Конспект урока для 3 класса «Рыхлые породы»


Конспект урока по познанию мира, 3 класс (автор: Олейникова Елена Ивановна)

Тема: Рыхлые породы. 
Цели: 
Расширить знания детей о горных породах. 
Формировать у учащихся знания о видах горных пород: твердые, рыхлые, жидкие, газообразные. Объяснить их хозяйственное значение, полезные свойства. 
Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать , делать выводы. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный запас. 
Воспитывать ощущение причастности детей к природе. 

Оборудование: штатив, воронка, стакан (2), песок, глина, дополнительная информация на листах бумаги, бумага А4. 

Ход урока. 
Организационный момент: 
— Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке! 
Повторение. Актуализация знаний. 
У учащихся на партах листочки с названиями предметов, горных пород… ( дерево, глина, молоко, вода, песок, мел …..) 
— Скажите, пожалуйста, можно ли все это назвать горной породой? (Нет) 
— Почему? ( Вывешивание кластера «Горные породы») 
— Какие виды горных пород вы знаете? 
(Кластеры: «Твердые», «Жидкие», «Газообразные».) 
— Приведите примеры. 
— В свою очередь твердые горные породы тоже делятся на виды. 
( Кластеры: «Плотные», «Рыхлые») 
Проверка домашнего задания: 
— чтобы быстро проверить ваши знания плотные горные породы, я раздам вам таблички, которые вы в течении 5 минут заполните. Оценки за домашнее задание получит каждый из вас. 

Название Описание Свойства Использование 
Гранит 
Песчаник 

Обобщение: Где вам пригодятся знания о горных породах? 
Более подробно горные породы мы будем изучать в 4 классе. 
Попробуйте оценить себя.У вас на партах лежат оценочные листы. Возьмите их, прочитайте, по каким параметрам вы будете оценивать свои знания, свою работу на уроке. 

Оценочный лист. 
1. Вспомнил ли я состав плотных горных пород? 
2. Умею ли я находить новую информацию в тексте? 
3. Умею ли я делать выводы? 
4. Справился ли я с кроссвордом? 
5. Активно ли я работал на уроке? 
6. Подведи итог своей работы. 
Желаю удачи на уроке! 
Ориентационный этап: 
— А теперь попробуйте отгадать, о чем идет речь и определить тему нашего урока: 
— твердые, не растворяющиеся в воде крупинки, вещество сыпучее (Песок). 
— Пластичная, осадочная порода, ее можно обжигать и делать различную посуду. ( Глина) 
(Кластер: «Песок», «Глина») 
— О чем пойдет на уроке речь? 
— Нам необходимы знания о песке и глине? Если да, то для чего? 
— Что хотите узнать? 
(Кластер: «?» ) 
— Сегодня на уроке мы будем работать , как ученные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа ученных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать и делать выводы. 
Повторение знаний о песке и глине. 
— Что вы знаете о песке и глине? 
Дети работаю в группах, вписывают в кружки слова, группа закончившая работать, вывешивает кластер на доску. 
— Все ли я в вспомнил, записал? Оцени себя! 
— Как образовались эти породы? ( в результате разрушения гранита) 
Работа с учебником: 
— Давайте проверим себя по учебной литературе ( с. 60-61) и заполним таблицу. Также на партах песок и глина, разберитесь, что это за порода , из чего она состоит? 
Критерии 
Песок 
Тип горной породы 
Описание 
Как образуется 
Свойства 
Применение 

Критерии Глина 
Тип горной породы 
Описание 
Как образуется 
Свойства 
Применение 

Работа учащихся. 
— Смогли ли вы найти новую информацию в статье? Поделитесь своими находками в группе. 
— Оцените себя. Как вы думаете, теперь вам все известно о песке и глине? 
Сейчас я вам докажу, что вы не все еще знаете. 
Проведение опыта. 
Две воронки, закрепить их в штативы и снизу поставить стаканы. Концы трубочек закупорьте кусочком ваты. В одной воронки песок, в другой глина. Нальем воды до краев. Что видим через некоторое время? 
( Где песок вода просочилась, у глины же вода осталась на поверхности). 
Вывод сделайте у себя в группе. Оцените себя по пункту 3, умеете ли вы делать выводы. 
(Выводы детей) 
— почему после дождя на песке лужи не образуются, а на глинистых дорожках лужи остаются долго? ( У песка крупные частицы, вода легко проходит между ними, а у глины – маленькие плоские крупинки, и вода просачивается очень медленно) 
Работа по информационному листу: 
— Прочитайте самостоятельно текст, выделите устно новую информацию. 
(Самостоятельная работа и выступление детей). 
Проверьте себя, заполнив кроссворд. 
1. Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги. 
А сделать миску или вазу, 
Она понадобится сразу. (Глина) 
2.Какая рыхлая, сыпучая, водопроницаемая, горная порода вхлдит в состав почвы? (Песок) 
3. В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает, опять. ( Вода) 
4. Продукт, обжига глины. ( Кирпич) 
5. Песок, вместе с другими элементами плавят, и получается нужная и необходимая вещь. (Стекло) 
6 Какая деятельность, связанная с глиной, позволяет изготавливать посуду. (Лепка) 
7. Каким свойством обладает глина? ( Пластичность) 
8. Каким свойством обладает песок? ( Водопроницаемость) 
9. Изделия из обожженной глины называют … (Керамика) 
10. Из чего состоит песок? ( Крупинка) 
— Оцените себя! 
Итог: Подведите итоги своей работы. 
Домашнее задание.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Что внутри Земли?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: