Программа элективного курса «Искусство вышивки гладью» 8 класс


Комитет по образованию Администрации Волгоградской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ЛИЦЕЙ № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова

Дзержинского района г. Волгограда









Искусство вышивки гладью



Программа элективного курса для обучения учащихся в 8-х классах










Разработала:

Макридина О.И.

учитель технологии

высшая квалификационная категория














Волгоград 2013

Искусство вышивки гладью


Пояснительная записка


Вышивка – один из самых популярных видов украшения текстильных изделий. С древних времен вышитые изделия занимают преобладающее место в декоративно-прикладном творчестве. Возникнув в далеком прошлом, искусство вышивки на протяжении многих столетий применяется для украшения одежды и бытовых предметов интерьера.

В 6-ом классе учащиеся знакомились со счетной вышивкой, научились выполнять работы, которые делаются по счету нитей в ткани: вышивка гобеленовым швом или крестом.

Кроме счетной существует еще и свободная вышивка. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Все выглядит, как в жизни, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Такую вышивку принято называть художественной. Выполняется она разными техниками вышивания, преобладающей среди которых является гладь.

Представленная программа элективного курса поможет сделать первые шаги по пути к познанию искусства вышивания гладью.

Основная цель элективного курса:

— научить учащихся основным приемам вышивки

художественной гладью;

— совершенствовать полученные навыки вышивки гладью;

— стремиться проявить свою неповторимую

индивидуальность.

Задачами данной программы являются:

— развитие творческого воображения и фантазии по созданию

оригинальных образцов декоративно – прикладного

искусства;

— умение самостоятельно разрабатывать свои композиции

с использованием различных способов вышивки.

Материальной базой для выполнения практических заданий может служить кабинет технологии. Имея самый доступный материал – ткань и нитки мулине, а также довольно простые инструменты и приспособления можно вышивать любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное белье, панно, сувениры.

Для вышивки гладью нужны инструменты и приспособления, которыми учащиеся пользовались раньше, при изучении счетной вышивки, но ткань выбирается совсем другая.

Ткань для вышивки гладью нужна плотная, но тонкая. Можно начинать учиться на тонком неотбеленном льне. Достигнув определенных успехов, можно использовать шелк или атлас, блеск и переливы которых естественно сочетаются с нарядной вышивкой.

Нитки. Выбирают их в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и техники вышивки гладью. Для вышивки используют льняные, шерстяные, шелковые нитки, но лучше всего подходят мулине различных цветов. Мулине имеют прочную окраску, блеск, необходимую прочность. Эти нитки не садятся, не выгорают и не линяют.

Иглы для вышивки гладью нужны с небольшим ушком. Игла должна хорошо прокалывать ткань, и не оставлять после себя больших отверстий. Для некоторых видов вышивки понадобятся толстые иглы.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые, деревянные или пластмассовые. Для работы удобнее круглые пяльцы, они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой.

Наперсток помогает проталкивать иглу через ткань и предохраняет палец от проколов. Он может быть пластиковый или металлический. Надевается наперсток на средний палец рабочей руки.

Ножницы используют для обрезания ниток и для раскроя.

Калька используется для подготовки рисунка к переводу на ткань. Рисунок с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань с помощью копировальной бумаги.

Карандаши простые, остро заточенные: мягкий – для кальки, твердый – для перевода рисунка на ткань.

Для формирования практических навыков необходимо познакомить учащихся с различными видами вышивки гладью, организацией техники безопасности, цветовой гармонией в вышивках.

Свежие документы:  Рабочая программа по чтению и развитию речи для ученицы 6 класса индивидуального обучения на дому

Основное содержание курса — углубление базовой программы по разделу «Традиционные виды декоративно-прикладного творчества». Курс опирается на те знания и умения учащихся, которые были получены ими на уроках технологии в прошедшие годы и дает возможность почерпнуть новое в процессе вышивания гладью, приложить больше фантазии, терпения, упорства, творческого вдохновения, проверить себя и расширить границы эстетических замыслов по созданию новых оригинальных образцов декоративно-прикладного искусства.


При проведении занятий следует строго соблюдать правила техники безопасности. Для разрешения возникающих у учащихся вопросов предусмотрены индивидуальные консультации, которые проводятся преподавателем, читающим курс.


Практическая направленность:

В процессе обучения учащимся будет предложено выполнить ряд практических работ, познакомиться с возможностями различной техники вышивания, создать вышивку по авторским рисункам или фотографиям, сохранять и развивать традиции вышивального искусства.



Требования к уровню подготовки учащихся в 8-х классах


Учащиеся должны знать:

— возможности современных технологий в вышивке;

— инструменты, приспособления, материалы для вышивки;

— способы изготовления различных видов глади;

— правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами.


Учащиеся должны уметь:

— использовать современные технологии при создании вышивки;

— определять цветовую гармонию в композициях;

— изготавливать различные виды глади и создавать новые;

— выполнять эксклюзивные поделки.


Учебно — тематический план уровня подготовки в 8-х классах


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Искусство вышивки гладью

1

Вводное занятие. История вышивки гладью.

1

2

Композиционное построение узоров и цветовая гармония в вышивке.

1

3

Материалы, инструменты, приспособления, используемые при вышивке.

1

4

Методика зарисовки узоров вышивки. Подготовка к вышивке гладью.

1




Технология выполнения вышивки различными видами глади

5

Выполнение вышивки в технике владимирского шитья.

1

6

Выполнение вышивки в технике белой глади.

1

7

Выполнение вышивки в технике штриховой глади.

1

8

Выполнение вышивки в технике атласной глади.

1

9

Выполнение вышивки в технике двусторонней глади.

1

10

Выполнение вышивки в технике художественной глади.

1

Выбор оптимального варианта вышивки

11

Выбор темы творческого проекта.

1

12

Технологическая последовательность выполнения вышивки гладью.

1

13

Технологическая последовательность выполнения вышивки гладью.

1

14

Технологическая последовательность выполнения вышивки гладью.

1

15

Окончательная отделка готовой вышивки.

1

16

Оформление пояснительной записки.

1

17

Защита творческого проекта.

1

Итого: 17 ч

Содержание программы



1. Вводное занятие. История вышивки гладью. (1ч)

Вышивка в эпоху Древней Руси. Традиции вышивального искусства. Виды вышивки гладью Владимира и Торжка, Костромы и Вологды. Узорное ткачество в оформлении изделий.

Лекция: История вышивки гладью.

Учащиеся должны знать:

— историю вышивки в различных исторических периодах;

— область применения вышивки в настоящее время;

— возможности современных технологий в вышивке.

Учащиеся должны уметь:

— создавать изделия декоративно-прикладного творчества;

— использовать современные технологии при создании вышивки.


2. Композиционное построение узоров и цветовая гармония в вышивке.(1ч)

Определение формы композиции. Метод стилизации. Симметрия в композиции. Цвет – основное выразительное средство вышивки. Цвет и его оттенки. Цветовой круг. Цветовой тон.


Практическая работа: Выбор формы композиции и цветового соотношения с учетом вида изделия и его назначения.

Учащиеся должны знать:

— правила композиции;

— значение цвета в декоративно-прикладном творчестве;

— законы цветосочетания, взаимоотношения основных и дополнительных цветов.

Учащиеся должны уметь:

— выбирать мотив и фон вышивки;

— определять форму и размер вышивки;

— комбинировать цвета в декоративном изделии;

— учитывать соотношение цветов различных деталей орнамента и фона основы.


3. Материалы, инструменты, приспособления, используемые при вышивке.(1ч)

Оснащение рабочего места материалами, инструментами, приспособлениями. Организация техники безопасности при вышивке гладью.

Практическая работа: Подбор материалов в соответствии с видом изделия.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Текстовые инструменты графического редактора"

Учащиеся должны знать:

— основные свойства используемых материалов;

— требования, предъявляемые к декоративным изделиям;

— правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами.

Учащиеся должны уметь:

— подбирать материалы в соответствии с видом изделия;

— организовывать рабочее место для выполнения вышивальных работ;

— соблюдать технику безопасности при работе с иглами, ножницами.



4. Методика зарисовки узоров вышивки. Подготовка к вышивке гладью.(1ч)

Перевод рисунка с помощью прозрачной кальки и копировальной бумаги. Перевод рисунка «на просвет». Использование термопереводных мотивов или специального термопереводного карандаша.

Практическая работа: Перевод рисунка на ткань и подготовка к вышивке гладью.

Учащиеся должны знать:

— способы перевода рисунка на ткань;

— способы увеличения или уменьшения рисунка.

Учащиеся должны уметь:

— переводить рисунок на ткань одним из способов;

— изменять размер рисунка.



Технология выполнения вышивки различными видами глади

5. Выполнение вышивки в технике владимирского шитья.(1ч)

Особенности владимирского шитья. Техника вышивки кругов и цветов. Техника вышивки листьев. Техника вышивки больших круглых элементов. Техника выполнения накладной сетки. Декоративные швы во владимирском шитье.

Практическая работа: Выполнение вышивки в технике владимирского шитья.

Учащиеся должны знать:

— особенности сочетания цвета во владимирской вышивке;

— технику вышивания различных элементов владимирской глади;

— способы оформления готовой вышивки.

Учащиеся должны уметь:

— учитывать соотношение цветов различных элементов владимирской глади;

— вышивать узоры односторонней владимирской гладью;

— оформлять края вышитых рисунков.



6. Выполнение вышивки в технике белой глади.(1ч)

Искусство вышивки белой гладью. Элементы вышивки, характерные для белой глади. Особенности белой глади. Порядок выполнения элементов белой глади.

Практическая работа: Выполнение вышивки в технике белой глади.

Учащиеся должны знать:

— особенности сочетания цвета в вышивке белой гладью;

— технику вышивания различных элементов, характерных для белой глади;

— способы оформления готовой вышивки.

Учащиеся должны уметь:

— учитывать соотношение цветов различных элементов в вышивке белой гладью;

-сочетать белую гладь с прорезной гладью и мережками;

— добиваться выпуклой формы элементов вышивки белой гладью.



7. Выполнение вышивки в технике штриховой глади.(1ч)

Особенности выполнения штриховой глади. Сочетание штриховой глади с другими видами вышивки. Рисунки для штриховой глади.

Практическая работа: Выполнение вышивки штриховой гладью.

Учащиеся должны знать:

— особенности выполнения штриховой глади;

— технику вышивания различных элементов, характерных для штриховой глади;

— способы сочетания штриховой глади с другими видами вышивки.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять вышивку в технике штриховой глади;

— сочетать штриховую гладь с другими видами вышивки.

8. Выполнение вышивки в технике атласной глади.(1ч)

Основа атласной глади – стебельчатый шов. Особенности техники вышивания атласной гладью. Рисунки для атласной глади.

Практическая работа: Выполнение вышивки атласной гладью.

Учащиеся должны знать:

— особенности выполнения атласной глади;

— технику вышивания элементов, характерных для атласной глади.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять вышивку в технике атласной глади;

— добиваться выпуклой формы узора в вышивке атласной гладью.



9. Выполнение вышивки в технике двусторонней глади.(1ч)

Особенности техники выполнения двусторонней глади. Рисунки для двусторонней глади. Прямая и косая гладь в узорах двусторонней глади.

Практическая работа: Выполнение вышивки в технике двусторонней глади.

Учащиеся должны знать:

— особенности выполнения двусторонней глади;

— технику вышивания элементов, характерных для двусторонней глади.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять вышивку в технике двусторонней глади;

— сочетать двустороннюю гладь с другими видами вышивки.


10. Выполнение вышивки в технике художественной глади.(1ч)

Художественная гладь – двусторонняя гладь с эффектом светотени. Особенности перехода тонов в художественной вышивке. Приемы эффекта объемности вышивки (глубины или выпуклости).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ее величество - пуговица"

Практическая работа: Выполнение вышивки в технике художественной глади.

Учащиеся должны знать:

— особенности выполнения художественной глади;

— особенности плавного перехода тонов в вышивке;

— прием эффекта объемности вышивки.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять вышивку в технике художественной глади;

— добиваться плавного перехода тонов в художественной вышивке.


Выбор оптимального варианта вышивки

11. Выбор темы творческого проекта.(1ч)

Художественное творчество как потребность человека познать самого себя, свои способности, возможности, выразить собственное мироощущение. Создание собственного проекта.

Практическая работа: Выбор темы проекта в соответствии со своими потребностями.

Учащиеся должны знать:

— потребности в создании проекта;

— основные компоненты проекта;

— требования к изделию.

Учащиеся должны уметь:

— обосновывать выбор темы проекта;

— находить информацию и использовать ее при работе над проектом.


12. Технологическая последовательность выполнения вышивки гладью.(1ч)

Технологическая последовательность выполнения вышивки, выбранной учащимися для создания собственного проекта.

Практическая работа: Выбор техники выполнения вышивки различными видами глади.

Учащиеся должны знать:

— особенности выбранной техники вышивки гладью;

— приемы вышивания элементов, характерных для данного вида глади.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять вышивку в определенной технике глади;

— сочетать в изделии разные виды вышивки гладью.


13. Технологическая последовательность выполнения вышивки гладью.(1ч)

Технологическая последовательность выполнения вышивки, выбранной учащимися для создания собственного проекта.

Практическая работа: Выбор техники выполнения вышивки различными видами глади.


Учащиеся должны знать:

— особенности выбранной техники вышивки гладью;

— приемы вышивания элементов, характерных для данного вида глади.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять вышивку в определенной технике глади;

— сочетать в изделии разные виды вышивки гладью.



14. Технологическая последовательность выполнения вышивки гладью.(1ч)

Технологическая последовательность выполнения вышивки, выбранной учащимися для создания собственного проекта.

Практическая работа: Выбор техники выполнения вышивки различными видами глади.

Учащиеся должны знать:

— особенности выбранной техники вышивки гладью;

— приемы вышивания элементов, характерных для данного вида глади.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять вышивку в определенной технике глади;

— сочетать в изделии разные виды вышивки гладью.



15. Окончательная отделка готовой вышивки.(1ч)

Возможности использования различных материалов в оформлении работ.

Практическая работа: Окончательная отделка творческой работы.

Учащиеся должны знать:

— последовательность окончательной отделки творческой работы.

Учащиеся должны уметь:

— использовать различные материалы в оформлении творческой работы.

16. Оформление пояснительной записки.(1ч)

Этапы творческого проекта: организационно-подготовительный; технологический, заключительный.

Лекция: Этапы оформления творческого проекта.

Учащиеся должны знать:

— основные компоненты проекта;

— требования к изделию и оформлению пояснительной записки.

Учащиеся должны уметь:

— находить информацию и использовать ее при изготовлении творческого проекта;

— обосновывать потребность в изготовлении изделия;

— создавать план организации по изготовлению проектируемого изделия;

— создавать банк идей и предложений;

— описывать технологическую последовательность изготовления изделия;

— рассчитывать себестоимость изделия;

— делать экологическое обоснование;

— создавать рекламный проспект изделия.


17. Защита творческого проекта.(1ч)

Приемы защиты творческого проекта. Использование презентации при защите проекта. Оценка качества выполненной работы.

Учащиеся должны знать:

— возможности программы «PowerPoint»;

— приемы защиты творческого проекта.

Учащиеся должны уметь:

— оценивать качество выполненной работы;

— оценивать трудоемкость выполненной работы;

— использовать презентацию при защите творческого проекта.













Список литературы

  1. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. -208с.: ил.

  2. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. МОДНАЯ ОДЕЖДА СВОИМИ РУКАМИ. – СПб.: ТИТ «Комета», 1994. – 464 с.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: