Урок по технологии на тему «Ткани с пропиткой и покрытием»


Номоконова Лидия Михайловна



Учитель профессионально – трудового обучения



Краевое государственное бюджетное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №14»

г.Амурск, Хабаровского края







Урок. Ткани с пропиткой и покрытием.

Профессионально – трудовое обучение. Профиль швейное дело.



Цель:

Познакомить учащихся с различными видами отделки тканей.

Задачи:

  1. Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях.

  2. Развивать навыки исследовательской деятельности; отрабатывать навык определения вида ткани; умение систематизировать и классифицировать.

  3. Воспитывать наблюдательность, аккуратность; способствовать социализации учащихся и профессиональному самоопределению.



Оснащение урока:

  1. Презентация «Проверка знаний свойств тканей»

  2. Презентация «Ткани с пропиткой и покрытием»

  3. Отпечатанные карточки с надписями для выполнения коллекции.

  4. Образцы тканей с пропиткой.

  5. Бязь – стираная и новая.

  6. Коллекция тканей с покрытием.

  7. Антистатик – аэрозоль.

  8. Репелент (аэрозоль, крем).

  9. Для проведения опытов – сосуды с водой для каждого учащегося; пластмассовая расчёска, лёгкая ткань.

  10. Карточки с номерами 1,2,3 для опроса.









Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

  2. Актуализация ранее полученных знаний.

— Для успешной работы на уроке повторим сведения о тканях.

— Что такое текстильные волокна? На какие группы они делятся?

— Что такое ткань?

— Что такое отделка ткани?

— Влияет ли отделка ткани на её свойства? Докажите как.

— Повторим свойства тканей. Вы выберите правильный ответ, и при помощи карточки покажите его номер.



— Какие свойства тканей относятся к гигиеническим?

— Что такое усадка?

— При каких условиях происходит уменьшение ткани в размерах?

— По какой нити даёт усадку хлопчатобумажная ткань?

— Что произойдёт с шерстяной тканью, если её постирать в горячей воде?

— Что такое гигроскопичность?

— Какие ткани обладают наибольшей гигроскопичностью?

— Как учитывается данное свойство при пошиве одежды?

— Что такое воздухопроницаемость?

— Назовите ткани, которые обладают лучшей воздухопроницаемостью?



— Что такое теплозащитные свойства ткани?

— Какая связь между извитостью волокна и теплозащитными свойствами?

— Что такое пылеёмкость?

— Какая связь между пылеёмкостью и гладкостью поверхности ткани?

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сейчас вы вспомнили, что такое свойства тканей — это поможет нам при работе над темой урока. Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми свойствами тканей и составите коллекцию.

А для того, чтобы понять о каких новых свойствах идёт речь, и за счёт чего получаются новые свойства, проведём наблюдение.

На ваших рабочих местах лежат 2 лоскутка ткани.

— Что вы можете сказать о внешнем виде этих лоскутков? (Внешне лоскутки одинаковые).

— Рассмотрим ткани более внимательно.

Учащиеся под руководством учителя сравнивают ткани по внешнему виду, виду ткани, плотности, жёсткости, блеску, способности удерживать форму.

— У какой ткани, по-вашему мнению, свойства лучше и почему?

— Как вы думаете, почему внешне одинаковые ткани одного вида имеют разные свойства? (Ткань обработали).

— Действительно, на ткань нанесли вещество, которое улучшило свойства ткани.

Тема нашего урока «Ткани с пропиткой и покрытием»

(Запись учащимися темы урока в тетрадь).







  1. Изучение нового материала.

— Как вы думаете, что такое пропитка, и что такое покрытие? (Ответы учащихся).

Покрытие наносится на поверхность ткани.

Пропитка распределяется по всей толщине ткани.

Пропитка и покрытие являются видами специальной отделки ткани.

(Запись в тетрадь).



— Поговорим о пропитках. Пропитки бывают временные и постоянные.

— У меня в руках ткань. Что вы заметили? (Ткань сильно наэлектризована, и прилипает к одежде).

— Это возможно устранить? (Предложения учащихся).

— В бытовых условиях мы можем воспользоваться антистатиками, которые продаются в магазинах бытовой химии. Попробуем это сделать при хорошей вентиляции воздуха.

— Что вы замечаете после обработки? (Ткань не прилипает к одежде).

— Статическое электричество приносит вред электрикам, сварщикам, монтажникам и т.д., поэтому учёные создали специальную антистатическую пропитку.







— У меня на столе для проведения опытов находятся два внешне одинаковых лоскутка ткани, попробуем их поджечь.

— Что вы скажите о первом лоскутке? (Сразу загорелся, горел жёлтым пламенем, запах жжёной бумаги).

— Что наблюдали во втором случае? (Не горит).

— Второй лоскуток от костюма пожарного, и обработан он пропиткой от огня. Такие вещества называются антипирены – анти – против, пир – огонь.







— Позаботились учёные о нашем доме, и создали пропитку для столового белья, которая не даёт впитаться маслу и влаге.



— Ткани для постельного белья с пропиткой АЛОЭ ВЕРА и эвкалиптом ухаживают за кожей лица и тела во время сна.



— Для защиты ткани от влаги и гниения учёные изобрели водоотталкивающие и противогнилостные пропитки, а в быту можно для этой же цели использовать воск, масло, рыбий жир и клей, как делали это народы Приамурья.



— Структуроподдерживающие пропитки предотвращают ткань от растяжения и разрывов.



— Теплораспределяющая пропитка способствует распределению выделенного тепла по всей площади ткани.



— Пылеотталкивающая и грязеотталкивающая пропитки.



— Пропитки от насекомых вредителей защищают геологов, буровиков, лесников.

(Запись названий пропиток в тетрадь с появлением слайда).

  1. Практическая работа учащихся «Составление коллекции тканей с различными видами пропитки.

а)Вводный инструктаж.

б) Текущий инструктаж.

в) Заключительный инструктаж.

6. Творческая работа.

— Сейчас вы поработаете учёными.

— Прочитайте в тетради названия пропиток, и придумайте какую – то свою, пусть это будет даже самая фантастическая идея. Названия ваших пропиток мы прямо на уроке оформим на последнем слайде.



  1. Подведение итогов урока.



Интернет-ресурсы:



https://www.ariadna-96.ru/production/textile Свойства и виды тканей

https://paraglide.org.ua/publ/2-1-0-21 Прикосновение к ткани

https://untex.ru/skatert/otdelka/ Отделка ткани

https://www.master-jaluzy.ru/rulonnie_shtory/ Рулонные шторы

Свежие документы:  Обучение мастерству рукоделия

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: