ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Воздух. Охрана воздуха от загрязнений».
Ф.И.О. педагога: | Болдырева Татьяна Евгеньевна | |
| Место работы: | ГБОУ ООШ пос.Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области |
| Должность: | Учитель начальных классов |
4. | Предмет: | Окружающий мир |
5. | Класс: | 3 |
6. | Тема и номер урока в теме: | Урок 10 «Воздух. Охрана воздуха от загрязнений. Практическая работа «Свойства воздуха»» |
7. | Дата проведения | 8.10.2013г. |
8. | Базовый учебник: Учебник Плешаков, А. А.» Мир вокруг нас»: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2012. Часть 1 ЭОР: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/522383/ Хостинг презентаций https://ppt4web.ru/
|
|
9. | Цель урока: | Формирование у учащихся научного представления о воздухе и его свойствах; развитие умения исследовать.
|
10. | Задачи: | Образовательные:
— создать условия для формирования понятия «свойства воздуха»
— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
— создать условия для формирования у детей представления о том, что воздух необходим для жизни через исследование его свойств;
-дать представления о применении воздуха в жизни человека.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;
— развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
— извлечение необходимой информации из увиденного;
— осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
— выдвижение предположений и их обоснование;
— самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
— умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
— использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
— осознание уровня и качества усвоенного.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
— определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,
— знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
— уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект — воздух, называя его существенные признаки;
— экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.
|
11. | Тип урока: | первичное предъявление новых знаний |
12. | Формы работы учащихся: | фронтальная, групповая, парная.
|
13. | Необходимое техническое оборудование: | Схема — опора « Состав воздуха», полиэтиленовый пакет, колба, стакан с водой, пустая банка, банка с кусочком лимона, две свечи, мультимедийная установка, проектор, презентация PowerPoint; надувные шарики, трубочки от сока.
|
14. | Структура и ход урока:
|
V. Реализация проекта. Практическая часть. VI. Первичное закрепление. VII. Рефлексия. VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
|
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности | — Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!» — Как понимаете эти слова? — Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
|
Открытие новых знаний. Будем стараться узнать новое. | Личностные: осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели. Коммуникативные.
|
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
|
Им дышат звери, птицы, люди, Без него мы огня не добудем, Без него нет жизни нигде — Даже тем, кто живёт в воде…. (Воздух) Какая тема нашего урока? Воздух, его свойства.
Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе. — Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания детей)
Вывод: Знаете вы много, но не всё. Поэтому сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория ? — Как проверить, правы ли мы?
А вы будете учёными-исследователями. Обратить внимание на орфографию. — Кто такой исследователь?
— Проверим, правы ли мы? (Толковый словарь.)
Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.
А ещё мы должны показать результат свой работы на конференции, поэтому мы составим кластер.
| Декодирование информации(загадка)
Основной вывод-без воздуха нельзя жить
Поиск информации (работа со словарем) Место, в котором проводятся научные опыты. Найдем определение в толковом словаре. Исследователи. Человек, который изучает разные предметы и вещества. Ищут определения в словаре.
| Познавательные Коммуникативные Регулятивные
|
3.Выявление места и Причины затруднения. Постановка проблемы.
| — Итак, что такое воздух? Мы его не видим, но он есть везде Давайте проведём первый эксперимент: Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем и попробуем его осторожно смять. — Легко ли он сжимается? Что произойдет если развязать пакет и выпустить немного воздуха? -Пакет можно сжать. Вывод: В пакете находился воздух и поэтому мы не могли его смять, а когда выпустили воздух, то пакет сжался.
Так что же такое воздух? Воздух – это смесь газов.
Заполняем часть кластера
Воздух – смесь газов Рассмотрим схему. Какие газы входят в состав воздуха? Какого газа больше всего? Лишь два века назад ученые узнали, что воздух смесь газов: Азота –78% Кислорода – 21 % Углекислого газа – 1 % Перед тем, как начнём исследования, проведём физминутку | Поиск информации («Да-Нетки») Ответы детей (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?) Органы чувств. вкус запах.
| Познавательные Коммуникативные |
ФИЗМИНУТКА
| Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех (бег на месте) Побежим скорее в класс Там послушаем рассказ. (Уч-ся садятся)
|
|
|
4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.
| — Наметим план наших действий. — Как же мы будем исследовать воздух? Разделимся на 3 лаборатории. (Каждой группе даётся задание на карточках)
| 1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом и его свойствами. 2. Сделаем выводы.
| Коммуникативные Регулятивные |
5.Реализация проекта. Практическая часть. Цель: определить свойства воздуха.
|
Работа в группах.
1 лаборатория работает над первым свойством воздуха- бесцветность, прозрачность. Оборудование-пустая пробирка, стакан с водой Инструкция по проведению опыта. Есть ли что-нибудь в пробирке? Потопите пробирку в стакане с водой. Что вы увидели? Так что же находилось в пробирке? Почему мы ничего не видим?
О каком свойстве воздуха это говорит? (Заполняют свою часть кластера)
2 лаборатория работает над вторым свойством воздуха – легче воды У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.) — Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) (Заполняют свою часть кластера)
3 лаборатория работает над третьим свойством воздуха – сжимаемость и упругость. Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем и упруг)
4 лаборатория работает над свойством — запах. — Как вы думаете, воздух имеет запах? Давайте проверим. Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Сделайте вывод (Без запаха.) (Заполняют свою часть кластера)
Зажигаю 2 свечи. Создаю проблемную ситуацию. -Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? Ответы детей. Вывод (воздух поддерживает горение) (Заполняем часть кластера)
| Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.
Ребята разбиваются на 3 рабочие группы. Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Пробирка кажется пустой, но если её потопить в стакане, то будут выделятся пузырьки воздуха Вывод: воздух бесцветный и прозрачный
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Пузырьки воздуха всплывают на поверхность воды Вывод: воздух легче воды
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Надули шарик воздухом. При сжимании шарик меняет форму, когда его не сжимаешь, он принимает первоначальную форму Вывод: воздух сжимаем и упруг.
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод. Рассуждения. Воздух в пустой банке ничем не пахнет, воздух в банке с лимоном имеет запах лимона Вывод: воздух не имеет запаха.
Дети наблюдают за опытом, рассуждают, делают вывод. Рассуждения. Свеча, которая находится под стаканом, потухла, а вторая (без стакана) горит. Почему? В стакан не поступает воздух. Вывод: воздух поддерживает горение
| Познавательные: извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи при высказывании своих мнений.
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| — Итак, теперь давайте подведем итог наших исследований . — Какое вещество было объектом нашего исследования? — Какими свойствами оно обладает? Свойства воздуха.
| Заполняют таблицу в рабочей тетради. Перекодировка информации (составление сводной таблицы) | Коммуникативные Регулятивные |
| — В начале урока вы сказали, что жизнь без воздуха невозможна. Давайте проведём ещё один опыт: Закройте ладошками рот и нос. — Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на с.48 «Воздух должен быть чистым!» — Подумайте, что ещё нового вы из нее узнали? РАБОТА В ПАРАХ — Даю каждой паре конверт. Вы должны выбрать, что может явиться источником загрязнения воздуха: (-выхлопные газы автомобилей — животные — выбросы из труб заводов — рыбы — деревья — сжигание мусора — лесные пожары -птицы)
Проверка задания по образцу. — Какой вывод сделаем?
|
Ответы детей.
Ответы детей.
Вывод. Воздух – самое необходимое всему живому на Земле, поэтому его нужно охранять от загрязнений
|
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи при высказывании своих мнений.
|
7. Рефлексия Учебной деятельности.
8. Домашнее задание | — Какой момент урока вам больше всего запомнился? — Где нам могут пригодиться новые знания? — — Оцените свои знания на конец урока На столах у вас воздушные шарики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На интерактивной доске показаны все 3 вида выражения лиц.) — За что себя можете похвалить I вариант: С50.Проверь себя II вариант: составь синквейн «Воздух» Воздух Прозрачный, невидимый Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство Воздух необходим всему живому. Газ |
| Регулятивные Личностные |
Заместитель руководителя ОО ________________________ /Приданова Е.А./