Конспект урока для 4 класса «Петр первый. Реформы в Российском государстве»


Урок окружающего мира в 4 В классе, проведенный Музычук С. И., учителем начальных классов.

Тема: Петр первый. Реформы в Российском государстве.

Цель: формировать представление о Петре первом – первом императоре, его преобразованиях.

Задача:

1.Воспитывать интерес к истории России, патриотизм.

2. Развивать речь, анализировать, делать выводы.

3. Познакомить с личностью Петра первого, реформами и его вкладом в развитие России.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Оборудование:

Ход урока.

1.Организационный момент.

Улыбнулись, подтянулись.

На уроке не зевать.

Ну, ребята, все за дело

И друг другу помогать.

2.Проверка домашнего задания.

На отдельном листе тест для проверки домашнего задания.

1.В каком году произошло крещение Руси?

а) 1988;

б) 988;

в) 987.

2.В каком веке было монголо — татарское нашествие на Русь?

а) XII

б) XIII

в) XIV

3.В каком году произошло Ледовое побоище?

а) в 1242году

б) в 1240 году

в) в 1237 году

4. В каком году произошла битва на Куликовом поле?

а) в 1380 году

б) в 1280 году

в) в 1390 году

5.Какой памятник воздвигнут в честь освобождения России от иноземных захватчиков в 1612году?

а) Собор Василия Блаженного

б) Колокольня Ивана Великого

в) Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

6.Кто благословил Дмитрия Донского на битву с монголо — татарами?

а) Сергий Радонежский

б) Монах Пересвет

7.Кто был первым русским царем? Выбери ответ:

  1. Иван III

  2. Иван IV

  3. Борис Годунов

(самопроверка и самооценка)

Слайд№1 (ответы на дом вопросы)

Слайд№2 (эпиграфы)

— Прочитайте эпиграфы к нашему сегодняшнему уроку:

«Не идея, не мечта, но таинственно великий человек стоит здесь, как и везде на поворотном пункте истории» Адольф Юлихер, нем. историк.

«Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу… возбуждает деятельность!» Виссарион Григорьевич Белинский, русский писатель.

— Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

— О великих людях.

История человечества опирается на великих людей. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей. Вспомните, как они назывались во времена Древней Руси?

Князья.

Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть его личности.

Давайте вспомним князей, оставивших след в российской истории.

«Назовите имена русских князей».

(Слайд№3) (надпись о князьях и тут же ответ)

  1. Он всегда носил с собой кошелёк (калиту) и раздавал из него деньги бедным. При нём владения Московского княжества значительно расширилась. (Иван Калита)

  2. Разбил на реке Неве полчища шведов (Александр Невский)

  3. Прославился битвой с монголо –татарами на Куликовом поле.(Дмитрий Донской).

  4. Объединил два русских города Новгород и Киев. Прибил щит на ворота Царьграда (Олег)

  5. Объявлял неприятелю «Иду на вы» (Святослав)

  6. Заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу. (Владимир Красное Солнышко)

  7. Какой правитель стал первым именовать себе «Царём Всея Руси? (Иван Грозный)

Каждый из этих людей оставил след в истории России.

3. Актуализация темы:

(Слайд№4)

Тема. Петр I. Реформы в Российском государстве.

Вопрос урока: Почему Петра I называли Великим?

4. Изучение нового материала.

а) Планирование работы.

— Что хотели узнать о Петре I?

Предполагаемые ответы детей:

— годы жизни;

-детство

— дела;

— чем прославился;

— что сделал для России.

— Какие же дела прославили этого русского царя? Какие преобразования сделал он для России?

-Об этом расскажете вы друг другу, изучив в группах статьи учебника, энциклопедий.

5. Работа в группах.

Каждая группа изучает свой вопрос и готовит краткий ответ-пересказ.

Темы для изучения:

1– я группа «Детство Петра» (энциклопедия)

2 — я «Пётр I –необычный царь» (учебник)

3 -я «Преобразования в России» — в армии (учебник)

4 — «Преобразования в России» -в культуре (учебник)

5.- «Строительство С — П» (энциклопедия)

Защита групповых работ.

6.Заочное путешествие по Санкт-Петербургу.

-За хорошую работу я приготовила вам сюрприз. Мы сегодня совершим прогулку по самым красивым местам Санкт-Петербурга. Вы готовы? Тогда отправляемся.

Кроссворд

1.Первая русская газета. (Ведомости)

2.Орган управления страной.(Семат)

3. На реке Воронеж был построен русский… (флот )

4. В ходе Северной войны появилась регулярная …(армия)

5. Навигацкие, артиллерийские, инженерные, «цифирные»…(школа)

6. Область, которой управлял губернатор…(губерния)

7. Кунсткамера – это первый русский…(музей)

— Какое слово получилось по вертикале?

На какой вопрос мы искали ответ на сегодняшнем уроке?

-Так почему же Петра 1 называли великим?





7. Итог урока.

Пётр Великий прожил всего 53года. Но он и его сподвижники совершили не вероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.

Слайд №

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин

— Пусть в нашей памяти он останется, величайший правитель России.

8. Домашнее задание.

Слайд №

— Учебник страница 60 – 63. Вопрос №1 на странице 62.



















Инструкция для группы №2.

Тема: «Пётр I –необычный царь» (учебник)

Страница 60,абзац 1,2 прочитать.

Сделать вывод:

Петр I был необычный царь………………………………………..

…………………………………………………………………………

Освоил 15 ремесел……………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………..



























Инструкция для группы №3.

Тема: «Преобразования в России» — в армии (учебник)

Страница 60 ,абзац 3, страница 61 прочитать.

Сделать вывод:

Особенно любил царь………………………………………………………

Петр стал учиться …………………………………………………………….

При Петре I Россия превратилась в ……………………………………….

Создана новая……………………………………

Были открыты ………………………………………..

Появились крупные…………………………………………































Инструкция для группы №4.

Тема: «Преобразования в России» — в культуре (учебник)

Страница 63, абзац 4, прочитать.

Сделать вывод:

Петр I ввел новый………………………

Числа стали обозначать…………………………………..

Выходит новая печатная……………………………………..

Появились новые ………………………..

Первый музей……………………………….

Учредил первую…………………………………….





























Инструкция для группы № 1.

«Детство Петра» (энциклопедия)

Сделать вывод:

Петр I родился……………………………………………………………

Особенно нравились книжки………………………………………………………….

Учителем был……………………………………………………

Любимое увлечение Петра были…………………………………………………………..



































Инструкция для группы № 5.

«Строительство С — П» (энциклопедия)

Сделать вывод:

Заложена Петропавловская крепость в году………………………………………

Кто следил за строительством?…………………………………………………….

Близ крепости для Петра был построен……………………………………….

На строительстве города трудилось………………………………………………………..

Они получали………………………………………………………………………………….

Кроме обычных работников для строительства города были………………..

…………………………………………………………………………………………………………………….

Из каких городов люди работали на строительстве………………………………….

……………………………………………………………………………

























Детство Петра I.

Петр I родился 30 мая 1672 г. Рос он умным мальчиком. Рано научился читать. В детстве особенно нравились книжки с картинками, рассказывающие об истории России и всего мира.

Учителем маленького Петра I был дьяк Никита Зотов.

Царевич от природы был непоседливым и любознательным

Учитель привил Петра I интерес к истории, военному делу, искусству, военным наукам.

Любимое увлечение Петра были военные «потехи» (игры). Полк набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». «Воины» сверстники юного царя из семей придворных и детвора крестьян были одеты в настоящую военную форму.

Детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.




























Строительство городов.

16 мая 1703 года в устье реки Невы Петром I была заложена Петропавловская крепость. Рядом начал возводить город . Царь пристально следил за строительством. По личному проекту царя возводились улицы. Назвал он его Санкт-Петербург, по имени ангела-хранителя святого Петра – бург – на немецкий – город. 29 июня 1703 года в крепости была заложена деревянная церковь Петра и Павла. Позднее крепость стала называться Петропавловской, 24-26 мая 1703 года на берегу Невы близ крепости для Петра I был срублен дом — одна из первых построек Петербурга.

Осенью 1703 года на строительстве города трудилось около 20 тысяч подкопщиков. На следующий год Пётр Первый издал указ прислать на работы ещё 20 тысяч человек. Подкопщиками называли присылаемых из разных городов России работных людей. Они получали хлебное и денежное жалованье. Подкопщики работали в три смены (с 25 марта по 25 сентября). В первую смену работники приходили из Старой Русы, Торопца, Ржева, Великих Лук, Холма, Ростова, Переславля-Залесского, Суздаля, Шуи, Звенигорода, Углича, Кинешмы, Вологды. Во вторую из Смоленска, Дорогобужа, Рославля, Вязьмы, Можайска, Брянска, Курска, Орла, Рыльска, Трубчевска, Мценска, Кром. В последнюю смену из Алатыря, Казани, Керенска, Касимова, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Свияжска, Симбирска, Самары, Сызрани, Саратова, Уфы. Кроме обычных работников для строительства города были нужны квалифицированные мастера. По указу Петра I в Петербург на вечное жительство ежегодно прибывали «переведенцы»: каменщики, кирпичники, плотники, слесари, столяры, пильщики, портные, купцы, канцеляристы. В год прибывало до полутора тысяч человек. Переведенцы получали в год 12 рублей жалованья и по 10 рублей на хлеб. Им ставили избы и отводили огороды. Именно они составили первое трудовое население города. Строительными работами руководили первый петербургский генерал-губернатор А.Д.Меньшиков и первый архитектор города Доминико Трезини.







1.В каком году произошло крещение Руси?

а) 1988; б) 988; в) 987.

2.В каком веке было монголо — татарское нашествие на Русь?

а) XII б) XIII в) XIV

3.В каком году произошло Ледовое побоище?

а) в 1242году б) в 1240 год; в) в 1237 году

4. В каком году произошла битва на Куликовом поле?

а) в 1380 году б) в 1280 году в) в 1390 году

5.Какой памятник воздвигнут в честь освобождения России от иноземных захватчиков в 1612году?

а) Собор Василия Блаженного; б) Колокольня Ивана Великого;

в) Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

6.Кто благословил Дмитрия Донского на битву с монголо — татарами?

а) Сергий Радонежский б) Монах Пересвет

7.Кто был первым русским царем? Выбери ответ:

1.Иван III; 2. Иван IV; 3. Борис Годунов

1.В каком году произошло крещение Руси?

а) 1988; б) 988; в) 987.

2.В каком веке было монголо — татарское нашествие на Русь?

а) XII б) XIII в) XIV

3.В каком году произошло Ледовое побоище?

а) в 1242году б) в 1240 год; в) в 1237 году

4. В каком году произошла битва на Куликовом поле?

а) в 1380 году б) в 1280 году в) в 1390 году

5.Какой памятник воздвигнут в честь освобождения России от иноземных захватчиков в 1612году?

а) Собор Василия Блаженного; б) Колокольня Ивана Великого;

в) Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

6.Кто благословил Дмитрия Донского на битву с монголо — татарами?

а) Сергий Радонежский б) Монах Пересвет

7.Кто был первым русским царем? Выбери ответ:

1.Иван III; 2. Иван IV; 3. Борис Годунов





































































15


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «ВЕСНА»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: