Конспект урока для 3 класса «Круговорот воды в природе»


Темы «Круговорот воды в природе»


Автор: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового


Тема

Круговорот воды в природе

Цель


формирование предметных компетенций у обучающихся

по теме урока на основе частично-поискового метода и применения средств информационно-коммуникативных технологий.


Задачи

по содержанию:

сформировать понятие «круговорот воды в природе»;

расширить и закрепить знания обучающихся о трех состояниях воды и её свойствах;

формировать бережное отношение детей к воде;

по способу деятельности:

Личностные УУД

Умение:

осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;

ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

аргументировано отстаивать свою точку зрения;

оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;

Метапредметные

Познавательные УУД:

Умение:

отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»;

работать с информацией;

собирать информацию, обрабатывать и делать выводы;

решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания

Регулятивные УУД:

Умение:

определять цель учебной деятельности самостоятельно;

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

аргументировано находить и объяснять свои ошибки;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся;

Коммуникативные УУД:

Умение:

задавать вопросы;

слушать, не перебивая;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами;


Проблема


Проблемный вопрос

Учащиеся имеют недостаточные знания о круговороте воды в природе.


Воды на планете очень много. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?



Предметные:

Знать три состояния воды.

Уметь рассказать о круговороте воды.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Интерактивная доска, компьютер,глобус, карточки, тетрадь, учебник «Окружающий мир».

Организация пространства

(фронтальная работа, работа в парах, группах)


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

I.Организация начала урока

Цели:

Формирование умения оценить свою

готовность.


Дорогие ребята!

Если вы веселы – улыбнитесь!

Если вы дружны – возьмите за руку своего соседа!

Подержите его руку несколько секунд в своей руке

И поделитесь с ним своим теплом и настроением.

А настроение, как я понимаю у вас прекрасное.

Ну что ж молодцы!


-Те знания, которые вы приобрели на прошлом уроке, и узнаете сегодня, я бы хотела проверить в виде теста в конце нашего урока.


-Поэтому слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.


Регулятивные УУД

(формирование умения

планировать, контролировать свою деятельность.)

Личностные УУД (социальные компетенции, личностные

качества)

II. Постановка целей и задач урока.

Актуализация опорных знаний


Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создать условия для возникновения у

учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— уточнить

тематические рамки.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны? Это так ли?


— Ребята, можно ли сказать, что вода находится «везде»? Сейчас мне нужен самый храбрый и отважный ученик(ца), который (ая) попробует составить рассказ по подготовленному мною видеоролика «Вода».

(видео «Вода»)

— Ребята, а в каком виде встречается вода в природе?( ответы детей)

— Какие превращения в ней происходят?

— Молодец!!!

— Почему воду надо беречь и охранять?

— Правильно ведь пресной, чистой воды на земле меньше чем соленой.

— Верно, молодцы.


Коммуникативные УУД(излагать свое мнение,

аргументировать его)

Личностные УУД

(сформированность мотивации к обучению)

III. Изучение нового материала


Цели:

— поставить проблему;

— организовать

формулировку темы

урока детьми;

— организовать

постановку цели

урока детьми.

(Звучит плеск воды)

(Выходят учащиеся с диалогом)

« — …,ты так много знаешь всего. Посмотри на глобус, на нем так много синего цвета. Сколько же пространства Земли покрыто водой?

— Я думаю больше половины. Хотя я не уверен, что прав. ….а ты знаешь ответ на этот вопрос?

— Практически все континенты Северная и Южная Америка, Африка, Евразия, это огромные острова в бесконечном пространстве воды. Воды на планете очень много. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?»

(ответы детей)

— Какую проблему мы ставим, ребята?

Кто может мне сказать тему нашего урока?(ответы детей)

— Какова цель урока? ( ответы детей)

— Наша цель – узнать о превращениях воды


Давайте, обратимся к учебнику на стр.78-79, работаем в парах.



Регулятивные(принимать и сохранять цель)

IV. Решение учебной задачи. Изучение

нового

Цель:

— Актуализировать

знания детей о

состояниях воды,

круговороте воды.












Физкультминутка

(в группах по 4

человека)








V.Решение учебной задачи

Цель:

формирование умения обобщать, делать

вывод.















Ваша задача:

— прочитать текст;

— составит вопрос по картинке;

— задать вопрос своему соседу по парте, который должен ответить на него.

— Какие вы молодцы!



(Правила работы в парах.)











— Представьте себе, что каждый из вас « молекула – воды», изобразите что происходит с молекулами воды:

— в паре над кипящим чайником;

— в стакане воды, которую поставили в холодильник;

— в чайнике, который поставили на огонь.

(дети изображают молекулы)





— А сейчас сможем ли мы увидеть где-нибудь как испаряется вода?

Проведем мокрой тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась у нас на глазах! Вот чудеса!!!

Ребята, как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар.

— Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

— В природе, ребята, мы можем наблюдать, как вода испаряется?

— Да, конечно.

— А, как происходит круговорот воды в природе?

-Давайте послушаем Мочалова Александра, он нам приготовил доклад на тему

« Круговорот воды в природе»

-Какой вывод можно сделать? ( ответы детей)

— Вода испарилась.


( показ презентации «Круговорот воды в природе»)



Коммуникативные (готовность слушать

собеседника, вести диалог; признавать существование

различных точек зрения)

Познавательные (анализ

информации, систематизация, классификация; овладение

начальными сведениями о

сущности и особенностях природных явлений)

Личностные УУД(готовность саморазвитию)




































VI. Решение учебной задачи .


Цели:

— организовать

выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;

— организовать

творческую деятельность;

— умение действовать по плану.


— Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника и образец работы, но оформлять вы можете так, как захотите.

Составим план нашей работы:

1.Подготовить рабочее место.

2. Поставить цель работы.

3.Рассмотреть схему.

4. Выбрать материалы для работы.

5. Распределить обязанности в группе.

6. Выполнить работу.



Дети презентуют работу.





(инсценировка по стихотворению С.Погореловского « Весенний гром»)


— Сейчас, мне понадобиться помощник, который будет помогать в инсценировке стихотворения.

— Кто желает, мне помочь?


Нависли тучи над селом-

И разразился в небе гром. ( звучит музыка грома и появляется туча )

— Катился гром, гремел ворчал

На всех

Кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя. ( звучат капельки дождя )

Она была совсем ничья

Но стала капелькой ручья.( музыка ручья )

Куда ты несешься,

Постой, ручеек,

Побудь, непоседливый, с нами!

– Спешу я, ребята,

Ведь путь мой далек-

Бегу я на родину к маме!

– А кто твоя мама? ( шум моря )

– Большая волна,

Волна океана седая,

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню я слушать хотела,

Но солнце пригрело сильней – ( появляется солнце )

И к страннице тучке

Я паром взлетела. ( Появляется пар )

Летела по свету я с ней.

– Счастливая ты!

Увидела с неба

Всю землю с ее чудесами!

– Да много в пути

Повидала чудес,

Но очень грустила о маме!


-Ребята ,что совершила капелька? Правильно, круг.

-Такое явление называется круговорот воды в природе.



Познавательные УУД (связи и отношения между

объектами и предметами;

Использование схемы)


Коммуникативные (готовность слушать

собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения,

умение договариваться о

распределении функций и

ролей в совместной

деятельности).





Регулятивные УУД(работа с интерактивной доской)


VII. Решение учебной задачи, тест.

Цель:

— организовать

выполнение учащимися самостоятельной работы;










VIII. Обобщение

усвоенного. Оценка.

Цель:

-формирование умений обобщать

знания, делать

выводы,

оценивать работу;








Тест по теме « Круговорот воды в природе»


Ф.И.__________________________________________________


1. Под действием солнечных лучей происходит…

охлаждение испарение выпадение осадков

2. Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……

нагревание круговорот

3. В виде чего вода возвращается обратно на землю?

__________________________________________________________

4. Из чего образуются облака?

___________________________________________________________

5. Куда девается вода, которая попадает на землю

__________________________________________________________




После чего оценивают себя.

– Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе, таким образом цель достигнута.


-В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!


— Изменяется ли количество воды на планете? (Нет, оно остается прежним)

— Что вам показалось наиболее интересным?

— А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на уроке?




Систематизируют полученные знания.
















Коммуникативные УУД(умение презентовать

работу, осуществлять

взаимный контроль в

совместной деятельности)

Регулятивные (оценка своей деятельности)

VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать

рефлексию и

самооценку учениками собственной учебной деятельности.

— Какую цель ставили? Достигли цели?

— Какая тема урока была?

— Вы довольны собой, мои юные исследователи?

Как вы себя чувствуете? А теперь на своих карточках


с тестом приклейте смайлик, с которым вы ассоциируете свое настроение на конец урока.

— Спасибо вам за прекрасную работу.

Регулятивные (освоение

начальных форм

познавательной и

личностной рефлексии)

Домашнее задание

— Дома вам предстоит сделать то, что вас заинтересует по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе», это нарисовать кадры из диафильма про капельку путешественницу с комментариями


Регулятивные УУД(поиск

информации, работа с

диафильмом)

Коммуникативные УУД(составлять комментарии в

устной и письменной форме)

Личностные (взаимодействие с родителями)




















Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Чудесные свойства воды»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: