Конспект урока для 2 класса «Тела и вещества»


Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему «Тела и вещества»


Цели урока:

Дать учащимся представление о телах и веществах;

Определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются);

Развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщения;


Оборудование: картон, пластилин, различные тела из различных веществ (резиновый мяч, деревянная ложка, стальная ложка, пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки), колбы с водой, карточки со словами: молоко, пар, камень, стекло вода дым, слайды, экран, компьютер, мультимедийный проектор.


Ход урока


I. Организационный момент.


Приветствие гостей.


II. Изучение нового материала.


а) Вступительная беседа:


— При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств)


— Когда изучаем окружающий мир, изучаем много объектов и предметов.


Все они разные. А что значит разные? (по форме, по цвету, где находятся, из чего сделаны)


б) Игра:


— Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (ручей, море, дождь, река, вода из крана)

— Капля воды (маленькая, круглая)


Слад №1 Рисунок капли воды.


— Глина. (кирпич, кувшин, игрушка)

— Глиняный кувшин. (описывают предмет) Слайд №2 Рисунок кувшина.


— Стекло. (окно, дверь со стекло)

— Стеклянный стакан. (описывают предмет) Слайд №3 Рисунок стакана.


— Когда вы точно представляли предмет и его очертания, когда я говорила стекло, глина, вода или стакан, кувшин, капля воды? (о капле, кувшине, стакане).


Слайд №4 Три предмета вместе.


— Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.


Слайд №5 Три предмета вместе.


Слайд №6 Тема урока.


— Называйте тела, которые вас окружают.


III. Гимнастика для глаз. (посмотреть вниз, влево, вправо, вверх; вытянуть руки посмотреть на нос, потом на кончики пальцев)


IV. Работа в группах.


— Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?


1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)


— Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса.


Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.


2 группа (На столе стеклянная воронка — и стакан)


Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.


3 группа: — Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.


(Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.)

Свежие документы:  Урок окружающего мира для 3 класса "Полезные ископаемые (уголь)"


Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.


4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый)


— Из каких веществ они изготовлены?


Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.


V. Физкультминутка.


Упражнения под музыку.


VI. Чтение текста с экрана.


Индивидуальный опрос. Слайд №7 Тела и вещества.Слайд №8 Работа с иллюстрациями.


VII. Задание для всех групп: Слайд №9 Задание для групп


(Карточки со словами у каждой группы) Слайд №10 Ответ на задание.


— По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные)


Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном. Слайд №11 Схема трёх состояний веществ


VIII. Молекулы. Атомы.


— Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.

— А из чего состоят вещества?

— Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.


Слайд №12 Слово – атом.


— Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.


— И образуется – что? Молекула. Слайд №13 Слово – молекула.


— Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.


В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.


IX. Физкультминутка под музыку.


X.Опыты.


1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.


Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу. Слайд №14 Изображение молекул твердых веществ.


2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.


Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет. Слайд №15 Изображение молекул жидких веществ.


3. — А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас – воздух , состоящий из нескольких веществ)

— А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)


Слайд №16 Изображений молекул газообразных веществ.


— Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.


Физкультминутка:


— Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)

Свежие документы:  Конспект урока по геометрии "Геометрические задачи типа «С4». По материалам ЕГЭ – 2010" 11 класс


XI. Практическая работа.


— Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.


1 группа: изобразить молекулы тела – камня.

2 группа: молекулы тела – молоко.

3 группа: молекулы тела – дым.

4 группа: по выбору.


Делаем выводы.Сравниваем молекулы разных веществ. Слайд№17 Сравнение молекул веществ.


Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.


XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.


Физкультминутка.


— Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)

— А когда жарко? (потягиваются)


Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются.


Презентация свойств веществ.


Выводы: В твердых веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.


Слайд №18 Свойство твёрдых веществ. Слайд №19 Вывод о свойстве веществ.


В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается, так же и у газообразных.


Слайд №20 Свойство жидких веществ. Слайд №21 Свойство газообразных веществ.


— А что происходит с веществами при охлаждении?

— Читаем вывод. Слайд №22 Вывод о свойстве веществ.


XIII. Итог урока.


— Интересно было на уроке? С какими свойствами веществ познакомились? Кто может назвать тему нашего урока?

— Тела и вещества.

— Какие новые слова узнала?

— Тела, вещества, газообразные вещества, атомы, молекулы.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: