Тема урока: «Кого можно назвать человеком?»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование представления о человеке (врожденные и приобретенные признаки)
Задачи урока:
1.Формировать умение работать с текстом как с источником получения новых знаний.
2.Развивать способность анализировать, сравнивать, делать выводы на основе изученной информации, оценивать свою деятельность.
3.Развивать коммуникационные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в паре.
Основные понятия: врожденные и приобретенные признаки, внутренний духовный мир
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, II часть (автор Вахрушев А.А.), карточки с таблицей (врожденные, приобретенные признаки), лист самооценки ученика, презентация, компьютер, проектор, экран.
Ход урока | Формирование УУД | |
1.Орг. момент Мотивация к учебной деятельности | — Орешек знаний тверд, Но все ж, мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Наш девиз: «Хотим все знать!» | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
| — Поднимите руки те, кто читал произведение или смотрел мф Киплинга «Маугли»? — О чем он? — Кто верит, что такое может быть на самом деле? Поднимите руки. — Кто не верит, объясните, почему? (2-3 человека) — Давайте обратимся к науке и жизни. (Зачитываются научные данные) — «Самый первый «мальчик-волк», обнаруженный в 1344 г. в Гессене (Германия), жил в лесу. Почти до четырех лет он обитал в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков. «Мальчик-волк» настолько привык передвигаться «на своих четырех», что к его ногам привязали доски, чтобы заставить его стоять и ходить как люди. А десятилетняя девочка, найденная в 1731 г. во Франции, так хорошо адаптировалась к жизни в лесу, что у неё удлинились большие пальцы рук, позволявшие легко «перелетать» с одного дерева на другое». — Подумайте и скажите, можно ли назвать человеком «мальчика-волка» и девочку и почему? (Визуализация гипотез детей – несколько человек) — Так какой возникает вопрос? (Кого можно назвать человеком?) — Тогда какой будет цель нашего урока? (Высказывания детей) Слайд 1. — Как будем добиваться этой цели? (Решать задачи) — Какие задачи поставим перед собой? (Высказывания детей) Слайд 2. — Какая гипотеза нашего урока? (Высказывания детей) Слайд 3. — Приступаем. Вспомните, что мы знаем о человеке? Чем он отличается от животных? (Дети 2-3, устно) Слайд 4. — Посмотрите. Проверьте. Дополните … — Назовите врожденные и приобретенные признаки человека. Знаете? Ваши версии. (Дети называют) — А откуда можно узнать? (Ответы) — Физминутка. — Давайте узнаем из научного источника информации. | Познавательные: развиваем умение выявлять сущность из информации; на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание; высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: развиваем умение высказывать свое предположение; прогнозировать предстоящую работу. |
3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | — Предлагаю работу в парах по вариантам. — У вас на столах карточки с таблицей у каждого. Посмотрите. Работа с учебником. 1в. – врожденные признаки. С.9 последний абзац, с.10 наверху. 2в. – приобретенные признаки. С.10 последний абзац. Слайд 5. Алгоритм работы в парах. — Проверка по эталону. — Возьмите карандаш. Сверьте по образцу. Если что-то не написали, допишите. Слайд 6.
— Закройте учебники. — Давайте соединим то, что знали и то, что узнали. Попробуем сделать вывод – «Кого можно назвать человеком?» (Ответы детей) — Сравните с выводом учебника. Слайд 7. | Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание; умение работать в паре. Познавательные: развиваем умение на основе анализа прочитанного делать выводы; ориентироваться в учебнике.
|
4.Включение в систему знаний | — Задание (упражнение). — Очень часто можно услышать: «Вот это человек! Человечище! Человек с большой буквы! или И это человек, человечишко?!» — Скажите, как вы понимаете? Что услышали, почувствовали? (Ответы детей) Слайд 8. — О каком человеке можно сказать, что у него богатый внутренний мир? (Ответы детей) — Внутренний мир относится к врожденным или приобретенным признакам? (Ответы детей) | Личностные: развиваем умение высказывать свое отношение к поступкам; выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. |
5.Итог урока. Рефлексия | — Подведем итог нашего урока. — Какова была цель урока? — Какие ставили задачи? Справились? — Подтвердилась ли наша гипотеза? — Ответили на вопрос: «Кого можно назвать человеком?» — Так кого же можно назвать человеком? Слайд 9. — Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу на уроке. Слайд 10. | Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
6.Домашнее задание | Чтение текста темы 1; придумать свою историю (кто желает получить дополнительную оценку). |
|
Приложение
Карточка с таблицей
2в. Приобретенные признаки | |
|
|
Лист самооценки
| Самооценка обучающегося | |
1.Умение принимать учебную цель | Какую цель урока мы сегодня достигли? |
|
2.Умение находить информацию в тексте | Врожденные признаки Приобретенные признаки |
|
3.Умение работать в паре | Выполнение задания в паре, следуя алгоритму |
|
4.Умение контролировать свои действия | Все ли у меня получилось? |
|