Конспект урока на тему «Луг – природное сообщество»


Тема: «Луг – природное сообщество».

Цель урока: дать первоначальное понятие о луге, познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира, охраной лугов, растений и животных луга.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.



  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Мы знаем, что в природе образуются связи между неживой природой и живой природой: растениями, животными, грибами, микроорганизмами, которые приспосабливаются к определенным условиям окружающей среды.

Сегодня на уроке рассмотрим луг, как природное сообщество.

Учащиеся отвечают на вопросы «анонса», опираясь на личные наблюдения.

Вопросы:

  1. Как вы себе представляете луг?

Предполагаемый ответ: Много трав, красивых цветов, нет деревьев, много насекомых, летают бабочки, пчелы, шмели, стоит гудение пчел и стрекотание кузнечиков.

  1. Где вы видели луга?

Предполагаемый ответ: Около рек.

  1. Что можно сказать о красоте луга?

Предполагаемый ответ: Луг напоминает пестрый ковер из разноцветных цветов.

  1. Какой труд людей вы наблюдали на лугах?

Предполагаемый ответ: Косят траву, собирают лекарственные травы.

Сравним свои представления о луге, с тем, что изображено на картине (учитель показывает картину с изображением луга).

Учитель: Что вы видите?

Ученики: Мы видим обширную местность, поросшую травой.

Учитель: Где эта местность расположена?

Ученики: На берегу реки.

Учитель: Чаще луга располагаются на берегах рек и озер. Скажите, почему здесь травянистая растительность, а не лес?

Ученики: Эта местность расположена невысоко от реки, поэтому в земле много влаги. Кроме того, весной местность заливается вешними водами. Деревья не выживут в таких условиях.

Учитель: После схода воды травы быстро идут в рост, т.к. когда талая вода сходит на земле остается ил, который является хорошим удобрением. Так на низменных берегах рек образуются луга с разнообразными травами. Такие луга называются заливными.

Работа с учебником. Прочитаем выводы:

Луга – это обширные территории с травянистой растительностью.

  1. Растения луга.

Учитель: Какие травянистые растения вы наблюдали на лугу?

Ученики: Ромашка, колокольчик, кашка, мышиный горошек, одуванчик.

Работа по учебнику: чтение текста: «Травы лугов».

Учитель показывает классу гербарий луговых трав (тимофеевка луговая, клевер красный, тысячелистник, мятлик, горошек мышиный).

Учитель: Назовите знакомые вам растения из данного гербария. Найдите эти растения на рисунке в учебнике. Покажите растения, которые вам незнакомы. Видели вы их на лугу?

Учитель предлагает найти названия этих растений в учебнике.

Учитель: Есть ли у луговых растений общие черты?

Ученики: Листья у них чаще узкие и длинные, много цветов, стебли чаще разветвленные, у некоторых на стеблях есть усики-зацепы – они цепляются ими за другие стебли и тянутся вверх.

Учитель: Среди луговых трав встречаются лекарственные травы: ромашка, одуванчик, лютик едкий (желтый), тысячелистник. Стебли и листья растений луга мягкие, сочные. Эту особенность луговых растений и использует человек. Во второй половине июня луговые травы начинают цвести. В это время люди скашивают траву, а затем сушат ее на воздухе. Так получают сено. Сено складывают в большие кучи, которые называют стогами. Кто знает, куда идет сено?

Ученики: Сено запасают на зиму, и зимой его скармливают скоту.

Учитель: На некоторых лугах устраивают выгоны для скота.

  1. Животные луга.

Учитель: На лугу обитает большое число животных. Каких животных – обитателей луга вы знаете?

Ученики: Бабочки, пчелы, осы, мухи, стрекозы, шмели, кузнечики, жуки, муравьи.

Учитель: Знаете ли вы, что за день пчела успевает опылить до семи тысяч цветков; для сбора одного килограмма меда одной пчеле надо налетать триста тысяч километров и посетить девятнадцать миллионов цветов.

Учитель: На лугах живут птицы, насекомые. В почве живут дождевые черви. Есть на лугах много мелких зверьков, особенно грызунов – мышей, кротов и др. Почему на лугах много мышей?

Ученики: Мыши питаются травами, но главная их пища семена трав.

Подготовленные учащиеся делают сообщение о птицах: перепел, коростель, чибис, жаворонок, желтая трясогузка.

Работа с учебником.

Учитель: Рассмотрим птиц в учебнике. Какие особенности у птиц, живущих на лугу?

Ученики: Небольшие по размеру, окраска пестрая, сливающаяся с прошлогодней травой. Форма тела обтекаемая, они легко пробираются в траве.

Учитель: Как вы думаете, чем эти птицы питаются?

Ученики: Насекомыми, семенами растений, которые цветут и созревают по очереди все лето. Они всеядны.

Учитель: Улетят ли эти птицы осенью в теплые края? Почему? Ведь останутся семена трав.

Ученики: Да, улетят. Ведь семена занесет снегом, с наступлением холодов исчезнут насекомые. Птицам нечем будет питаться.

Учитель: Часто над лугами летом можно видеть плавно парящих хищных птиц – они высматривают мышей, птиц, птенцов. И горе зазевавшемуся. Охотятся на мелких животных в лугах и лиса, ласка, хорь.

Какие связи существуют между разными животными и растениями луга?

Составьте цепи питания:

  1. Тимофеевка – мышь – сова

  2. Нектар цветка – бабочка голубянка – чибис

  3. Мышиный горошек – мышь – лиса

И другие.

  1. Использование лугов.

Учитель: Что дают луга человеку?

Ученики: Радуют своей красотой, дают немало лекарственных растений, используются как пастбища и для заготовки сена.

  1. Охрана лугов.

Учитель: Какой вред могут нанести люди, в том числе дети, не выполняя простейших правил поведения на лугу?

Обсуждение.

Правила поведения на лугу:

  1. Не вытаптывать почву.

  2. Не бросать мусор.

  3. Не распахивать луга.

  4. Не уничтожать растения.

  5. Не ловить насекомых, жаб, ящериц.

  6. Не разорять птичьих гнезд.

  7. Неумеренный выпас скота очень вреден для лугов.

  8. Нельзя полностью скашивать травы, надо сохранять нетронутые участки, чтобы растения и животные луга могли выжить.

  9. Нельзя выжигать сухую траву.





  1. Итог урока.

Игра «Что мы увидели на лугу».

Учитель: Вот мы пришли на луг.

1 ученик: Я вижу на лугу… Дает название одного растения и одного животного. Показывает их в гербарии и на таблице.

2 ученик: Я вижу на лугу… Дает название другого растения и другого животного. Показывает их в гербарии и на таблице.

3 ученик: Я вижу на лугу… Дает название другого растения и другого животного. Показывает их в гербарии и на таблице.

И.т.д.

Выводы.

Луга – это стол и дом для насекомых, птиц и грызунов. Луга дают корм домашним животным, имеют большое значение для человека. Луга нуждаются в уходе и охране. Луг – сложное природное сообщество.



Домашнее задание:

  1. Прочитать текст учебника.

  2. Составить на отдельном листе памятку «Как вести себя на лугу».

  3. К правилам поведения нарисовать условные знаки.





Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Учимся составлять текст"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: