ТЕХНОЛОГИЯ «Менеджмент в семейной экономике»







ТЕХНОЛОГИЯ













Материалы для изучения раздела «Семейная экономика»

Тема: «Менеджмент в семейной экономике»













учитель Матвеева Р.В.

БОУ «СОШ» №36













г. Омск, 2014.

Аннотация

  1. Семья в зеркале экономики. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же законам, что и общество. Как во всяком коллективе для рациональной организации трудовой деятельности в семье необходимо использовать элементы менеджемента.

  2. Менеджемент как наука управления. Развитие менеджемента (рационалистический менеджмент, ситуационный менеджмент).

  3. Элементы менеджмента: в управлении фирмой, при организации трудовой деятельности в семье.

  4. Экономическое воспитание детей в семье как подготовка к жизни в условияхрыночной экономике.







































Ребенок с детства должен усвоить, что экономическая жизнь в семье, на предприятии, в организации должна быть устроена так, чтобы создавать людям возможность максимально свободно действавать к своей выгоде не ущемляя при этом интересов окружающих и не подрыва основ для будущего развития государства в целом.

Изучая экономические механизмы, созданные человечеством для повышения благосостояния, можно сделать вывод, что семья – главное действующее лицо экономики. У экономики есть только два «генеральных заказчика»: семья и государство. Государство тоже удовлетворяет потребности семьи через коллективного представителя. В 1992 году Нобелевская премия по экономике была присуждена американскому ученому Гэри С. Беккеру доказавшему, что поведение людей и в сфере личной жизни подчиняется общим правилам экономической рациональности.

Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество. Как в любом коллективе для рациональной организации трудовой деятельности в семье необходимо использовать элементы менеджемнта.

Менеджемент – система управления производством, применяемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли.

Настоящий успех в деле никогда не приходит случайно. Добиться долговременного успеха можно лишь постоянно используя эффективное управление.

Русское слово «управление» и английское «менеджемент» не являются однозначными. Под «управлением» принято понимать администрирование, распоряжение. Слово «менеджемент» употребляется в применении к деловым организациям, которые осуществляют свою деятельность в условиях рынка. Главная цель менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей. Поэтому есть такое определение менеджмента – «управление бизнесом, через филигранную работу с людьми»

Менеджмент как наука возникла на западе более 70 лет назад. Его отцами является американец Ф.Тейлор и француз А. Файоль.

Ф.Тейлор рассматривал управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом». Для того, чтобы этого достичь необходимо осуществить четыре управленческих функции:

  • выбор цели,

  • выбор средств,

  • подготовка средств,

  • контроль результатов.

А. Файоль на основе обобщения богатого практического опыта пришел к выводу: «Управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы…».

По его классификации управление заключается в том, чтобы:

  • предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий),

  • организовывать (создавать материальную базу и трудовой коллектив фирмы),

  • распоряжаться (приводить в действие персонал фирмы),

  • согласовывать (соединять действия и усилия),

  • контролировать (наблюдать, чтобы все происходило в соответсвии с установленными нормами и отданными распоряжениями).

Современный менеджмент существенно изенился произошла смена рационалистической системы на ситуционную (маркетинговую, обновленческую).

Рационалистический менеджмент исходил из того, что фирма, является закрытой системой и её успех на рынке зависит от внутренних резервов. Решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей за всеми видами дейтельности фирмы.

Маркетинговый или ситуационный менеджмент строится на новых подходах. Фирма считается «открытой системой». Её успех связывается со способностью вписаться во внешнюю среду и приспособить к ней свою работу. Все постоянные системы управления основываются на ответной реакции при воздействии внешней среды. Фирма приспосабливается к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Выше сказанное относится и к семье.

Ситуационный менеджмент в качестве исходных предпосылок берет следующее:

  • фирма рассматривается как живой организм, сотоящий из индивидуальностей, объединенных совместными ценностными установками, например, семья;

  • фирма должна быть нацелена на постоянное обновление, чтобы приспособиться к внешним факторам, главным из которых является покупатель;

  • ставка делается не на «человек-исполнителя», а на человека «самореализующегося». Воспитание такого человека должно происходить в семье и школе.

Менеджмент сегодня – это постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Для каждой фирмы (и семьи) менеджмент является уникальным. Есть лишь общие закономерности и элементы, которые используются, как правило, всеми.

Для управления в бизнесе необходимы цели, планирование, организация и контроль.



Виды деятельности в менеджменте:

МЕНЕДЖМЕНТ

  • Постановка цели

  • Планирование

  • Организация

  • Контроль

  • Мотивация

  • Коммуникация

  • Прогнозирование

У каждой фирмы (семьи) свои задачи, но независимо от вида фирмы её главными общими целями будут следующие:

  • выживание,

  • прибыль,

  • перспектива.

Очень важно продумать и озвучить цели в семье, так как цель определяет направление движения. Любое решение, принимаемое в семье, должно быть продиктовано стремлением приблизиться к цели.

В организации фирмы обязательными элементами являются:

  • цель, задачи фирмы,

  • группировка задач для определения видов работ,

  • группировка видов работ в подразделении фирмы,

  • делегирование полномочий, распределение ответсвенности,

  • создание условий, побуждающих работников вносить максимальный вклад в достижение целй фирмы,

  • организация ситемы коммуникации обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации,

  • построение организационной системы обеспечивающей согласованную деятельность всех подразделений фирмы и чувствительность к изменениям внешней среды.

Существуют различные типы организационных структур управления:

линейная,

линейно-штабная,

функциональная,

дивизионная,

матричная множественная.

На практике выбирается за основу какая-либо организационная структура и дополняется исходя из особенностей фирмы.

Лидер в семье – организатор и вдохновитель любого дела. Лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем разрешимо. За ним идут члены семьи, зная, что он не предложит пустое дело. Умеет убеждать, поощрять, не задевая чужого достоинства и в результате люди стараются работать лучше. Готов использовать полезные пердожения других людей, даже противоречащие его собственной позиции. В «арсенале» лидера есть разнообразные стили руководства и спообы укрепить свой авторитет. Настоящий лидер использует их для достижения целей семьи или фирмы.

Управлять фирмой – значит иметь дело с людьми, у которых разные вкусы, интересы, привычки и свои собственные цели. Нужно заинтересовать их в успехе фирмы , сделать так, чтобы они приносили ей как можно больше пользы – это назыывается мотивация.

Если в фирме больше одного человека, успех её во многом зависит от того, как отношения сложатся между ними. В управлении бизнесом всегда есть проблема коммуникации. Нельзя предъявлять к людям чрезмерные требования. Уважают тех, кто строг к себе, но снисходителен к людям.

Человеку свойственно заглядывать в будущее, планировать свою деятельность с учетом перспективы. В управлении это называется «прогнозирование». Чтобы быть уверенным в конечном достижении поставленных целей фирма должна контролировать проводимые ею мероприятия. Виды и формы контроля очень разнообразны. Производство – предметом контроля является количество и качество продукции, соблюдение технологии, сроки выполнения работ. Сбыт – менеджер по сбыту проверяет какие товары расходятся быстро, а какие зележиваются на складах. Затрат-менеджеры, отвечающие за финансы фирмы, контролируют доходы и расходы фирмы сравнивают величину фактически полученной прибыли с ожидаемой.

Персонал – менеджер по кадрам интересует все что связано с людьми, довольны ли они своей работой в фирме, нужен ли дополнительный персонал. Правильная организация контроля очень важна и во многом завист от искусства менеджера в фирме или лидера в семье. Он должен быть достаточно требователен, чтобы люди чувствавали ответсвенность за свои дейтсвия. Но непрерывный контроль за результатами выполненной работы вреден, он лишает работников самостоятельности и они начинают верить, что без менеджера действительно не могут сделать ни шагу.

Включить детей в экономическую деятельность по расчету расходов семейного бюджета помогут специальные знания полученные на уроках технологии при изучении раздела «Основы домашней экономики».

В семье, как в малом многоотраслевом предприятии, постоянно возникают новые условия или факторы. Для решения таких задач в семье должна действавать научная организация труда (НОТ). Для рациональной организации труда нужны плановость, тщательная подготовка, чистота и порядок на рабочем месте, режим работы, выдержка. Научная организация труда предполагает планирование. Планирование может быть:

  • долгосрочным (ремонт квартиры, генеральные уборки, чистка ковров);

  • еженедельным (стирка, глажение белья, текущий ремнт одежды);

  • ежедневным (приготовление пищи, мытье посуды и т.д),

План составляется на определнный период: день, неделю, месяц, год. Главное достоинтсво календарного плана – его простота и доступность. План должен быть перед глазами, это испытанный способ от разговоров перейти к делу. При планировании нужно учесть, что любая работа требует больше времени, чем кажется на первый взгляд.





Более важные и менее важные дела в течение дня, недели, месяца или года остаются в целом неизменными (как части общей их совокупности). Задачи бывают трёх классов с точки зрения достижения целей. Метод АБВ исходит из трех правил подтвержденных опытом:


А

Б

В

Удельный вес в «стоимости» всех дел, %

65

20

15

В количестве всех дел

15

20

65



  • важнейшие (А) задачи, которыми занят человек (лидер в семье, руководитель в фирме), составляют примерно 15% от количества всех задач и дел, однако вклад этих задач в достижение цели «весит» примерно 65%;

  • на важные задачи (Б) приходится в среднем 20% общего их числа, и «вес» их значимости тоже 20%;

  • менее важные (В), «текущие дела» составляют 65% общего числа задач, но «весят» всего около 15% всех дел человека.

Опытные руководители в фирме или родители в семье умеют устанавливать очередность дел по степени их важности, и к важнейшим задачам приступают в первую очередь и приучают к этому детей.

Цели бывают главные и второстепенные. Искусство менеджера в фирме или лидера в семье во много определяется тем, умеет ли он выделить и сформулировать главную цель деятельности своей фирмы или семьи. Успех семьи в жизни зависит от того, насколько частные цели согласуются с общими и помогают достичь их.

По времени, в течение которого предполагается добиться целей, они делятся на краткосрочные и долгосрочные.

Наконец, цели бывают конечные и промежуточные. Нужно уметь «расположить» промежуточные задачи так, чтобы они приводили к решению конечной.

Требования к целям следующие:

  • цели должны быть четкими,

  • цели должны быть гибкими, в жизни и бизнесе нужно уметь вовремя реагировать на всевозможные изменения и понимать, что в данное время является для семьи главным;

  • цели должны быть реалистичными (достижимыми);

  • прежде чем приступать к выполнению новых целей, нужно проверить, сделано ли то, что намечено ранее.

Чтобы достичь поставленной цели, нужно иметь план действий.

В современной экономике фирмы принимают внутрифирменное планирование как средство достижения поставленных целей и контроля деятельности фирмы. Сотавление планов диктуется жизнью и фирма или семья сама решает, какие планы ей нужны для работы и как удобнее всего их составлять. В больших фирмах самыми распространенными видами планов является производственная программа и финансовый план (бюджет). Главные вопросы производственной программы следующие:

  • какая продукция будет производится и сколько,

  • сколько времени на это потребуется,

  • сколько работников следует привлечь,

  • какое оборудование используется,

  • каким должен быть запас сырья, материалов, чтобы производство шло непрерывно.

Бюджет фирмы показывает, как наилучшим образом потратить деньги, чтобы обеспечить фирме максимальный доход.

Руководитель фирмы должен сделать выбор и определить приоритеты, то есть решить, каким отделам выделить средств больше и в первую очередь.

Бюджет семьи – структура всех доходов и расходов семьи за определнный период времени (месяц и год). Стремеление к экономической рациональности особенно четко прослеживается в том, как формируется бюджет семьи. Изучение семейного бюджета дает основу для серьезного анализа состояния экономики любой страны.

При ознакомлении с семейным бюджетом, доходами, расходами детям целесообразно предлагать проблемные задачи, к которым они проявляют повышенный интерес. Например, при покупке бытовой техники нужно учесть технико-экономические характеристики модели, цену, расход электроэнергии и на основании этих данных сделать выбор.

Еще один пример: расходы на питание семьи – одна из самых подвижных статей бюджета. Для того, чтобы рационально питаться, экономно расходовать продукты, время и деньги, желательно заранее составлять меню, исходя из недельной потребности в продуктах.

В современных условиях система управления фирмой должна быть простой и четкой, чтобы быть конкуретноспосбной. По мнению специалистов она должна иметь такие харктеристики:

  • небольшое число уровней управления,

  • небольшие подразделения с квалифицированными специалистами,

  • трудовой коллектив основанный на малых группах – специалистов,

  • производство товаров и организация работы ориентированная на потребителя.

Роль семьи в экономическом воспитании детей огромна. Ведь именно в семье человек проходит первые «университеты» жизни. Все последующие уроки ложатся на этот фон и рассчитывать на их полное усвоение достаточно трудно, если они не совпадают с уроками полученными в детстве. Ребенок с детства должен усваивать, что экономическая жизнь в семье, а позднее на предприятии, в организации должна быть устроена так, чтобы создавать людям возможность максимально свободно действать к своей выгоде, не ущемляя при этом интересов окружающих и не подрывая основ для будущего развития государтсва в целом.



































Список использованной литературы:

  1. Симоненко В.Д., «Семейна экономика», Москва, 2002.

  2. Симоненко В.Д., «Домашняя экономика», Москва, 2012.

  3. Липсиц И.В., «Экономика без тайн», Москва, 1993.

  4. Электронные образовательные ресурсы с сайта fcior.edu.ru




Свежие документы:  Технологическая карта урока технологии "Бутерброды" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: