Методическое пособие. Глава VI. «Проектная деятельность старших школьников» 9-11 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №9»




Методическое пособие

Глава VI

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ

9-11 КЛАССОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ

РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ)


Составитель: учитель технологии

Колесников Игорь Александрович











Шадринск 2013





ГЛАВА VI

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАССЧЕТЫ


Выполняя проектные работы особое внимание следует уделять всевозможного вида затратам на выполнение, изготовление и испытание продукта проектной деятельности.

Цель главы: Рассмотреть основные виды экономических расчетов, которые могут быть использованы при выполнении проектных работ.

Задачи:

  1. Познакомиться с экономическими расчетами затрат на материалы.

  2. Познакомиться с экономическими расчетами затрат на электроэнергию.

  3. Познакомиться с экономическими расчетами затрат на оплату труда.

  4. Познакомиться с экономическими расчетами затрат на себестоимость изделия.

  5. Познакомиться с экономическими расчетами затрат на определение цены продукции.



6.1 Экономические расчеты затрат на материалы

Для того чтобы определить эти затраты, необходимо подсчитать, сколько и каких материалов пойдет на заготовки деталей изделия. Необходимо знать, что различные материалы измеряются в различных единицах измерения. Причем этот показатель зависит как от самих материалов, так и от их количества.

Приведем наиболее употребительные единицы измерения различных материалов:

  • сталь листовая, сортовой прокат — т;

  • древесина — куб. м;

  • фанера, ДСП, ДВП — штук плит, кв. м, куб. м;

  • рейки — погонные метры.

Часто в домашних условиях бывает неудобно пользоваться такими единицами измерений. Поэтому их переводят в более привычные единицы измерения. Например, для заготовки потребо­валась листовая сталь толщиной 2 мм и размерами 200Х300 мм. Что­бы узнать, сколько стоит эта заготовка, надо сначала взвесить ее, а если такой возможности нет, то подсчитать ее массу в тоннах. Все единицы измерений перед вычислениями надо перевести в систему СИ (стандартные измерения):

2 мм = 0,002 м;

200 мм = 0,2 м;

300 мм = 0,3 м;

1 т = 1000 кг.

Стоимость заготовки равна ее величине, умноженной на цену. В данном случае масса (М), выраженная в тоннах, умножается на цену (Ц) материала за 1 т. Масса любого вещества вычисляется так: объем (V) умножается на плотность вещества (Р). Плотность стали (Р) — масса единицы объема — стандартная величина, равная 7600 кг/куб. м.

Объем (V) вычисляется так: перемножаются между собой длина, ширина, толщина.

V=а x b x s = 0,2 x 0,3 x 0,002 = 0,00012 куб. м

Масса заготовки равна:

М = V x Р= 0,00012 x 7600=0,912 кг =0,000912 т.

Условная цена (Ц) 1 т листовой стали 10 000 руб.

Стоимость заготовки (Cз):

Сз = М x Ц = 0,000912 x 10 000 =9,12руб. [9]


6.2 Экономические расчеты затрат на электроэнергию

Кроме затрат на материалы, при изготовлении изделия необходимо определить количество израсходо­ванной для этой цели электроэнергии. Сюда входит электричество, необходимое для работы на различных станках и для освещения, в том числе и местного.

Количество потребляемой электроэнергии (А) выража­ется в киловатт-часах. Цена 1 кВт-ч электроэнергии (Ц) условно составляет 1,80 руб. Поэтому для определения стоимости электро­энергии (Сэ) необходимо цену за 1 кВт-ч умножить на мощность (W) электроприбора, выраженную в киловаттах, и на время работы (t) этого электроприбора в часах.

Например, для определения стоимости затрат на электроэнергию (Сэ) при работе на токарном станке мощностью 1,5 кВт в течение 1 ч 15 мин поступаем следующим образом:

1 ч 15 мин = 1 ч + 15/60 ч = 1 ч + 0,25 ч = = 1,25 ч.

А(ст) = W х t = 1,5 кВт х 1,25 ч = 1,875 кВт-ч.

Сэ(ст) = А х Ц =1,875 х 1,80 = 3,375 руб.

У станка имеется местное освещение — лампочка мощностью 100 Вт.

А(л) = W х t = 0,1 кВт х 1,25 ч = 0,125 кВт-ч.

Сэ(л) =А х Ц = 0,125 х 1,80 = 0,225 руб.

Стоимость электроэнергии на общее освещение (Сэ.о.о.) под­считывают следующим образом. Складывают мощность всех лампочек помещения и умножают ее на отработан­ное время. Например, в мастерской имеется 20 лампочек мощностью 100 Вт, работа выполнялась 1,25 ч.

Тогда А = W20 х t = 2000 х 1,25 = 2500 Вт или 2,5 кВт.

Стоимость израсходованной электроэнергии на общее освещение составит: Сэ.о.о. = А х Ц = 2,5 х 1,80 = 4,5 руб. Если в мастерской одновремен­но работает 10 учащихся, то эти затраты можно разделить на каждого, что составит: 4,5 : 10 = 0,45 руб.

Для получения общих затрат на электроэнергию (Сэ.о.) надо сложить полученные величины: Сэ.о. = Сэ(ст) + Сэ(л) + Сэ.о.о. = 3,375 + 0,225 + 0,45 = 4,05 руб. [10]



6.3 Экономические расчеты затрат на оплату труда

Любой вид продукции включает в себя затраты на оп­лату труда того, кто изготовил эту продукцию. Эти затраты влияют на себестоимость изделия. Себестоимостью изде­лия называют затраты на его изготовление.

Существует несколько систем оплаты труда. Основны­ми из них являются повременная и сдельная оплата труда.

При сдельной оплате труда деньги выплачиваются за конкретную сделанную работу. Время, потраченное на вы­полнение этой работы, не учитывается. Примером работы по такой оплате труда является уборка снега со всей кры­ши здания.

При повременной оплате труда деньги выплачивают за проработанное время. Примером такой оплаты труда явля­ется работа учителя.

На практике очень часто применяются комбинации этих форм оплаты труда. Существуют и другие формы оп­латы труда.

Рассмотрим пример. Будем считать, что оплата труда повременная. При этом виде оплаты труда за 1 ч работы выплачивается определенная сумма k (например, 1 ч рабо­ты столяра 1 разряда условно стоит 10 рублей). Тогда стоимость оплаты труда Со.т. подсчитывается как время, затраченное на изго­товление изделия (например, t — 1,25 ч), умноженное на установленную оплату за 1 ч (k).

Со.т. = t х k= 1,25 ч х 10 руб. = 12,5 руб.

При оплате труда необходимо учесть и время, затрачен­ное на проектирование и конструирование изделия, со­ставление технической документации и рекламного про­спекта изделия. Оплата за различные виды работ может быть разной, но рассчитывается она по одинаковым фор­мулам. После подсчета оплаты за каждый вид работы складываются все результаты и полученная общая сумма является оплатой труда за полностью изготовленное изделие (Со.т.о.).


6.4 Экономические расчеты затрат на себестоимость изделия

Себестоимость продукции — это сумма денежных затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продук­ции — это обобщающий показатель наряду с прибылью, характери­зующий все стороны деятельности предприятия во взаимосвязи. Определяется по формуле:

С = Мз + Ао + Ро + (Ог.с.с. + Ом.с. + Оо.с.и. + Ок.р.к. + 3д.р.),

Где:

С — себестоимость продукции;

Мз — материальные затраты на производство и реализацию продукции;

Ао — амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

Ро — расход на оплату труда;

Ог.с.с. — отчисление на государственное социальное страхование;

Оо.с.и. — отчисления по обязательному страхованию имущества;

Ок.р.к. — плата за краткосрочные кредиты банков, кроме процентов по просроченным ссудам;

Зд.р. — другие затраты на производство и реализацию продукции, включая затраты на ремонт средств.

Формула материальных затрат:

Мз = Змат + Зтэ + Зсип + Зстоп + НДСМ,

где Змат. — затраты на сырье и основные материалы, покупные изделия, вспомогательные материалы:

Зт.э. — затраты на топливо и энергию;

Зс.и.п. — затраты, связанные с использованием природного сырья;

Зст.о. — затраты на оплату услуг и работ, выполненных сторонними организациями (комиссионные вознаграждения, расходы на транспортировку, хранение и доставку грузов);

НДСм — сумма налогов на добавленную стоимость, уплаченную поставщиком за материальные услуги (ресурсы).


6.5 Экономические расчеты определяющие цену продукции

Цена — денежное выражение стоимости товара. При определении цены на товар необходимо исходить из следующих предпосылок:

— цена должна возместить затраты на производство и реализацию продукции, включая НДС и обеспечить изготовителю при­быль, которая позволила бы ему работать на принципах самофи­нансирования и самоокупаемости, пополнять фонды;

— цена должна соответствовать спросу на данную продукцию, быть достаточно гибкой и стабильной одновременно.

Цн = С + П + НДС

Где:

Цн — нижний уровень цены, которую предприниматель мо­жет установить без ущерба для себя;

П — прибыль, необходимая для нормального функционирова­ния малого предприятия;

С — себестоимость;

НДС — налог на добавленную стоимость.


6.6 Экономические расчеты стоимости работы по оформлению творческого проекта

Ориентировочная стоимость оборудования ЭВМ составляет около 21 тыс. р. Срок эксплуатации — 5 лет.

Это составляет: 5 лет х 300 рабочих дней = 1500 дней.

Стоимость работы оборудования на один день составляет:

21 000 р. /1500 = 14 р.

Работа по оформлению проекта составляет 2 дня. Тогда стоимость амортизации оборудования(Са.о.) составляет:

14 х 2 = 28 р.

Для распечатки проекта необходима бумага. Цена одного листа 50 коп. Всего понадобилось 20 листов. Таким образом, стоимость бумаги (Сб) составляет:

0,5 х 20 = 10 р.

Итого, себестоимость оформления проекта без учёта труда учащегося равна 38 р.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Гордеев, А.В. Применение эвристических приемов в техническом творчестве [Текст] / А.В. Гордеев // Школа и производство. — 2002. — №2. – С12-18.

  2. Гордеенко, Н. А. Черчение: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.А. Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272с.

  3. Емельянов, О.Б. Использование метода проектов на уроках технологии [Текст] / О.Б. Емельянов, В.А. Осипов. — Шадринск, — 2003. – 44с.

  4. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация [Текст] / В.М. Заенчик, А.А. Карапчев, В.Е. Шмелев. – М,: Академия. — 2004. — 256 с.

  5. Леонтьева, М.Р. Об использовании метода проектов в общеобразовательной области «Технология» [Текст] / М.Р. Леонтьева //Школа и производство. – 2000. — №6. — С. 20 – 22.

  6. Лернер, П.С. Учителю об инженерно-техническом проектировании [Текст] / П.С. Лернер // Школа и производство. – 1999. — №2 – С.21-23.

  7. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического об­разования [Текст] / Н.В. Матяш // Педагогика. — 2000. — №2(3).

  8. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. – 1995. – 220с.

  9. Симоненко, В.Д. Технология [Текст]: учеб. для 5 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Просвящение. — 1998. – 176с.

  10. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 6 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 1998. – 168с.

  11. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 7 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 192с.

  12. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 8 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 240с.

  13. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 9 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 288с.

  14. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 10 кл. / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф. — 2001. – 288с.

  15. Симоненко, В.Д. Технология [Текст] : учеб. для 11 кл. / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф. — 2000. – 192с.

  16. Симоненко, В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ [Текст] / В.Д. Симоненко. – Брянск. Научно-методический центр «Техно­логия», 1996. — 238 с.

  17. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков [Текст] / Ю.С. Столяров. – М.: Просвящение. — 1986. – 128с.

  18. Столяров, Ю.С. Техническое творчество учащихся [Текст] / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский. – М.: Просвящение. — 1989. – 223с.

  19. Уколова, А.М. Организация проектной деятельности обучающихся [Текст] / А.М. Уколова. – Курган. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — 2005.-112с.

  20. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. — 1998. — № 3. – С. 31 – 36.

  21. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель //Директор школы. – 1998. — № 4. — С. 28 – 34.

  22. Янковский, Б.Г. Учить творчеству [Текст] / Б.Г. Янковский, А.В. Гордеев // Школа и производство. – 1999. — №3 – С.22-32.

9


Свежие документы:  Классный час «Как победить дракона или мы выбираем жизнь»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: