.

Смочить в воде руку и провести по ней образцом ткани. Определить какая ткань лучше впитывает воду и почему.

6. Воздухопроницаемость.

Взять образец ткани и расположить руку на некотором расстоянии от него (не более 1 см). Направить на ткань поток воздуха (можно подуть). Определить, какая ткань лучше пропускает воздух и с чем это связано.

7. Пылеемкость.

Взять образец и провести им по пыльной поверхности. Определить, какая ткань обладает наименьшей способностью пропускать пыль и почему.

8. Блеск, поверхность.

Разложить образцы тканей лицевой стороной вверх и определить, какая ткань обладает наибольшим блеском, гладкой ли шершавой поверхностью и от чего это зависит.

2. Скольжение.

Взять образец, наметить линию на расстоянии 1 см от края. Сложить образец лицевой стороной внутрь и сметать по намеченной линии. Перевернуть образец и измерить ширину шва с другой стороны. Определить качество соединения.

Взять образец, наметить линию на расстоянии 1 см от края. Сложить образец лицевой стороной внутрь и проложить машинную строчку по намеченной линии. Перевернуть образец и измерить ширину шва с другой стороны. Определить качество соединения. Определить, какая ткань обладает наибольшим скольжением и от чего это зависит.

3. Осыпаемость.

Взять образец и иглу. Провести иглой по образцу в сторону края. Определить степень выпадения нитей из открытых краев ткани методом встряхивания (оценивается по длине бахромы, образующейся при выпадении нитей из края ткани). Сравнить с другими образцами. Определить, от чего зависит осыпаемость тканей.

6. Усадка.

Взять образец ткани, отметить стрелками направление основной и уточной нитей. Прогладить горячим утюгом с изнаночной стороны. Определить степень усадки под действием тепла. Смочить образец в воде и проутюжить с изнаночной стороны. Определить степень усадки при влажно-тепловой обработке. Сравнить с другими образцами. Определить, какая ткань имеет минимальную усадку.

Физико-механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.
Гигиенические свойства направлены на сохранение жизни и здоровья человека.
Технологические свойства – это свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.


Приложение № 3.

Классификация текстильных волокон (для проверки)

Приложение № 4.

Каждая группа заполняет свою часть таблицы.

Сравнительная характеристика свойств ткани из натуральных и химических волокон

Свойства волокон

Натуральные ткани

Ткани из химических волокон

Растительного происхождения

Животного происхождения

Искусственные волокна

Синтетические волокна

хлопок

лен

шерсть

шелк

вискоза

 ацетат

капрон

 лавсан

 нитрон

Физико-механические свойства

прочность

 

 

 

 






сминаемость

 

 

 

 






драпируемость

 

 

 

 






Гигиенические свойства

теплозащитность

 

 

 

 






пылеемкость

 

 

 

 






гигроскопичность

 

 

 

 






Технологические свойства

скольжение

 

 

 

 






усадка

 

 

 

 






осыпаемость

 

 

 

 






 Приложение № 5.

Определение волокнистого состава ткани из натуральных волокон.

Название волокна

Блеск

Поверхность

Прочность в мокром состоянии

Сминаемость

Горение

Хлопок

Резкий

Гладкая

Высокая, значительно снижается в мокром состоянии

Большая

Горит быстро желтым пламенем, с легким потрескиванием, остается серый пепел. Распространяет запах жженой бумаги. Если пламя погасить, волокно интенсивно тлеет, выделяя дымок.


Лен

Матовый

Гладкая, скользящая

Высокая, незначительно снижается в мокром состоянии

Малая

Горит немного медленнее хлопка, остается серый пепел. Выделяется запах жженной бумаги.

Шерсть

Матовый

Шершавая

Теряет прочность в мокром состоянии

Большая

Горит тлея, спекается в черный комочек, рассыпаясь в пепел и выделяя запах горелого рога, паленого пера.


Шелк

Резкий

Гладкая, скользящая

Ломок в мокром виде

Упругие, мало мнутся

При введении в пламя быстро спекается в черный комочек с распространением запаха горелого пера или рога,

 Приложение № 6.

Характеристика свойств ткани из натуральных волокон.

Свойства

Показатели свойств тканей

хлопчатобумажные

льняные

шерстяные

шелковые

Физико-
механические:

 

 

 

 

прочность

Менее прочные, чем льняные

Прочные

Менее прочные, чем хлопчатобумажные

Высокая

сминаемость

Сминаемы

Сильносминаемы

Малосминаемы

Малосминаемы

драпируемость

Низкая

Низкая

Средняя

Высокая

Гигиенические:

 

 

 

 

гигроскопич-
ность

Высокая

Более гигроскопичны, чем хлопчатобумажные

Высокая

Высокая

теплозащитность

Средняя

Слабая

Высокая

Более теплозащитные, чем хлопчатобумажные

пылеемкость

Малая

Малая

Большая

Малая

Техноло-
гические:

 

 

 

 

осыпаемость

Слабая

Средняя

Средняя

Значительная

усадка

Значительная

Значительная

Значительная

Значительная

скольжение

Низкое

Низкое

Низкое

Значительное

 Приложение № 7.

Определение волокнистого состава тканей из искусственных волокон.

Название волокна

Блеск

Поверхность

Прочность в мокром состоянии

Сминаемость

Горение

Вискозное

Резкий

Гладкая, скользящая

Высокая, значительно снижается в мокром состоянии

Большая

Горит быстро желтым пламенем, с легким потрескиванием, остается серый пепел. Распространяет запах жженой бумаги. Если пламя погасить, волокно интенсивно тлеет, выделяя дымок.

Ацетатное

Матовый

Гладкая, скользящая

Высокая, незначительно снижается в мокром состоянии

Малая

Горит ярким жёлтым пламенем, распространяя специфический кисловатый запах (уксус) и образуя наплыв тёмного цвета, который при охлаждении легко раздавить пальцами. При вынесении из огня медленно тлеет с выделением струйки дыма

 Приложение № 8.

Определение волокнистого состава тканей из синтетических волокон.

Название волокна

Блеск

Поверхность

Прочность

Сминаемость

Горение

Капрон

Резкий

Гладкая

Прочное, не снижается в мокром состоянии

Большая

При внесении в пламя проявляет тепловую усадку, плавится, а затем загорается. Горит слабым голубовато-жёлтым пламенем с беловатым дымом и запахом сургуча. При удалении из пламени горение постепенно прекращается, а на конце образуется тёмный твердый шарик.

Лавсан

Резкий

Гладкая

Прочное, не снижается в мокром состоянии

Малая

Горит очень слабо жёлтым пламенем, выделяя чёрную копоть. После затухания образуется твёрдый шарик чёрного цвета

Нитрон

Матовый

Гладкая

Прочное, не снижается в мокром состоянии

Не мнется

Горит интенсивно со вспышками, выделяя много чёрной копоти. После горения остаётся наплыв неправильной формы и тёмного цвета, который легко раздавить пальцами.

Приложение № 9.

Характеристика свойства тканей из химических волокон.

Свойства

Показатели свойств тканей

Вискозные

Ацетатные

Капрон

Лавсан

Нитрон


Физико-
механические

 


 

 

 


прочность

Высокая

Меньше, чем у вискозной

Очень высокая

Высокая

Высокая


сминаемость

Сильная

Небольшая

Небольшая

Малосминаемы

Средняя


драпируемость

Средняя

Средняя

Малая

Малая

Малая


Гигиенические:

 


 

 

 


гигроскопич-
ность

Высокая

Средняя

Низкая

Низкая

Низкая


теплозащитность

Средняя

Слабая

Слабая

Высокая

Очень высокая


пылеемкость

Малая

Малая

Малая

Средняя

Высокая


Техноло-гические:

 


 

 

 


осыпаемость

Сильная

Сильная

Сильная

Сильная

Средняя


усадка

Высокая

Низкая

Слабая

Слабая

Слабая


скольжение

Незначительное

Значительное

Значительное

Незначительное

Незначительное




Свежие документы:  Карточка-задание по биологии «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке» 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: