Конспект урока на тему «Былины. Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала»


Конспект урока на тему «Былины. Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала»


Цель: дать понятие былины; познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки;

Задачи: развивать творческие способности учащихся

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  2. Этап усвоения новых знаний.

  • Работа с термином «былина».

Что вы можете сказать об этом слове? От какого слова оно произошло?

Былина – рассказ о том, что когда-то было, в реальность чего верили. Но это не достоверный факт, в основе его лежит вымысел. А, теперь, ребята, перенесемся на много веков назад – в Киевскую Русь. В те далекие времена не раз нападали на Русь враги, грабили города и села, убивали людей, уводили в рабство.

— Кто был защитником земли русской?

(слайд №15).

Богатыри – легендарные Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Посмотрите, как изобразил их художник В. Васнецов на картине «Богатыри».

Три могучих всадника в боевых доспехах охраняют границу земли русской.

В центре – И. Муромец – самый сильный из богатырей, справа на белом коне сидит Д. Никитич – смелый воин, слева от И. Муромца мы видит Алешу Поповича, который побеждал врагов не только силой, смелостью, но и хитростью.

— Ребята, а вы не задумывались, как дошли до наших времен имена народных героев? (из былин).

Вы послушайте-ка люди добрые

Да, былину мою, правду истину!

Особое место среди русских народных песен занимают былины.


Былины – торжественные песни – сказы о богатырях и их подвигах.

— Как вы понимаете выражение песни-сказы?

(былины пелись и сказывались одновременно).

Былины – это народный учебник родной истории. Они как бы воссоздают исторические события, из них мы узнаем об устройстве городов, , домов, одежде, кушаньях и самое главное о чувствах, мыслях людей, живших в те времена.

Былины – самый древний вид народного исполнительства. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет назад.

Былины в народе назывались старины, бывальщины (от слова «быть», но и в былинах есть вымысел).

Исполнялись певцами – сказителями. Сказители пользовались большим уважением, как люди талантливые, обладающие исключительной памятью: часто они заучивали наизусть десятки тысяч стихов. Исполнялись напевной речью – речетативом.



  1. Сравнение терминов «сказка» и «былина» (можно по группам)






  1. Работа по группам с использованием стратегии «ЖИГСО»

  • Деление на домашние группы по 5 человек.

  • Разделение на экспертные группы.



1 экспертная группа – ВИДЫ БЫЛИН.

2 экспертная группа – МИР БЫЛИН.

3 экспертная группа – ГЕРОИ БЫЛИН.

4 экспертная группа — КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.

5 экспертная группа — ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА.

  • Возвращение в домашние группы.



1 экспертная группа.


Виды былин (схема)



ГЕРОИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ

(В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКНОВЕНИЕ, (НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР ИЛИ

СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ) СОПЕРНИЧЕСТВО)



2 экспертная группа.



Мир былины (конспект)

Пространство и время условные, необычные.

Герои одни и те же, они борются с фантастическими существами.

Место действия — Киев, столица Русской Земли.

Время действия — правление князя Владимира.



3 экспертная группа.



Герои былин (таблица)


БОГАТЫРИ

ОБЩЕЕ

ОТЛИЧИЯ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,

ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ


ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ


АЛЁША ПОПОВИЧ

САМЫЙ МОЛОДОЙ, «НАПУСКОМ СМЕЛ», ХИТЁР, ЖИЗНЕРАДОСТЕН, ВЕСЕЛ



4 экспертная группа.





Композиция былин (кластер)




ЗАПЕВ ЗАЧИН








РАЗВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ

А) Запев (привлечь внимание).

Б) Зачин, завязка (поручение).

В) Развитие действия.

Г) Кульминация (подвиг богатыря).

Д) Развязка (расправа с врагом).


5 экспертная группа.


Особенности былинного стиха (план).

Речитатив.

12-14 слогов; три ударения в строке; интервалы безударные от 1 до 3 слогов.

Последнее ударение на третьем слоге от конца.

Повторение предлогов, междометий.


Рефлексия.

  1. О каком древнем жанре русских народных песен вы узнали?

  2. Что такое былина?

  3. От какого слова произошло название?

  4. Назовите героев Былин?

  5. Какой инструмент сопровождал исполнение былин?

  6. Каковы особенности языка? (повторы). На какой слог падает логическое ударение? (на третий от начала и третий от конца слога).

  7. Назовите художника, написавшего картину «Богатыри».

Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры).

6. Д/З знание теории урока.



Выставление оценок.






Свежие документы:  Тест по окружающему миру для 3 класса «Чему учит экономика»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: