Перспективно — тематическое планирование по технологии 5 класс (мальчики)



На основе государственного стандарта общего образования, примерной программой основного

общего образования и программы по технологии

к учебникам под редакцией Сасовой И.А., Марченко А.В. для 5 классов.




Автор:

Клецова Елена Георгиевна

Муниципальное общеобразовательно

учреждение

лицей №2, Краснооктябрьского района,

Волгограда

п/п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнительного содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план-факт

1

Вводное занятие.

Вводное занятие.

1

Урок изучения нового учебного материала


Правила поведения и техника безопасности на уроках технологии.

Роль технологии в развитии цивилизации.

Соблюдение правил поведения в учебных мастерских.

Знать правила безопасности при работе.

История развития трудового обучения в России и за рубежом (презентация)

Устный опрос





2


Технология в жизни человека и общества.

1

Комбинированный урок

Отличия природного мира от искусственно

го.

Что такое технология. Цели технологии.

Традиционные и новейшие способы обработки в технологии. Рациональное использование ресурсов.

Умение приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию; выявлять влияние технологии на природный мир.

История развития молотка(презентация)

Фронтальный опрос, индивидуальное тестирование.





3

Основы проектирования.

(10 часов)

Что такое творческие проекты.

1

Урок изучения нового учебного материала


Понятие «творческий проект», части проекта, варианты, цели проекта.

Знать, что такое творческий проект, его компоненты и цели.


Фронтальный, устный опрос

Обоснованный выбор объекта для творческого проекта.


4

Этапы выполнения проекта.

1

Урок изучения нового учебного материала


Организационно-подготовительный, технологичеcкий и заключительный этапы.

Выбор и анализ конструкции.

Умение выбирать проект, давать технолого-экономическое обоснование, составлять план изготовления. Организация рабочего места.


Групповой анализ пред

cтоя

щей работы



5-6

Выбор и обоснование темы проекта.

2

Использование поисково-исследовательского метода

Урок-игра

«Профессионал»

Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию изделия.

Технологичность, экономичность безопасность и экологичность проекта.

Элементы конструирования.

Умение формулировать проблему, определять потребность данного проекта, навык поиска вариантов проекта, выбор наиболее рационального.

Деление прямоугольника на основе «золотое сечение». Осевая симметрия.

Практическая работа

Под

бор информации по теме проекта, технических и исторических справок по теме.


7

Конструирование и моделирование изделия творческого проекта.

1

Комбинированный урок

Вариативность конструкторских решений. Нанесение рисунка разметки.

Умение пользоваться приемами моделирования.

Знание свойств и качеств материала, умение экономично его рассчитывать.

Архитектурно – художественное моделирование (демонстрация презентации)

Практическая работа.



8

Техническая документация.

1

Комбинированный урок

Понятие о технологической карте, эскизе, рисунке.

Знание последовательности выполнения работы.


Практическая работа: Составить технологическую карту, эскиз.



9-12

Творческий проект «Лопатка для кухни».

4

Комбинированный урок

Приемы работы. Инструменты при обработке. Правила безопасности.

Знание последовательности выполнения работы.

Соблюдение правил безопасности.

Умение выбирать заготовки, наносить на них разметки.


Практическая работа «Изготовление кухонной лопатки».

Оценка качества изделия».






13-14

Технология обработки металлов с элементами машиноведе-ния.

(24 часа)

Рабочее место для ручной обработки металлов.

2

Комбинированный урок

Слесарная обработка – что это такое?

Основные части слесарного верстака. Составные части слесарных тисков. Закрепление заготовки.

Правила ТБ.

Умение организовать рабочее место, подобрать верстак.

Знание правильного положения рук и ног при работе, составных частей верстака, правил ТБ.


Практическая работа «Изучение устройства слесарного верстака».




15-16

«Тонколистовой металл и проволока».

2

Комбинированный урок

Роль металлов в жизни человека.

Физические свойства металлов.

Использование и получение металлов и проволоки.

Знание роли и свойств металлов.

Умение различать сплавы, сталь, жесть.

Получение проволоки и листового металла.

Демонстрация фильма «Получение стали и чугуна»

Практическая работа «Ознакомление с металлами и сплавами».


Выяснить, из какого материала изготовлены домашние предметы.


17-18

Изображение деталей из металла.

2

Комбинированный урок

Технический рисунок, эскиз,

Чертеж. Чертеж развертки объемного изделия и линии изображения на чертеже.

Умение обозначать диаметры радиусов на чертеже. Знать, что такое развертка линии на чертеже.

Изображение изделий из проволоки.


Практическая работа «Графическое изображение изделий из металла».




19-20

Этапы создания изделий из металла.

2

Комбинированный урок с использованием поисково- исследовательского метода

Проектирование. Конструирование, проект.

Техническое задание. Эскизное конструирование. Этап технологической подготовки.

Умение оставлять техническое задание на изготовление изделия.

Знание требований к изделию. Навык разработки вариантов конструкций, чертежей, рисунка, эскиза.

Демонстрация фильма «Скрепка»

Устный опрос.

Практическая работа.

Конструкция изделия «Крючок для вешалки».


21-22

Технологическое планирование при изготовлении изделий из металла.

2

Комбинированный урок

Технологическое планирование. Технологическая карта и цели ее составления. Контроль качества готового изделия.

Умение выбирать материал, инструмент, составлять технологическую карту. Знания о профессиях людей, занимающихся технологическим планированием.


Практическая работа «Разработка технологической карты на изготовление изделия –крючка для вешалки. Самооценка».



23-24

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

2

Комбинированный урок:

беседа с элементами проблемности, практическая работа.

Слесарная операция — правка инструмента и приспособления при правке металла. Правка тонколистовой стали, проволоки. Правила безопасности.

Знания о необходимости правки. Приемы правки. Способы правки различных материалов.

Правила безопасности.


Устный опрос. Практическая работа

«Правка заготовок».



25-26

Разметка тонколистового металла и проволоки.

2

Урок изучения нового учебного материала


Понятие о разметке. Разметочные инструменты.

Базовая линия. Шаблоны.

Приемы нанесения разметки. Правила безопасности.

Умение применять инструменты при разметке. Соблюдение правил безопасности. Необходимость базовой линии. Цели применения шаблона. Правила размещения инструментов на верстаке.

Экономичное нанесение разметки.

Демонстрация презентации «Чеканка. Гравировка. Художественная ковка».

Практическая работа «Разметка заготовок изделия»



27-28

Зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки.

2

Комбинированный урок

Дефекты на поверхности металла. Инструменты и приспособления для зачистки.

Шлифовальная шкурка. Правила безопасности.

Умение проверять исправность инструмента, надежно закреплять заготовку.

Цель применения нагубников. Умение правильно контролировать качество.

Правила ТБ.

Демонстрация презентации «Плетение из проволоки»

Устный опрос. Практическая работа

«Зачистка заготовок».



29-30

Гибка тонкого листового металла.

2

Урок изучения нового учебного материала


Слесарная операция — гибка.

Инструменты и приспособления при гибки металла. Сгибание заготовок большой длинны.

Знание о профессиях людей, занимающихся гибкой; инструментов, приспособлений и правильных приемов применения.

Знать правила безопасности.

Виды народных промыслов по художественной обработке металлов.

Практическая работа «Соединение фальцевым швом».



31-32

Пробивание и сверление отверстий.

2

Урок изучения нового учебного материала


Что такое отверстие.

Пробивание отверстий, приемы и инструменты получения отверстий на заводах. Накернивание центра будущего отверстия.

Знать приемы накернивания центра для отверстия. Уметь пробивать отверстие пробойником. Знать составные части электродрели, сверла для сверления.


Устный опрос.

Практическая работа «Пробивание и сверление отверс

тий».



33-34

Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке.

2

Урок изучения нового учебного материала


Технологические машины. Составные части сверлильного станка. Передаточный механизм. Скорость сверления, правила безопасности при работе.

Знать устройство станка, уметь налаживать и обслуживать его, выбирать правильную скорость сверления, пользоваться приспособлениями для сверления, затачивать инструменты. Соблюдать ТБ


Практическая работа:

1) «Изучение устройства сверлильного станка»

2) «Сверление отверстий на сверлильном станке»



35-36

Изготовление крючка для вешалки.

2

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Совершенствование умений и навыков обучающихся; применение их на практике, умение оценивать качество изделия.

Умение рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности.

Навык выполнения основных технических операций. Умение читать схемы чертежей, изготавливать по ним изделия.


Зачетная практическая работа

Оценка изделия. Самооценка доброкачественности изделия.





37-38

Технология обработки древесины с элементами

Машиноведения. (28 часов)

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.

2

Урок изучения нового учебного материала


Обработка древесины. Изделия. Рабочее место. Столярный верстак — составные части. Приемы работы на верстке, расположение инструмента, правила безопасности.

Ознакомление с устройством столярного верстака, умение зажимать заготовки в зажимах и между клиньев, правильно организовать рабочее место.


Фронтальный опрос. Практическая работа «Изучение устройства столярного верста

ка».



39-40

Древесина — природный конструкционный материал.

2

Использование игрового метода:

Урок – путешествие «По лесной стране»

Строение древесины, основные разрезы древесины. Текстура древесины, применение древесины.

Знать породы деревьев и их применение, текстуру. Уметь определять породу дерева по основным принципам.


Тест, кроссворд.



41-42

Пиломатериалы и древесные материалы.

2

Комбинированный урок

Пиломатериалы и их разновидность. Элементы пиломатериалов: пласты, кромки, ребра, торцы, фанера, ДСП, ДВП, склеивание фанеры.

Определять вид пиломатериалов и породы древесины, находить элементы пиломатериалов. Изготовление фанеры. Отличие древесины от древесных материалов, их преимущество и недостатки.

Художественная обработка древесины. Виды ремесел.

Практическая работа «Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов». Фронтальный опрос.



43-44

Графическая документация.

2

Интегрированный урок

Понятие о графической документации, техническом рисунке, эскизе, чертеже. Масштаб, проекция предмета, линии чертежа (основные, выносные, размерные, оси симметрии).

Знать назначение детали, материал, уметь прочитать чертеж и графическую документацию, составить рисунок, рисунок, эскиз, выбрать масштаб, знать виды изображения детали, уметь наносить линии чертежа.


Фронтальный опрос.

Подготовить технический рису

нок изделия


45-46

Этапы создания изделия из древесины.

2

Комбинированный урок

Понятие «заготовка», «деталь», «сборочная единица», технологическая карта «Операция».

Умение выбирать материал, инструменты, приспособления, планировать этапы создания изделия, изготовить технологическую карту.

«Лесная скульптура», «Резьба по дереву».

Фронтальный опрос, практическая работа «Изготовление технологической карты на изготовление кухонной разделочной доски».

Подготовить эскизы вариантов кухонной разделочной доски.


47-48

Разметка заготовки из древесины.

2

Комбинированный урок

Понятие о разметке. Чертежные разметочные инструменты, разметка рейсмусом, разметка циркулем, разметка по шаблону, понятие о базовой кромке.

Умение отмеривать размер по линейке, проводить перпендикулярные и параллельные линии угольником, отмеривать ширины детали от базовой кромки, проводить линий, параллельных базе, разметка рейсмусом.


Практическая работа «Разметка заготовки кухонной разделочной доски».



49-50

Пиление столярной ножовкой.

2

Комбинированный урок

Поперечное, продольное и смешенное пиление.

Виды пил, приспособления для точного распиливания — стусло. Прием пиления с упором и в стусле. Правила безопасности.

Умение пользоваться упором, стуслом, выпиливать заготовки в соответствии с разметкой, использовать приемы пиления. Выбрать необходимый вид пилы. Знать и соблюдать меры безопасности.


Практическая работа «Распиливание заготовки при изготовлении кухонной доски».



51-52

Строгание древесины.

2

Урок изучения нового учебного материала


Виды стругов, шерхебель, рубанок, фуганок. Устройство рубанка и его назначение, ножи. Правила безопасности.

Навык владения приемами строгания рубанком. Умение обрабатывать поверхности, устанавливать правильно нож рубанка, правильно располагать инструмент.

Знать конструкцию инструментов для строгания и их различия.


Фронтальный опрос, практическая работа «Строгание заготовки кухонной разделочной доски».



53-54

Сверление отверстия.

2

Комбинированный урок

Отверстия –сквозные, глухие.

Сверла, их применение, разновидность. Основные составляющие сверла. Коловорот — устройство. Примеры их применения. Правила техники безопасности.

Умение различать типы сверл, выбирать и определять диаметр сверла, просверлить отверстие, закрепить сверло в коловороте. Навык делать разметку под сверление.


Практическая работа «Сверление отверстий».



55

Соединение столярных изделий гвоздями.

1

Комбинированный урок.

Беседа. Практическая работа.

Инструменты, подбор гвоздей, молотка. Приемы пользования молотком, забивание и вытаскивание гвоздей. Последовательность сгибания и забивания гвоздя.

Умение определять длину и толщину гвоздей, Соединять детали гвоздями различной толщины, проверять качество соединения.


Практическая работа «Соединение дета

лей гвоздями».

Исследовательская работа:

«Склеивание деревянных изделий»


56

Соединение деталей шурупами.

1

Комбинированный урок.


Крепежные детали-шурупы. Разновидность шурупов, подготовка гнезда под головку шурупа сверлом и зинковкой.

Приемы ввинчивания.

Умение выбирать необходимый шуруп по длине и диаметру, выворачивать шурупы с помощью отвертки.


Практическая работа «Соединение дета

лей шурупами».



57-58

Зачистка поверхностей деталей.

2

Комбинированный урок.


Зачистка поверхностей напильником и наждачной бумагой.

Основные части напильника.

Рашпили.

Шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, риски, ворсистость.

Умение использовать приемы зачистки поверхностей напильником, шлифовальной шкуркой; контролировать поверхность после зачистки.


Практическая работа

«Зачистка поверхности детали из древесины»




59-62

Выпиливание лобзиком.

4

Комбинированный урок.


Устройство лобзика.

Приспособление для стягивания рамки лобзика.

Выпиловочный столик.

Надфили.

Приемы выпиливания лобзиком.

Правили ТБ.

Умение наносить рисунок на заготовку, определять места поворота пилки, делать проколы шилом. Навык выпиливания по внутреннему и наружному контору,

Подготавливать столик, закреплять пилу, выпиливать контуры.


Практическая работа

«Выпиливание лобзиком».

Разработать варианты рисунков для выпиливания лобзиком из фанеры.


63-64

Понятие о механизме и машине.

2

Комбинированный урок.

Использование игрового метода, игра «Поле чудес»

Понятия «машина», «механизм».

Детали общего и специального назначения.

Типовые детали, типовые соединения деталей.

Знание машин и механизмов, типовые детали, применение механизмов.


Фронтальный опрос. Практическая работа

«Ознакомление с устройством различных механизмов».



65-68

Резервные уроки.

Используя модельный метод: урок – аукцион, способствующий совершенствованию знаний, умений и навыков

«Технология обработки металлов».

Используя метод case study «разбор конкретных ситуаций”: «Обработка древесины»

Используя игровой метод: уроки обобщения и систематизации

Деловая игра «Профессионал»

Используя проектный метод, способствующий развитию индивидуальных творческих способностей

Творческий проект



Свежие документы:  Конспект урока «Что мы знаем о тканях»



Используемая литература



Сасова И.А. Марченко А.В.

Технология. Варианты для мальчиков 5 класс

М: Вента- Граф 2008 г.

Сасова И.А. Марченко А.В.

Технология. Варианты для мальчиков 6 класс

М: Вента- Граф 2008 г.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: