Методическое пособие. Глава V. «Проектная деятельность старших школьников» 9-11 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №9»




Методическое пособие

Глава V

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ

9-11 КЛАССОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ

РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ)


Составитель: учитель технологии

Колесников Игорь Александрович











Шадринск 2012

ГЛАВА V
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЧЕРТЕЖЕЙ

5.1 Государственные стандарты ЕСКД

Стандарт ЕСКД — это нормативный документ, устанавливающий единые правила выполнения и оформления конструкторских документов для всех отраслей промышленности, строительства, транс­порта и учебных заведений, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации.

Соблюдение Государственных стандартов (сокра­щенно ГОСТ) ЕСКД обязательно для всех предпри­ятий, организаций, учебных заведений и отдельных лиц. [2]

5.2 Шрифт чертежный

Стандарт устанавливает десять размеров шрифта: 1,8; 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40. За размер шриф­та принимается величина, определяющая высоту прописной (заглавной) буквы. Шрифт может быть выполнен как с наклоном в 75°, так и без наклона. Начертание букв чертежного шрифта рассчитывается согласно таблице 6 расчета параметров чертежных шрифтов.

При написании чертежного шрифта следует усвоить
следующие правила:

1. Все надписи на чертеже должны быть выполнены от руки.

2. Высота букв, цифр и знаков должна быть не менее 3,5 мм.

3. Начертание букв выполняйте по частям. Движе­ние руки при выполнении прямолинейных элементов букв осуществляется сверху вниз или слева направо, а закругленных — движением вниз и влево или вниз и вправо. Стрелка указывает направление движения рук.

4. Одинаковые элементы различных букв, цифр, зна­ков следует выполнять одним и тем же приемом, что способствует выработке автоматизма при их написании.

Таблица 6. Расчеты параметров чертежных шрифтов




Параметры шрифта

Обозначение

Относитель­ный размер




Размер в



мм









3,5

5

7

10

14



Высота










прописных букв

h


3,5

5

7

10

14



Высота









/

строчных букв

с

0,7h

2,5

3,5

5

7

10



Расстояние










между

буквами

а

0,2h

0,7

1,0

1,4

2,0

2,8



Минимальное расстояние










между

основаниями

строк

b

1,7h

6,0

8,5

12,0

17,0

24,0



Минимальное










расстояние

между словами

е

0,6h

2,1

3,0

4,2

6,0

8,4



Толщина букв

d

0,1h

0,35

0,5

0,7

1,0

1,4




5. Выдерживайте заданный наклон шрифта с помощью направляющих штрихов.

6. Строго соблюдайте конструкцию каждой буквы и соотношение высоты и ширины буквы, используя таблицу.

7. Старайтесь выдерживать такое расстояние между
буквами, чтобы зрительно оно казалось одинаковым.

8. Четкость, ясность и удобство чтения чертежа зависят от качества его выполнения и правильного выбора размеров шрифта.

9. Все надписи на чертеже должны быть аккуратными. [2]



5.3 Типы линий

Любая линия чертежа выполняется строго по ГОСТ 2.303-68. Стандарт устанавливает девять типов линий различной толщины и начертания.

Толщина основной линии обозначается S. Толщи­на других линий выбирается в зависимости от S. Каж­дая линия имеет свое назначение и начертание. В таблице приведены основные сведения о линиях чертежа. Почти все типы линий на чертеже выполня­ются с использованием чертежных инструментов.

Линии чертежа (см. рисунок 6)

1. Сплошная толстая основная — применяется для выполнения линий видимого кон­тура, линий контура сечений. Этой линией вы буде­те обводить внутреннюю рамку чертежа, графы основ­ной надписи. Толщина сплошной основной линии (S)выбирается в пределах от 0,5 до 1,4 мм.

  1. Сплошная тонкая линия предназнача­ется для нанесения размерных и выносных линий, нанесения штриховки, проведения полок линий-вы­носок, для изображения воображаемых линий пере­хода одной поверхности в другую. Толщина линии выбирается от S/3 до S/2.

  2. Сплошная волнистая линия приме­няется для изображения линии обрыва, разграниче­ния вида и разреза. Толщина линии от S/3 до S/2. Этот тип линии выполняется от руки.

4. Сплошная тонкая с изломом. Этой линией изображают длинные линии обрыва. Толщина линии от S/3 до S/2.

5. Штриховая линия используется для изо­бражения линий невидимого контура, невидимых перехода. Длину штриха выбирают от 2 до 8 мм, расстояние между штрихами от 1 до 2 мм. Тол­щина линии от S/3 до S/2.

  1. Разомкнутая линия предназначается для изображения места секущей плоскости при построении сечений и разрезов. Толщина линии от S до 1,5 S.

  2. Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий. Длина штриха выбирается от 5 до 30 мм, рас­стояние между штрихами от 3 до 5 мм. Штрихи чередуются с точками. Толщина линии от S/2 до S/3.

При изображении окружности штрихи штрихпунктирной линии должны пересекаться в центре окружности, и поэтому линию называют штрихпунктирная центро­вая, подчеркивая тем самым ее назначение.

Штрихпунктирная (осевая и центровая) линия должна выступать за контуры изображения предметов на 3-5 мм. Если необходимо задать центр окружности для отверстия диаметром менее 12 мм, то центровые линии выполняют одним штрихом.

8. Штрихпунктирная утолщенная линия применяется для изображения поверхности, подлежащей термообработке или покрытию (в школь­ном курсе не используется).

9. Штрихпунктирная тонкая линия с двумя точками применяется для изображения ли­ний сгиба на развертках, для изображения частей из­делий в крайних или промежуточных положениях. Длина штриха от 5 до 30 мм, расстояние между штрихами от 4 до 6 мм. Толщина линии от S/3 до S/2. [2]

Рис. 6. Типы линий чертежа

5.4 Форматы

Форматом на­зывается размер листа бумаги. ГОСТ 2.301-68 устанавливает форматы чертежной бумаги, предназначенной для выполнения чертежей и других конструкторских документов.


По внешней рамке производится обрезка листа чер­тежной бумаги. Но если вы решили работать на бумаге, размеры которой чуть больше размера формата, то необходимо на нем выполнить сплошной тонкой линией внешнюю рамку (см. рисунок 7).



















Рис.7. Выполнение рамки на формате


На формате проводится внутренняя рамка чертежа сплошной толстой линией на расстоянии 5 мм сверху, снизу, справа и 20 мм слева от внешней рамки. Левая сторона формата служит для подшивки чертежей. Пространст­во бумаги, ограниченное внутренней рамкой, называет­ся полем чертежа. Оно предназначено для выполнения изображения, простановки размеров изделия, написания технических требований, предъявляемых к изделию.

Стандартом установлены размеры основных форма­тов, приведенные в таблице 7.


Таблица 7

А

Обозначение формата

АО

А1

А2

АЗ

А4

Б

Размеры сторон формата, в мм

841X1189

594X841

420X594

297X420

210X297


Кроме основных форматов, допускается использова­ние дополнительных, размеры которых также устанав­ливает ГОСТ. [2]


5.5 Основная надпись чертежа

Все виды конструкторской документации (графи­ческие и текстовые) имеют основную надпись (см. рисунок 8), кото­рая располагается в правом нижнем углу поля черте­жа. На листах формата А4 основную надпись распо­лагают только вдоль короткой стороны, а на остальных форматах — вдоль короткой либо вдоль длинной стороны, в зависимости от расположения изображений изделия на формате.


Рис.8. Основная надпись учебного чертежа


Размеры основной надписи учебных чертежей стандартами не регламентируются. Исходя из прак­тики ее удобнее выполнять длиной 185 мм и высо­той, выбираемой в пределах от 15 до 24 мм.





Прокладка


N•10



Чертил

Давыдов

Масштаб

Материал

Школа, класс

Дата



Проверил

Петров

1:1

Сталь




Школа №9, 9кл.

10.03.08












Рис.9.Заполнение основной надписи учебного чертежа


Основная надпись, применяемая на чертежах несет в себе следующую информацию (см. рисунок 9):

1. Наименование изделия.

2. Обозначение материала, из которого изготовле­на деталь.

3. Масштаб.

4. Наименование учебного заведения, выпустившей до­кумент.

5. Указываются функции исполнителей докумен­та — «чертил»,

«проверил».

6. Указываются фамилии исполнителя и прове­рившего документ.



7. Записывается дата изготовления документа.

8. Графа, специально введенная только для учеб­ных чертежей, в

которой записываются № задания и вариант (для удобства

проверки). [2]



5.6 Количество видов на чертежах

Вид — это изображение обращенной к наблюда­телю видимой части поверхности предмета. Стандарт устанавливает шесть основных видов, ко­торые получаются при проецировании предмета, поме­щенного внутрь куба на все его грани. Шесть граней полого куба разворачиваются до совмещения с фронтальной плоскостью проекций (см. рисунок 10).


Рис.10. Количество видов на чертежах


Установлены следующие названия видов:

  1. Вид спереди — главный вид (размещается на месте фронтальной проекции).

  2. Вид сверху (под главным видом) размещается на месте горизонтальной проекции.

  3. Вид слева (располагается справа от главного вида).

  4. Вид справа (размещается слева от главного вида).

  1. Вид снизу (находится над главным видом).

  2. Вид сзади (размещается справа от вида слева). Названия видов на чертежах не надписывают.

В качестве главного вида принимается изображе­ние, полученное на задней грани куба, которое соот­ветствует фронтальной плоскости проекций.

Количество видов на чертеже должно выбираться минимальным, но достаточным для того, чтобы понять форму изображенного объекта. На видах допускается показывать необходимые невидимые части поверхности предмета при помощи штриховых линий. [2]


5.7 Общие правила нанесения размеров на чертежах

Стандарт (ГОСТ 2.307-68) устанавливает правила нанесения размеров на чертежах:

  • Линейные размеры на чертежах проставляются в миллиметрах без обозначения единиц измерения (мм). При других единицах измерения (сантиметрах, метрах) размерные числа записываются с обозначе­нием единиц измерения (см, м).

  • Угловые размеры указывают в градусах, минутах, секундах с обозначе­нием единиц измерения.

  • Общее количество размеров на чертежах должно быть минимальным, но доста­точным для изготовления и контроля изделия.

  • При нанесении размера прямолинейно­го отрезка размерную линию проводят параллельно этому отрезку, а выносные линии — перпендикулярно размерным.





Рис.11.Нанесение размеров на чертежах


Выносные линии выходят за размерные на 1-3 мм. Расстояние от размерной ли­нии до контура изображения должно быть не менее 10 мм, а расстояние между двумя близлежащими раз­мерными линиями — не менее 7 мм (см. рисунок 11).

  • На концах размерных линий наносят стрелки. Форма и размеры стрелки показаны на рисунке 11. Величина стрелок должна быть одинаковой на всем чертеже. Стрелки при недостатке места могут заме­няться засечками или точками.

  • Размерные числа наносят над размерной линией ближе к середине (см. рисунок 11). Возможные варианты нанесения линейных размеров параллельных или концентрических размерных линий размерные числа над ними располагают в шахматном порядке. На чертежах необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий. В местах нанесения размерного числа осевые, центро­вые линии и линии штриховки прерывают.

  • При нанесении размеров дуг перед размерным числом помещают знак радиуса — R. Высота знака радиуса и размерного числа должна быть одинаковой. При проведении нескольких радиусов из одного центра размерные линии любых двух радиу­сов не располагают на одной прямой. При большой величине радиуса центр разрешается при­ближать к дуге. В таких случаях размерную линию показывают с изломом (см. рисунок 14).

  • При нанесении размеров окружностей перед раз­мерным числом ставят знак диаметра. Размеры нескольких одинаковых элементов изде­лия наносят один раз с указанием их количества на полке-выноске(см. рисунок 14).

  • Толщина плоской детали обозначается буквой S с последующим указанием размерного числа. Длина изделия обозначается буквой латинского алфавита L.

  • фаски стержня, бруска, от­верстия — осуществляет­ся либо простановкой двух линейных разме­ров, либо ли­нейным и угловым раз­мерами.

  • На чертежах необходимо проставлять габаритные размеры, которые определяют предельные величины внешних очер­таний изделий. К габаритным размерам относятся размеры длины, ширины, высоты изделия. Габаритные размеры всегда больше других, поэто­му их на чертеже располагают дальше от изображе­ния, чем остальные(см. рисунок 14)..

  • На чертежах на виде спереди и слева наружный диаметр резь­бы на стержне показывают сплошной основной линией, а внут­ренний — сплошной тонкой (см. рисунок 12). На виде слева не изображают фаску, чтобы иметь возмож­ность нанести внутренний диаметр резьбы сплошной тонкой линией, разомкнутой на одну четверть диа­метра окружности. При чем, один ко­нец дуги окружности не доводят до центровой при­близительно на 2 мм, а другой ее конец пересекает вторую центровую линию на такую же величину. Ко­нец нарезанной части показывается сплошной основной линией.

  • В отверстии на виде спереди наружный и внутрен­ний диаметры резьбы показывают штриховыми ли­ниями. На виде слева не показывают фа­ску, а наружный диаметр резьбы проводят сплошной тонкой линией, разомкнутой на одну четверть ок­ружности (см. рисунок 12. При этом один конец дуги не доводят, а другой пересекает центровую линию на одинаковую величину. Внутренний диаметр резьбы проводят сплошной основной линией. Границу резьбы показы­вают штриховой линией.

На разрезе наружный диаметр резьбы в отверстии показывают сплошной тонкой линией, а внутренний — сплошной основной. Границу резьбы показывают сплошной основной линией.



Рис.12. Обозначение наружной и внутренней резьбы


Метрическая резьба на чертежах обозначается бук­вой М, после которой пишется величина наружного диаметра резьбы, например М20, далее может быть указан мелкий шаг резьбы, например М20х1,5. (см. рисунок 13)


Рис.13. Обозначение метрическая резьба М20х1.5


Если после величины наружного диаметра не указывается величина шага резьбы, то это означает, что резьба имеет крупный шаг. Величина шага резьбы выбира­ется по ГОСТу.

Рис.14.Чертеж детали «Вилка»

  • Размеры на сборочных чертежах наносят в соот­ветствии с ГОСТ 2.109-73 (см. рисунок 16).

На сборочном чертеже обязательно должны быть заданы размеры, которые характеризуют изделие в целом, а также те, которые необходимо выдержать при сборке и контроле изготавливаемого изделия.

К ним относятся:

  1. Габаритные размеры, т. е. наиболь­шие внешние размеры изделия по трем измерениям (высота, длина, ширина).

  2. Установочные размеры, т. е. раз­меры, которые необходимы для установки сбороч­ной единицы по месту использования. Это размеры, определяющие правильность уста­новки изделия при монтаже: расстояние между цен­трами отверстий для установки болтов, винтов, шпи­лек и т. д.

3. Присоединительные размеры, т. е. размеры элементов детали, изделия, обеспечива­ющих возможность присоединения их к другому изделию.

Часто одни и те же размеры могут быть одновре­менно установочными и присоединительными.

  1. Монтажные размеры, т. е. размеры, необходимые для правильной установки деталей от­носительно друг друга, например, размеры между центровыми и осевыми линиями.

5. Справочные размеры проставля­ются только в том случае, если это необходимо. Ино­гда на сборочных чертежах все размеры могут быть справочными.

Каждый сборочный чертеж сопровождается специ­фикацией, которая представляет собой текстово-конструкторский документ, определяющий состав сборочной еди­ницы, комплекса или комплекта (см. рисунок 15). Описание спецификации дается в ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.105-79 и ГОСТ 2.113-73.



Рис.15. Спецификация

Она выполняется на листе формата А4, который оформляется внутренней рамкой. Допускается спецификацию сборочной единицы совмещать с чертежом (см. рисунок 10).


Рис.16. Сборочный чертеж


  • На чертежах иногда наносят справочные размеры, которые не подвергающие­ся контролю и отмечаются знаком *. На месте расположе­ния технических требований (над основной надписью) делают запись: * — размер для справок. [2]


5.8 Масштабы

Для изображения на чертежах очень крупных или слишком мелких изделий (самолеты, часы) исполь­зуют масштабы.

Масштаб — это отношение размеров изображенных по действительным размерам предмета. Если изображения на чертежах имеют такие же размеры, как и действительные размеры детали, счи­тается, что чертежи выполнены в натуральную вели­чину, или в масштабе 1:1 (один к одному). Если изо­бражения на чертеже имеют размеры больше дейст­вительных размеров детали, то для их построения использован масштаб увеличения. Если изображения на чертеже имеют размеры меньше действительных размеров детали, то для их построения использован масштаб уменьшения.

Стандарт (ГОСТ 2.302-68) устанавливает:

  • масштаб натуральной величины — 1:1.

  • масштабы уменьшения — 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1000.

масштабы увеличения — 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1.

При любом масштабе на чертеже всегда наносят только действительные размеры.



Чтобы построить чертеж детали в масштабе 2:1, необходимо линейные размеры изображения увели­чить в два раза. Если необходимо выполнить изобра­жение в масштабе 1:2, то линейные размеры умень­шаются в два раза. Размеры углов не изменяются при выборе масштаба изображения. [2]





ЛИТЕРАТУРА

  1. Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. — 2002. — №2. – С12-18.

  2. Гордеенко, Н. А. Черчение: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272с.

  3. Емельянов, О.Б. Использование метода проектов на уроках технологии [Текст] / О.Б. Емельянов, В.А. Осипов. — Шадринск, — 2003. – 44с.

  4. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. — 2004. — 256 с.

  5. Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. — №6. — С. 20 – 22.

  6. Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. — №2 – С.21-23.

  7. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического об­разования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. — 2000. — №2(3).

  8. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.

  9. Симоненко, В.Д. Технология [Текст]: учеб. для 5 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Просвящение. — 1998. – 176с.

  10. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 6 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 1998. – 168с.

  11. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 192с.

  12. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 240с.

  13. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 9 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 288с.

  14. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 10 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 288с.

  15. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 11 кл. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 192с.

  16. Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Техно­логия», 1996. — 238 с.

  17. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков [Текст] / Ю.С. Столяров. – М.: Просвящение. — 1986. – 128с.

  18. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст] / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвящение. — 1989. – 223с.

  19. Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — 2005.-112с.

  20. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. — 1998. — № 3. – С. 31 – 36.

  21. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. — № 4. — С. 28 – 34.

  22. Янковский, Б.Г. Учить творчеству [Текст] / Б.Г. Янковский, А.В. Гордеев // Школа и производство. – 1999. — №3 – С.22-32.


22


Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Бумажные цветы в интерьере: русский колокольчик"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: