Учитель технологии Шустрова Ирина Юрьевна
МОУ гимназии №8 им. академика Н. Н. Боголюбова г. Дубны Московской обл.
7 «А» класс
Новые условия – другие методы.
Проектная деятельность на уроках технологии в классах компенсирующего обучения.
Работая учителем технологии, столкнулась с большой проблемой, знакомой многим моим коллегам, — класс, в котором меньше 25 человек, не делится на подгруппы! Что делать, когда мальчики и девочки должны обучаться технологии в одной мастерской (как правило – это мастерская в кабинете обслуживающего труда)? Как изучать разделы программы «Конструирование и моделирование швейных изделий» в 6-7 классах, когда девочки должны шить юбки и платья, примерять изделия,…Что делать мальчикам?
Передо мной встали вопросы:
— Как решать задачи обучения технологии, определенные основными требованиями государственного образовательного стандарта в таких классах?
— Как активизировать познавательную деятельность?
— Как сделать урок технологии интересным и девочкам и мальчикам одновременно?…
Пытаясь найти ответы, поняла главное – класс должна объединять одна, интересная для всех, цель. А чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Решить эти задачи можно, используя метод коллективного проекта.
Проектной деятельностью на уроках технологии занимаюсь около семи лет, а с такими условиями столкнулась впервые. Было трудно организовать урок таким образом, чтобы все дети были заняты, чтобы каждый ответственно относился за ту часть работы, которая ему поручена и за результат в целом. Но мы справились и были вознаграждены за свой труд. Конечно, на учителя ложиться много хлопот: составить заявку и представление на конкурс, отвезти и привезти работу. Но «игра стоит свеч» — работа заняла первое место в городском творческом конкурсе «Новогодние фантазии» в номинации «Изготовление ёлочной игрушки, поделки». Это послужило стимулом для продолжения работы над проектом и ребята сами (что очень важно, ведь это класс компенсирующего обучения) изъявили желание принять участие со своей работой в школьной научно – практической конференции, поверили в то, что они многое могут, если постараться.
Хочу поделиться опытом своей работы и предлагаю программу проекта
«В гостях у Снегурочки» в 7 кл.
Дизайнеры | Конструкторы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый проект программы представляет целостный курс обучения детей декоративно – прикладному искусству как продуктивной деятельности, реализуемый через моделирование: конструирование и строительство (в том числе в осмысленном сочетании аппликации, торцевании, рисования и др.), предполагает одновременно решение комплексной задачи формирования эстетического и интеллектуального в мышлении ребенка.
Синтез различных видов продуктивной деятельности, чередование групповой и индивидуальной работы, привлечение большого и разнообразного литературного материала, декоративно – прикладного искусства, моделирование пространственных форм развивает у детей: творческие способности, фантазию, коммуникативность, пространственное мышление, речь, мелкая моторика пальцев, глазомер, эстетический вкус, расширяется кругозор, а так же внимание и любовь к Отечественной русской культуре.
Поурочное планирование
Тема | Кол. часов | |
| Основные компоненты проекта. Определение потребностей. | 1 |
| Дизайн – анализ. Краткая формулировка задачи. Упражнения. | 1 |
| Способы представления результата. Упражнение: «Разработка критериев для оценки результата» | 1 |
| Представление результата в графической форме. Диаграмма «Паучок». Упражнение: «Мозговой штурм». | 1 |
| Погружение в проект. Новый год круглый год. Кострома – родина Снегурочки. | 1 |
| Чтение поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка» | 2 |
| Понятия – архитектура, ландшафт, виды архитектуры. | 1 |
| Исследование и анализ задачи. Первоначальные идеи. Эскизы домика Снегурочки. | 1 |
| Проработка лучшей идеи. Составление плана работы. | 1 |
| Работа с книгами и журналами по декоративно – прикладному искусству. Анализ. | 1 |
| Изучение техники торцевание. Упражнения. | 2 |
| Изучение техники квилинг. Упражнения. | 2 |
| Простые электрические цепи. Сборка | 2 |
| Распределение обязанностей при работе над проектом. | 1 |
| Работа над проектом: | 11 |
| Документальное оформление проекта. | 4 |
| Защита проекта | 1 |
| ИТОГО | 34 |
Для защиты проекта на школьной научно – практической конференции ребята сделали красочную презентацию в PowerPoint, а документы оформили, используя текстовый редактор Word.
Таким образом, выполняя проект, учащиеся приобретают умения в информационно-коммуникативной деятельности, рефлексионной деятельности.
Далее представлено документальное оформление проекта.
МОУ Гимназия №8 им. академика Н.Н. Боголюбова г. Дубны Московской области
Коллективный проект по технологии
«В гостях у Снегурочки»
Выполнили учащиеся 7 «А» класса
Руководитель проекта
учитель технологии
Шустрова Ирина Юрьевна
г. Дубна 2009 2010 учебный год
Цель проекта: принять участие в городском конкурсе «Новогодние фантазии»
Обсуждение идей:
«Что представить на конкурс?»
Открытку или газету?
Поделку или изделия?
Вывод: обсудив все варианты, решили выполнить новогоднюю композицию, используя различные техники декоративно – прикладного искусства
Обсуждение сюжета:
Великий Устюг – резиденция Деда Мороза
Новогодняя ёлка
Подарки Деда Мороза
Снегурочка – внучка Деда Мороза
Решение: Снегурочка
Материалы и инструменты:
Ножницы
ножницы «зиг-заг»
канцелярский нож
циркуль
линейка
карандаш
краски
цветные карандаши
стерка
батарейка
2 лампочки
провода
паяльник, подставка
электроплита
клей ПВА
степлер
скотч
Пенопласт – плитки
упаковочный пенопласт
коробки картонные
картон
картон цветной
картон гофрированный
цветная гофрированная бумага
ватман
деревянные брусочки
мишура
писчая бумага
мука и соль
лоскутки ткани
нитки
Немного из истории: «Костромская Снегурочка»
Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.
Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.
В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.
Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.
Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.
Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.
Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра. Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.
Последовательность выполнения работы | |
| Выполнение эскизов домиков, проработка и выбор лучшей идеи |
| Анализ материалов. Подготовка инструментов и материалов |
| Изготовление домика Снегурочки: выполнение чертежей деталей дома, вырезание деталей из пенопласта, декорирование окон и дверей в различных техниках (квилинг, витраж) |
| Изготовление сказочных персонажей и колокольчиков из соленого теста Соленое тесто: 1 стакан муки, 1 стакан соли “Экстра”, 2–3 ст. ложки клея ПВА, стакана холодной воды. Клей развести с водой, муку смешать с солью. Добавить в массу понемногу раствор и замесить эластичное тесто. Примечание: вода может вся не понадобится, все зависит от муки. Тесто можно хранить в пакете в холодильнике сколько угодно. Высушивание поделок духовке |
| Раскрашивание гуашью сказочных персонажей и колокольчиков из соленого теста. |
| Изготовление одежды из различных лоскутков ткани одежды для Снегурочки и пингвина |
| Изготовление фонарей: сборка простой электрической цепи с параллельным соединением элементов (выполнение паяльных работ). Изготовление разверток плафонов, декорирование в технике витража; стойки – конусы из картона, декорированные цветной бумагой Сборка фонарей |
| Изготовление Новогодней елки: основа – конус из бумаги, на который наклеиваются элементы из гофрированной бумаги. Декорирование: блестки, звезда из цветной бумаги. |
| Изготовление часов: из белой бумаги – циферблат, отделка – цветной картон, стойка – конус, декорированный цветной бумагой и шариками пенопласта |
| Изготовление домиков для зверей: использование готовых чертежей разверток, декорирование гофрированным цветным картоном, витражи на окнах, квилинг – на стенах |
| Изготовление маленьких елочек: основа – конус из бумаги, на который наклеивается мишура |
| Изготовление снеговика в технике торцевание: основа – пластилиновые шарики, лыжи и колпачок из гофрированного цветного картона |
| Изготовление забора: картонные коробки, украшенные в технике «квилинг» |
| Сборка композиции |
| Документальное оформление проекта с использованием ПК |
Экономическое и экологическое обоснование
Наименование | Стоимость (руб.) | |
1 | Пенопласт – плитки белые | 79 |
2 | Пенопласт – плитки под дерево | 94 |
3 | Картон гофрированный | 42 |
4 | Цветная гофрированная бумага | 34 |
5 | 2 лампочки | 12 |
6 | Батарейка | 24 |
| ИТОГО | 285 |
Наша композиция не потребовала больших материальных затрат. Все расчеты представлены в таблице.
Технологические операции доступны, не требуют сложного оборудования и инструментов. Композиция соответствует требованиям пожарной безопасности (при изготовлении фонарей использовалась изолента, лампочки малой мощности и выключатель)
Сейчас большое внимание уделяется экологии и в нашем проекте мы решили вопрос использования отходов производства: коробки, картон, упаковочный пенопласт, кусочки ткани, проволока, использованные коктельные трубочки, а, следовательно, сократили количество мусора и усилий на его переработку
Новогодняя ночь | Сказочные персонажи |
Список используемой литературы
А. Н. Островский «Снегурочка»
Проспект: «Терем Снегурочки в Костроме»
Интернет-ресурсы: http//stranamasterov.ru
https://stranamasterov.ru/technics/napkins
https://www.adelis.ru/souvenirs-statues/salt-dough-souvenirs
https://radikal.ru/F/i040.radikal.ru/0812/4b/1cc9bcc6dc38
https://www.gkvolga.ru/guide/kostroma/snegur/